М. Ю. Лермонтов. (Скриншот/youtube.com)
 | Epoch Times Россия
М. Ю. Лермонтов. (Скриншот/youtube.com)

Лермонтов: «…Я тайны этой не продам!»

Тайна рождения Лермонтова раскрыта
Автор: 04.12.2021 Обновлено: 04.12.2021 10:55
Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, писатель, художник и музыкант, родился 15 октября 1814 года в Москве в доме напротив Красных ворот. Здесь теперь стоит знаменитое высотное здание, на котором есть памятная доска…

Так обычно начинается официальное повествование о рождении поэта.

В те времена моральные устои и нравственность людей имели более высокое значение и определяли жизнь человека и общества. Дети, рождённые вне брака, были изгоями, не признанными обществом. По этой причине Михаил Юрьевич Лермонтов скрывал своё истинное происхождение, и в стихах клялся хранить эту тайну, страстно любя своего настоящего отца и мать.

Кто мог подумать, что в биографии великого русского поэта, которую по программе средней школы изучали все представители старшего поколения, имелся такой непредсказуемый факт, о котором даже говорить никто не смел, а его творчество изучалось поверхностно, без осмысления содержания.

Расскажем всё по порядку.

Семья М. Ю. Лермонтова

Брак Марии Михайловны Арсеньевой, богатой наследницы старинного дворянского рода Столыпиных, и жившего в имении по соседству штабного офицера Юрия Петровича Лермонтова, состоявшийся по воле бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, был несчастливым.

Мальчик, лелеемый мамой и бабушкой, рос в атмосфере семейных скандалов, которые устраивал отец, до конца жизни не признавший Михаила своим сыном.

Тайна рождения и всей трагической жизни Лермонтова считается до конца неразгаданной, и до сегодняшних дней историки пытаются её понять, проводя глубокие исследования творчества поэта: его стихов, поэм, прозы и зарисовок.

Именно эта тайна не дала молодому Лермонтову получить соответствующее дворянское образование, а в дальнейшем сочетаться браком с достойной избранницей.

Почему не дворянин?

О тайне его рождения знали представители царской семьи, поэтому он оставался изгоем до последних дней. Прошение его дяди, Григория Васильевича Арсеньева, которое он подавал после смерти Юрия Петровича Лермонтова в 1832 году, о внесении племянника в дворянскую родословную книгу Тульской губернии, осталось неудовлетворённым.

И мальчик не получил бумагу, которая бы подтверждала его дворянское происхождение.

Поэтому он не мог учиться в университетах для дворян и получить светское образование ни в Москве, ни в Питере, а был отдан в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Окончив её на правах вольного слушателя, он стал офицером российской армии, но и здесь Лермонтов не мог получать государственные награды даже за боевые заслуги.

По той же причине он не имел права любить девушку из высшего света и бывать на балах. Ему было больно, он страдал.

Дневник матери

Мише пришлось расти без матери с шести лет. Бабушка Елизавета Алексеевна страстно любила и оберегала мальчика, который в детстве был очень болезненным. И когда умерла мама Мишеньки, бабушка взялась сама воспитывать внука, не допуская к нему Юрия Петровича.

В наследство от матери Михаилу достался её дневник, который до конца жизни был источником творчества и признаний поэта, которых никто из современников не услышал.

Когда Лермонтов прочитал дневник матери, он был потрясён настолько, что слёг с горячкой, у него даже отказали ноги, пишут биографы поэта.

Прямо и открыто Лермонтов никогда не говорил и не писал о своих родителях.

«…Замечательно, что никто не слышит от него про отца и мать. Стороной мы знали, что отец его был пьяница, спившийся с кругу, и игрок, а история матери — целый роман…», — из записок бывшего юнкера А. Ф. Тирана.

Догадывался ли Михаил, что его обсуждали за спиной однокашники? То, что он ничего не рассказывал об отце и матери, вызывало у окружающих любопытство, которое обычно желают удовлетворить.

«Ужасная судьба отца и сына»

В стихотворении «Ужасная судьба отца и сына» 1831 года, посвящённом отцу, Михаил Лермонтов пишет:

«Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!»

Но о каком отце идёт речь и почему с «названием», а не с «именем». Из биографических данных известно, что, когда мальчика после смерти матери стала воспитывать бабушка, в имение Тарханы отец Миши Юрий Петрович приезжал каждый год, но в детских рисунках поэта не нашлось хотя бы одной зарисовки их встреч. И ни одна строка стихотворения «Ужасная судьба отца и сына» не была посвящена Юрию Петровичу Лермонтову.

Почему?

Юрий Петрович — красавец с утончёнными манерами, любимец светских барышень, гуляка и мот — подвига никакого не совершал («Но ты свершил свой подвиг, мой отец») и свет его не осуждал («Ты светом осуждён»), а сам Михаил не мог его так любить, чтобы писать о нём так возвышенно.

«Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?»

А тот, о ком писал поэт, это «дух ада или рая», находящийся далеко от этого света и людей, «то злых, то благосклонных». И в конце сын задаёт вопрос отцу, которого никогда не видел, зная, что ответ уже не получит. Но он очень хочет понять, любит ли его отец сейчас, когда он уже в том мире, в котором может всё созерцать, свободен в своих чувствах, а значит, знает, что сын его любит.

Поиск отцовской любви

Стихотворение «Я видел тень блаженства» написано тоже в 1831 году, и юноша по-прежнему несчастен. Исследователи считают, что здесь есть реальная основа, и страдания — это безответное чувство поэта к Н. Ф. Ивановой. Но на самом деле это не так.

«Я видел тень блаженства; но вполне,
Свободно от людей и от земли,
Не суждено им насладиться мне».

Юноша видел только тень, а не блаженство, которым ему не суждено было насладиться, потому что «счастье, ложное как звук», пока он зависим от предрассудков общества.

Что это за предрассудки, которые лишают поэта возможности быть счастливым? И эта, и любая женщина, которую поэт полюбит, будет для Лермонтова только «ангелом казни», созданным для его мучений.

«Что для мученья моего она,
Как ангел казни, богом создана.
Нет! чистый ангел не виновен в том,
Что есть пятно тоски в уме моём».

Любовь к матери

«Чистый ангел» — здесь трепетное отношение сына к матери, которую он не в силах винить в своих бедах. Мать не виновата, что есть «пятно тоски» в его уме, которое с годами только ширится и может поглотить и мечты, и пламень чувств. Что это за пятно тоски?

Чем старше юноша становится, тем отчётливее осознаёт, что в этом обществе для него женщин нет и не будет. Почему? Как объясняют биографы, ответ можно увидеть в двойном отрицании «Нет! чистый ангел не виновен в том», то есть всё — в ней и из-за неё, но он её не винит.

То, что речь идёт о матери, а не о любимой женщине, мы видим из следующих строк.

«Печалью вдохновенный, я пою
О ней одной — и всё, что чуждо ей,
То чуждо мне; я родину люблю
И больше многих: средь её полей».

Поэт идёт за своей печалью с мыслями о матери, а печаль в том, что матери больше нет, но для сына она всегда жива, всегда с ним. И чем старше он становится, чем острее его печаль. «Что чуждо ей, то чуждо мне». А что было чуждо его матери и ему? Поэт, как бы оправдываясь и отстаивая свои чувства, говорит:

«Я родину люблю. И больше многих».

Здесь уместно напомнить о замечании одного из биографов, что Лермонтов, оппозиционер, слишком своевольно и настойчиво плывёт против течения и ведёт себя в обществе, как враждебно настроенный иностранец.

А вот заявление поэта о своём «истинном доме»:

«Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землёй,
Навеки прежний вид оставит свой».

Поэт не называет родиной то место, где родился, но именно здесь он познал горесть и здесь его похоронят. Он подчёркивает, что отдыхать будет тогда, когда его прах «навеки прежний вид оставит свой». То есть внешность не имеет ничего общего с его сущностью.
Печаль о матери вылилась в обращение к отцу:

«О, мой отец! где ты? где мне найти
Твой гордый дух, бродящий в небесах»;

Даже в мёртвом отце сын чувствует силу духа, которая помогла бы ему в момент отчаяния. Юрий Петрович при жизни был беспомощным, неспособным помочь даже самому себе. Михаил хорошо это знал, мог ли он обращаться с этими словами к Юрию Петровичу?

«В твой мир ведут столь разные пути,
Что избирать мешает тайный страх».

Никакой гордости у вымогавшего у тёщи деньги и спившегося Юрия Петровича не было. Одно известно точно, в 1831 году настоящего отца поэта уже нет в живых. Если бы отец Лермонтова был русским и христианином, то путь в его мир был бы один. Не значит ли это, что отец Лермонтова не был ни русским, ни христианином?

«Есть рай небесный! звёзды говорят;
Но где же? вот вопрос — и в нём-то яд;»

Видимо, поэта мучает вопрос веры. Где его рай, если в рай, в котором находится сейчас его отец, ведёт другой путь? И не только на небе, но и на земле этот яд отравил поэта.

«Он сделал то, что в женском сердце я
Хотел сыскать отраду бытия».

Но и в женском сердце нет этой отрады для поэта. Почему? Поэт не может жениться на любой девушке, пока не откроет ей своё происхождение, и это мучает его. А что могло девушку из высшего света заставить отвернуться от потенциального жениха, с которым она согласилась бы пойти под венец? Либо избранник не дворянин, либо не христианин, либо…

Эпитафия М. Ю. Лермонтова на смерть отца:

«Прости! увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! Итак, прости, прости!..»

Знал ли сам Михаил Лермонтов, кто его настоящий отец, и где его настоящая родина, когда писал эти строки? Ещё немного доказательств, и будет дан ответ на этот вопрос.

Запретное имя

В стихотворении «Ребёнку» поэт пишет о своём сходстве с матерью, о которое всем было известно. Вспомним вопрос сына к отцу в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына»:
«Ужель теперь совсем меня не любишь ты?», «По крайней мере, я люблю!» признавался сын. Здесь же отец и сын поменялись местами.

Теперь уже отец спрашивает сына: «А ты, ты любишь ли меня?», говоря о своей любви к сыну: «Прекрасное дитя, я на тебя смотрю… О, если б знало ты, как я тебя люблю!» — вот они и объяснились.

Родители младенца живут на большом расстоянии друг от друга, и только в мечтах могут быть вместе. Отец, конечно, знает, что она тоже любит и что их младенцу в молитве шепчет и его имя. Но он хранит тайну ради сына и любимой, чтобы они были счастливы.

Имя отца ребёнка — табу в её обществе, оно трудно запоминается, на чужом языке оно как название, которое ребёнок не смог бы повторить. Именно слово «название», а не имя, мы не раз слышим у Лермонтова.

«Дай бог, чтоб для тебя оно осталось тайной», поэт словно хочет уберечь своё дитя от той боли, которую сам испытал в детстве.

И потому так понятны слова поэта, обращённые к этому милому ребёнку, не ведающему, какие страсти кипят в сердце несчастного отца.

«Но если как-нибудь, когда-нибудь, случайно
Узнаешь ты его — ребяческие дни
Ты вспомни, и его, дитя, не прокляни!»

Отец

Своё отношение к отцу Михаил Лермонтов высказал ещё в 1836 году, спустя пять лет со дня его гибели, в стихотворении «Великий муж! здесь нет награды». К кому обращено стихотворение, до сих пор не установлено.

«Великий муж!» — так говорят о человеке государственного масштаба, что и побудило биографов искать за этим высказыванием знатную личность. Но поскольку никто не посмел бы по воинским заслугам оценить эту личность, то, как пишет поэт, «беспристрастное преданье твой славный подвиг сохранит». А значит, ждать придётся очень долго.

«Но ты свершил свой подвиг, мой отец». «И, услыхав твоё названье, твой сын душою закипит».

«Свершит блистательную тризну потомок поздний над тобой» — значит, придёт день, и не люди, не общество, не государство, а потомок его свершит тризну. «И с непритворною слезой», как и в «Эпитафии»: «Легче плакать, чем страдать без всяких признаков страданья», промолвит: «Он любил отчизну!» — не сына, не жену, а отчизну. Получается, что Великий муж — это отец поэта, но, конечно, не Юрий Петрович.

За год до гибели отца Лермонтов пишет стихотворение «Отрывок». Исследователи вообще обошли его комментариями, потому что здесь есть высказывания, которые идут вразрез с официальными биографическими данными поэта.

Поэт призывает читателя всмотреться в его лицо, намекая на возраст, что ему уже далеко не 15 лет. По версии автора исследования Марьям Вахидовой, в 1830 году Михаилу Лермонтову было 18 лет.

Конечно, поэт понимал, что он плод греха, и предвидел свою близкую смерть, принимая её приближение, ни о чём не сожалея.

В стихотворении «Покаяние» в 1829 году Лермонтов уже писал о греховном плоде христианки, что слышится в словах Девы, которая решила уйти из жизни, сознательно наказывая себя за свою ошибку, но не хочет умертвить плод этого греха:

«Я спешу перед тобою
Исповедать жизнь мою,
Чтоб не умертвить с собою
Всё, что в жизни я люблю!»

Это стихотворение созвучно с признанием матери поэта, которое прочитал Лермонтов в её дневнике.

«Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье —
Не простит великий бог!»

Дева не молит о прощении, так как понимает, как и в «Драме», что «природа вооружается против меня, я ношу в себе семя зла, чтобы разрушать естественный порядок». Поэт же полон сострадания и понимания мук своей матери: «В слезах угасла мать моя», или в стихотворении «Ребёнку»: «Страдания её до срока изменили».

Чтобы понять психологию согрешившей, но порядочной женщины, проникнуться её грехом и стыдом, надо было дорасти хотя бы до ранней юношеской поры — поры осознанной влюблённости и стыдливости. Лермонтову было 17 лет, но никак не 15, когда чувства агрессивны, демонстративно выражаются тем, кто уже не ребёнок, но ещё не юноша.

Первый поэт века

Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Осень», «Заблуждение купидона», «Темница», поэмы «Кавказский пленник», «Корсар» датируются 1828 годом, но только в начале 1937 года Россия прозреет и наконец услышит поэта, по силе таланта стоявшего с первым поэтом века.

Стихотворение «Настанет день и миром осуждённый», впервые опубликованное в 1859 году в «Отечественных записках», датировано исследователями «после 1829 года». Возможно, что поэт под впечатлением вести о чьей-то гибели написал это стихотворение? Но чьей гибели? Вся Россия действительно ликовала, услышав эту кровавую весть?

Следуя за поэтом, исследователи читают в «Исповеди» об испанце, осуждённом на смерть за преступление, которое он не совершал. И узник говорит старцу, что только всевышний может осудить за тот позор, за тот грех, который он сотворил. Но он эту тайну никому не откроет:

«За жизнь, за мир, за вечность вам я тайны этой не продам!»

Он пылко отстаивает свою любовь, но, как тот цветок, обречён.

«Но вовсе он не расцветёт, а где родился, там умрёт».

Это может означать, что он и его любимая родились в разных краях и умрут каждый в своём месте. Он погиб как воин и погребён как Измаил-Бей. У Лермонтова и он, и она скрывают свою любовь от посторонних, как будто эта любовь запретная. Его казнили, и без него она не захотела жить.

В «Азраиле» в конце прозвучала фраза, что Дева, христианка, по воле матери вышла замуж за нелюбимого человека. Вероятно, всё, что писал поэт относительно Девы, в этом стихотворении было взято им из дневника матери, с которым он не расставался.

Дева говорит о своих чувствах от первого прикосновения к груди мужчины, не вызвавшего в ней ни страсти, ни влечения. Можно предположить, это были словно отцовские объятия, чего не хватало Марии Михайловне, потерявшей в 15 лет отца. Вот какое доверие вызывал мужчина, к которому потянулась мать Лермонтова, забыв о своём строгом воспитании.

С другой стороны, оценить это мог только мужчина, который был далёк от светского воспитания, но она не испугалась и первая стала спрашивать у него: «Кто ты, ангел или демон», видя в нём другую породу мужчины. Азраил рассказал Деве про свою страну:

«Молился, действовал, любил.
И не один я сотворён,
Нас было много; чудный край
Мы населяли, только он,
Как ваш давно забытый рай,
Был преступленьем осквернён.
Я власть великую имел…»

Дева:

«Я пришла сюда, чтобы с тобой проститься, мой милый. Моя мать говорит, что я иду замуж. Мой жених — славный воин, его шлем блестит, как жар, и меч его опаснее молнии».

Азраил в ответ:

«Вот женщина! Она обнимает одного и отдаёт своё сердце другому!»

Не это ли почувствовал Юрий Петрович, женившийся на Марии Михайловне, переступив порог имения Арсеньевых в Тарханах, что и стало причиной его деградации. Дата написания стихотворения «Азраил» — 15 июля 1831 года.

14 июля 1831 года в Чечне был убит славный воин, на смерть которого откликнулась официальная российская пресса. Михаил Лермонтов в ответ на это событие пишет десятки поэтических произведений, посвящённых отцу, что исследователи приписывали Юрию Петровичу, умершему от чахотки в этом же году, но 1 октября, а по некоторым источникам, вообще в начале 1932 года.

Тайна рождения Лермонтова раскрыта

Лишившись теперь и отца, Лермонтов писал в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:

«И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать».

А теперь обращается к матери:

«Как дух отчаянья и зла,
Мою ты душу обняла…»

В своих стихах Лермонтов не обращается к Христу. Где же его бог? В стихотворении «Странник» с молитвой поэт обращается к горе Казбек, как равный к равному:

«И гордый ропот человека
Твой гордый мир не возмутит».

В стихотворении «К Н. И.» Лермонтов обращается к любимой девушке, которая обязательно раскается в своей любви, когда узнает, кто он:

«Тебя раскаянье кольнёт,
Когда с насмешкой проклянёт
Ничтожный мир моё названье!»

Здесь вновь не имя, а название — это слово поэт теперь относит к себе, а значит, уже открыто говорит, что он не русского рода. Тогда кто же он, Михаил Юрьевич Лермонтов?

Теперь можно открыто заявить: Михаил Юрьевич Лермонтов — сын Бейбулата Таймиева, которым так восхищался некогда Пушкин, безоговорочно доверяя ему свою жизнь и безопасность, когда возвращался из Арзрума.

Чеченский политический деятель и воин Бейбулат Таймиев считался врагом царской империи, однако он делал всё, чтобы примирить эти две воюющие стороны, за что был убит своим кровником 14 июня 1831 года.

Это только одна из версий происхождения М. Ю. Лермонтова. Возможно, что ещё через 100 лет площадь перед Красными воротами будет названа именем родившегося там поэта, жизнь и судьба которого полна тайн, оставшихся нераскрытыми. Может быть, они никогда не будут раскрыты.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА