Мир, плоть и дьявол: «Трагическая история доктора Фауста»

Огромное эго и интеллектуальное высокомерие не дают Фаусту осознать последствия его заигрываний с дьяволом.
Автор: 21.09.2021 Обновлено: 11.10.2021 21:33
Проснувшись однажды ночью, член Конгресса обнаружил, что у его кровати стоит Люцифер и пристально смотрит на него.

«Чего ты хочешь?» — спросил конгрессмен.

«Я хочу дать тебе всё, что ты пожелаешь, — ответил Люцифер. — Ты будешь переизбираться на всех выборах. У тебя будет состояние, превосходящее твои самые смелые мечты, красивые женщины, особняки, дорогие автомобили, яхты. Назови, что ты хочешь, и оно будет твоим».

Конгрессмен приподнялся в кровати.

«Ух ты, звучит здорово! Но тебе какая выгода от этого?»

«Через 24 года ты отдашь мне свою бессмертную душу», ― ответил Люцифер.

Конгрессмен был удивлён, но затем разразился смехом.

«Ну, ладно, давай. А в чём подвох?»

Эта старая шутка или её вариации многое говорят о современности. Как и наши предки, мы по-прежнему различаем зло в мире, но в наш век науки, психологии, социологии и статистики для объяснения его существования мы почти всегда обращаемся к генетике, обстоятельствам или окружающей среде. Насилие в детстве объясняет поведение человека, стреляющего в общественном месте; к растрате денег компании руководителя толкает куча долгов; из-за идеологии выбирают диктатора, который приказывает казнить миллионы людей.

Редко эти объяснения увязывают со злом и с человеческой душой. И уж точно никто публично не вспоминает о дьяволе.

А ведь причины наших бед уже давно описаны в «Докторе Фаусте».

Основной сюжет

Пьеса Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста», написанная в XVII веке, которую сейчас принято называть «Доктор Фауст», основана на рассказах Иоганна Фауста, немецкого мага и алхимика, ставшего легендой эпохи Возрождения. В пьесе Фауст ―профессор и интеллектуальная звезда Виттенбергского университета. Стремясь к славе и власти, он отворачивается от логики, разума и теологии и стремится обрести власть с помощью магии.

Очень быстро по сюжету пьесы Фауст оказывается в союзе с Люцифером и его посланником Мефистофелем. Он своей кровью подписывает контракт, подтверждающий, что в обмен на его душу эти тёмные силы будут давать ему всё, что он пожелает, следующие 24 года. По большей части Фауст злоупотребляет могуществом, которым его наделили, впустую, не думая ни о чём, кроме своей личной выгоды, проводя время, например, разыгрывая Папу Римского или требуя расположения Елены Троянской.

При этом Фауст мечется между Богом и Люцифером, склоняясь к тому, чтобы искать прощения у Бога, но затем возвращаясь к союзу со злом. Наконец, он считает, что время для возможности искупить грехи истекло, и видит себя обреченным. «За двадцать четыре года суетных наслаждений ― говорит он в конце пьесы, ― Фауст утратил вечную радость и блаженство. Я подписал договор с Люцифером собственной кровью; срок истекает».

И вот Фауст умирает, отлучённый от рая, его тело раздирают демоны, а душу отправляют в ад. Пьеса заканчивается такими строками:

На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введёт в соблазн ― творить деянья тьмы.
(перевод Е. Бируковой)

Титульный лист издания «Трагической истории доктора Фауста»

Титульный лист издания «Трагической истории доктора Фауста» Кристофера Марло 1620 года с ксилографической иллюстрацией доктора Фауста и дьявола, поднимающегося через люк. (Всеобщее достояние)

Гордыня предшествует падению

Его огромное эго и интеллектуальное высокомерие поначалу не позволяют Фаусту осознать последствия его заигрываний с дьяволом. Например, в первом акте, когда Мефистофель наносит свой первый визит, Фауст говорит ему:

И не страшится слова «осужденье».
В Элизиум он превращает ад,
Там встретит он всех древних мудрецов!
(перевод Е. Бируковой)

А когда Мефистофель пытается предупредить Фауста о потере рая, которая ожидает его, если он продолжит этот путь, Фауст отвечает:

Как! Мефистофель страждет оттого,
Что он лишился радостей небесных?
У Фауста заимствуй твёрдость духа.
И презирай утраченную радость!
(перевод Е. Бируковой)

Даже после встречи с Мефистофелем и подписания дьявольского контракта Фауст высокомерно заявляет:

«Я думаю, что ад ― это выдумки».

В конце концов, непомерная гордыня Фауста приводит его к гибели.

Дьявол Мефистофель в историях о Фаусте

Дьявол Мефистофель в историях о Фаусте имеет много имен. Например, «Мефисто», после 1883 года, по Марку Антокольскому. (Шакко /CC-BY-SA 3.0)

Власть

Имей я столько душ, как в небе звёзд,
Их все за Мефистофеля б я отдал!
Он даст мне власть; царём великим стану,
Воздушный мост построю над простором
И перейду с войсками океан.
(перевод Е. Бируковой)

Здесь, в этой сцене, мы слышим, как Фауст рассуждает о власти, которая вскоре будет принадлежать ему, о возможности управлять землёй и всеми, кто на ней обитает. Эта новообретенная власть будет опираться не на логику или разум, а на магию и сверхъестественные тёмные техники, позволяющие Фаусту выйти за рамки порядка и законов физического мира и таким образом управлять природой и людьми.

«Власть имеет тенденцию развращать, ― знаменитое высказывание лорда Актона, ― а абсолютная власть развращает абсолютно».

Фауст вскоре усвоит этот урок вседозволенности, известный каждому абсолютистскому монарху и диктатору, когда-либо жившему.

Похоть

В 5-м акте, ближе к концу пьесы, Фауст умоляет Мефистофеля даровать ему любовь Елены Троянской.

Слуга мой добрый, об одном прошу:
Пыл сердца моего ты утоли;
Пускай моей возлюбленною станет
Елена в блеске красоты небесной,
Чтоб угасил я в сладостных объятьях
Сомнения, что раздирают душу,
И Люциферу свой сдержал обет.
(перевод Е. Бируковой)

Мефистофель исполняет это желание, и когда входит Елена, Фауст произносит самые известные строки из этой пьесы:

Так вот краса, что в путь суда подвигла
И Трои башни гордые сожгла!
Елена! Дай бессмертье поцелуем!
Её уста мою исторгли душу.
Смотри, она летит. Верни её,
Елена! Жить хочу в устах твоих.
В них — небо! Всё, что не Елена, — прах!
(перевод Е. Бируковой)

Мы можем истолковать эти строки как комплименты, сделанные мужчиной, сражённым красотой, как букет слов, призванных завоевать любовь, но в основе этой хвалебной речи лежит нечто более зловещее. Елена не в силах сделать Фауста бессмертным, и строки «Её уста мою исторгли душу» и «Жить хочу в устах твоих. В них ― небо!» говорят нам, что Фауст, как и многие другие до и после него, ошибочно принял плотские удовольствия за восторги небес.

Бюст Елены Троянской

Бюст Елены Троянской в пилеусе (шляпе без полей) работы Антонио Кановы. Музей Виктории и Альберта. (Яир Хаклай/CC BY-SA 3.0)

Перевёрнутый мир

В какой-то момент Люцифер и Вельзевул развлекают Фауста, демонстрируя ему семь смертных грехов: гордыню, алчность, зависть, гнев, обжорство, лень и разврат. После того как эти семеро уходят со сцены, Фауст восклицает:

«О, как это зрелище радует мою душу!»

Затем Люцифер обнадёживает его:

«Но, Фауст, и в аду есть всевозможные наслаждения».

Тогда Фауст, подстрекаемый Люцифером, переворачивает с ног на голову моральные нормы.

Сцены, подобные этой, встречающиеся на протяжении всей пьесы, демонстрируют компромисс между искушаемым и искусителем. Люцифер и Мефистофель предлагают пир соблазнов, а Фаусту, столь блестящему учёному, не хватает дальновидности и мудрости, чтобы отказаться от них.

Уроки из «Доктора Фауста»

Есть ли пьеса, более подходящая для XXI века, чем «Доктор Фауст»?

Возможно, некоторые из нас больше не верят в ад или Люцифера, Отца лжи, но «фаустовская сделка», когда мы обмениваем наши нравственные принципы на власть, славу или богатство, остаётся в силе. Те же искушения, с которыми столкнулся Фауст, ― слепая гордыня, жгучее желание власти, жадность, вера в то, что мы можем быть богами и формировать мир и людей, как нам хочется, и те же катастрофические падения в пучину краха и позора ― постоянно происходят в нашем постмодернистском мире. Мы можем ежедневно встречать современные версии истории Фауста в наших газетах и интернет-блогах.

Некоторые американские политики и государственные деятели, например, считали, что мы сможем построить в Афганистане современное демократическое государство. Другие совсем недавно говорили нам, что наш уход из этой страны будет организованным ― анализ, далекий от реальности. Некоторые эксперты уверены, что мы, люди, можем управлять природными явлениями, такими как пол человека или климат.

Некоторые голливудские магнаты считают, что они могут использовать в своих сексуальных интересах актёров и актрис, что они недосягаемы для закона и их нельзя наказать. Из-за гордыни и убеждённости в том, что они знают, что лучше для всех нас, некоторые представители нашей элиты ― члены Конгресса и губернаторы, сотрудники в СМИ и научных кругах, большая группа технологов — тоже ведут себя как Фауст, распоряжаясь властью так, будто они великие владыки мира.

Это самовозвеличивание часто делает таких людей, да и всех нас тоже, слепыми к финалу собственных историй, к возможности позора и крушения, потере доброго имени. Они упускают из виду то, что понял Фауст за один час до окончания контракта:

Светила движутся, несётся время;
Пробьют часы, придёт за мною дьявол,
И я погибну.
(перевод Е. Бируковой)

У Джеффа Миника четверо детей и растущий взвод внуков. В течение 20 лет он преподавал историю, литературу и латынь на семинарах для студентов, обучающихся на дому в Эшвилле, Северная Каролина. Он является автором двух романов «Аманда Белл» и «Пыль на их крыльях» и двух научно-популярных произведений «Учусь на ходу» и «Фильмы делают человека». Сегодня он живёт и пишет в Фронт-Ройяле, штат Вирджиния.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА