Кролик Питер пирует в саду мистера МакГрегора в издании 1902 года «Сказки о кролике Питере». (Всеобщее достояние) | Epoch Times Россия
Кролик Питер пирует в саду мистера МакГрегора в издании 1902 года «Сказки о кролике Питере». (Всеобщее достояние)

Кролик Питер: почему он по-прежнему остаётся одним из величайших произведений детской литературы

Детям предоставлено самим решать, каковы будут последствия их непослушания и желаний
Автор: 09.01.2022 Обновлено: 09.01.2022 14:22
Со времён Эзопа животные использовались в качестве средства, с помощью которого человечество решало вопросы своей моральной, этической и культурной идентичности. По мнению некоторых, предпочтение антропоморфизму в ущерб более деликатному отношению к чувствам и благополучию животных, служит искажению образа животных.

По мнению других, такой подход позволяет людям обойти свои собственные социальные табу и раскрыть не только новое понимание того, что значит быть человеком, но и внутреннее отношение человечества к животным как к части природы.

Беатрикс Поттер нравилось творчество поэта Эдварда Лира, который специализировался на бессмысленных стихах и писал о «замечательном кролике». Поэтому Поттер решила создать «Сказку о кролике Питере», историю об озорном кролике, который не слушал свою мать и, несмотря на опасности, играл в саду мистера и миссис МакГрегор.

Беатрикс Поттер намеревалась использовать эту историю, чтобы показать и человеческие качества, и поведение животных.

Кролик Питер — это одновременно и метафора для оценки человеческих слабостей, и возможность представить животное в пасторальной среде. С течением времени история была воспринята неоднозначно.

Является ли Питер социальным нарушителем в рамках человеческой концепции мира или олицетворением «дикой природы» вне кодексов и условностей сельского общества?

Является ли сад его самой «естественной» средой, а домашние удобства — простым искажением сельской местности?

И является ли мистер МакГрегор, стремящийся не допустить кроликов на свой участок, самым явным противником Питера в великой цепи бытия?

Это лишь некоторые из вопросов «Сказки о Кролике Питере», которые делают её одной из самых долговечных и популярных детских сказок.

Независимый рассказчик

Первоначально книга была написана Беатрикс Поттер в 1893 году в виде иллюстрированных писем к своему другу Ноэлю Муру, сыну её бывшей гувернантки. Но затем тексты были возвращены для её частного издания. Издательство взял на себя известный издатель Фредерик Уорн и Ко (Фредерик Уорн & Co). Текст и изображения были окончательно доработаны к 1903 году.

Поттер настояла на том, чтобы размер книги был удобен для детей, а иллюстрации животных были анатомически правильными. Её акварели придали тексту неповторимую эстетику. Поттер также нарисовала изображения животных с позиции ребёнка, чтобы стимулировать сопереживание юного читателя.

Ясное и чёткое представление кролика Питера послужило основанием для решения Беатрикс Поттер противостоять попытке Уолта Диснея адаптировать эту историю в анимационный фильм в 1936 году.

Однако Уолт Дисней, поклонник рисунков зайцев Генриха Клее, увидел в Питере привлекательного кроличьего персонажа, который мог бы продвинуть его собственное более раннее творение — «Освальд Счастливый Кролик».

Освальд, появившийся в 1927 году, сыграл в 27 короткометражных фильмах, соперничая с котом Феликсом. Следующим его фирменным персонажем стал Микки Маус. Однако Дисней понимал, что ему нужен более знаковый кролик, и кролик Питер стал его любимым персонажем.

Стремясь сохранить стиль, эстетику и авторские права своей книги, Беатрикс Поттер позаботилась о том, чтобы личность кролика Питера всегда была связана с серьёзным тоном и цветовой палитрой её собственных иллюстраций.

Акварели Поттер также впоследствии повлияли на художественное оформление анимационного фильма «Бэмби» в 1942 году, а её эскизы кролика Питера (1890) — на дизайн «Прыгуна».

Крайне важно, что изображения Поттер отражали её художественные и интеллектуальные навыки натуралиста. Это дало возможность представить Поттер не как викторианскую моралистку, а как модернистку, настаивающую на том, что животные и дети на изображении должны вести себя естественно.

Уолт Дисней, несомненно, изобразил бы кролика Питера одновременно комичным и морально ответственным. А Поттер сделала его одновременно и вздорным, и весёлым. В качестве более проницательного сказочника, Поттер изобразила то, что, по мнению российского режиссёра Сергея Эйзенштейна, является «фактической регрессией в животное».

Адаптация творений Беатрикс Поттер: Телевизионный сериал Джеффа Данбара «Мир Питера Рэббита и его друзей» 1992 года сохраняет внешний вид и атмосферу оригинала. (Британская радиовещательная корпорация).

Более поздние адаптации

Целостность дизайна и мировоззрения Беатрикс Поттер представлена в более позднем телесериале Джеффа Данбара «Мир кролика Питера и его друзей», который транслировался с 1992 по 1995 год. Каждая сказка сопровождалась виньетками с живым участием Нив Кьюсак в роли Беатрикс Поттер. Съёмки проводились в доме Беатрикс Поттер на ферме Хилл Топ в Озёрном крае.

CGI — сериал «Кролик Питер», снятый для канала Nickelodeon в 2012 году, превосходит недавнюю адаптацию сказки Беатрикс Поттер «Кролик Питер» от Sony Entertainment.

В фильме Sony Entertainment кролик Питер испытывает потребность вернуться к природе, что ошибочно принято за желание грубо отомстить и унизить мистера МакГрегора.

Однако это отвлекает от напряжения между человеком и животным, как описано в сказке Беатрикс Поттер. Это заменяет основную борьбу Питера за независимость рутинными приключениями в саду.

Поэтому важно напомнить, что Беатрикс Поттер писала об отце Питера, который был запечён в пироге миссис МакГрегор. С животными действительно случаются различные истории в этом мире.

Кролик Питер постоянно осознаёт, в какой опасности он находится, осознаёт свою смертность. Персонаж Питера как «непослушного мальчика» раскрывается не как личность, по которой его судят или наказывают, а скорее, как чувство, которое должно просто реализоваться.

Детям предоставлено самим решать, каковы будут последствия их непослушания и желаний. Эта двусмысленность помогла сохранить «Сказку о Кролике Питере» как часть канона литературы и фильмов для детей, что стало частью самого процесса их развития и социализации.

Пол Уэллс — директор Академии анимации в Университете Лафборо в Англии.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА