Прислушиваемся ли мы к советам старших? Редьярд Киплинг (справа) со своим отцом Джоном Локвудом Киплингом, около 1890 г. (Изображение: D-US) | Epoch Times Россия
Прислушиваемся ли мы к советам старших? Редьярд Киплинг (справа) со своим отцом Джоном Локвудом Киплингом, около 1890 г. (Изображение: D-US)

Не стоит забывать: некоторые уроки Редьярда Киплинга

Его работы вдохновляли на создание голливудских фильмов
Автор: 02.11.2021 Обновлено: 02.11.2021 12:13
«Когда я был четырнадцатилетним мальчиком, ― вспоминал Марк Твен, ― мой отец был настолько невежественен, что я с трудом выносил его присутствие. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был поражён тем, как многому научился старик за семь лет».

Как и Твен, некоторые дети закатывают глаза, когда родители, бабушки и дедушки дают им советы. 1960-е годы породили поговорку «Никогда не доверяй никому старше 30», которой некоторые молодые люди следовали до тех пор, пока не достигали среднего возраста и сами не становились родителями или руководителями компаний. Тогда их отношение к советам старших резко менялось.

То же самое верно и в отношении некоторых писателей. В наш век некоторые презирают авторов за их взгляды на женщин, расу, пол, и, хотя те могут быть такими же талантливыми и мудрыми, как Шекспир, Джейн Остин или Марк Твен, мы готовы выбросить их произведения на помойку, если они оскорбляют стандарты политкорректности нашей культуры.

Одной из первых жертв такой культурной казни стал Редьярд Киплинг (1865 – 1936).

Неоднозначная репутация

Киплинг, получивший в 1907 году Нобелевскую премию, когда-то был одним из самых популярных писателей в мире. Даже после смерти Киплинга его работы вдохновляли на создание голливудских фильмов, например, таких как «Книга джунглей» и «Ганга Дин», а его рассказы и поэтические произведения регулярно попадали в антологии английской литературы. В городской публичной библиотеке есть не менее двух десятков его произведений.

Однако во время культурных потрясений последних 50 лет репутация Киплинга подверглась ударам и пинкам нашего прогрессивного века. Школы исключили его произведения из своих учебных программ, его имя исчезло из некоторых учебников.

Например, шестое издание учебника «Литература» под редакцией X.Дж. Кеннеди насчитывает 1 859 страниц, но без единого упоминания о Киплинге. И сегодня многие считают автора таких произведений, как «Ким», «Отважные капитаны» и «Если…», расистом, шовинистом, сторонником империи и женоненавистником.

Конечно, в этих обвинениях есть доля правды. В конце концов, Киплинг был человеком своего времени и сторонником империи. С другой стороны, если мы будем судить любого писателя прошлого по нашим сегодняшним стандартам, мы, скорее всего, найдём у них какую-то вещь, которая потрясёт наши современные чувства так же, как наши собственные предрассудки, которые, без сомнения, через столетие ужаснут или позабавят наших потомков.

Если мы углубимся в прозу и стихи Киплинга, то обнаружим у этого писателя есть для нас несколько мудрых слов и некоторые предостережения, которые мы опрометчиво игнорируем.

Многие сегодня осуждают Киплинга как империалиста, апологета Британской империи.

Но, возможно, им тогда стоит прочитать рассказ «Человек, который хотел стать королём» или посмотреть одноимённый фильм Джона Хьюстона. В этом произведении Киплинг рассказывает о двух бывших британских солдатах, ставших мошенниками. Дэниеле Дрэвоте и Пичи Карнегане пытаются стать королями Кафиристана, ныне являющегося частью Афганистана.

Они поддерживают одно воюющее племя против другого, чтобы ниспровергнуть власть имущих, сделать себя монархами, а затем, как говорит Дрэвот в фильме, «с воскресенья начать грабить страну всеми возможными способами».

Их план почти срабатывает, но, в конце концов, туземцы казнят Дэниела, а Пичи возвращается с подорванным здоровьем и помутнённым рассудком в Индию, где вскоре умирает.

Это звучит не столько как рекомендация для создания империй, сколько как предупреждение об их опасностях. Учитывая нашу недавнюю катастрофу в Афганистане, мы могли бы призвать наших лидеров ознакомиться с рассказом Киплинга о высокомерии и его последствиях, прежде чем отправиться в наше следующее заграничное приключение.

Раса

Некоторые отнесутся с недоумением к вопросу о том, чему, учитывая его репутацию, мог бы научить нас в отношении к расам Киплинг?

Если коротко, то терпимости и уважению.

В балладе «Ганга Дин» Киплинга главным героем является Ганга Дин, «полковой поилка», или водонос, который спасает раненого британского солдата, даёт ему воды, а затем сам погибает от пули. Солдат и его товарищи смотрели на Ганга Дина свысока, но баллада заканчивается такими словами:

Пред тобой винюсь во многом,
И готов поклясться Богом:
Ты честней меня и лучше, Ганга Дин!

В «Балладе о Востоке и Западе» Киплинг возвращается к этой теме уважения вне зависимости от расы и вероисповедания в начале и в конце своей поэмы:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,
им не сойтись никогда
До самых последних дней Земли,
до Страшного Суда!
Но ни Запада нет, ни Востока,
ни стран, ни границ, ни рас,
Если двое сильных лицом к лицу
встретятся в некий час!
(перевод В. Бетаки)

В романе «Ким», возможно, лучшем из своих художественных произведений, Киплинг, рассказывая об Индии, вводит множество персонажей, уделяя особое внимание ирландскому сироте и бродяге Киму и его буддийскому наставнику и другу ламе.

В романе мы наблюдаем некоторые расовые предрассудки, но эти настроения характерны для той эпохи. В целом Киплинг реалистично изображает всех своих героев, независимо от касты или цвета кожи, а в ламе мы видим святого человека, который относится с уважением и доброжелательностью ко всем встречным, независимо от их убеждений или цвета кожи.

Воспитание наших детей, особенно мальчиков

Что касается воспитания молодых людей и формирования их характера, то мы живём в эпоху неразберихи. Нам не хватает универсальных моральных стандартов, мы часто не можем своими словами и делами подать хороший пример нашим детям, а они, в особенности подростки, могут попасть под негативное влияние нашей электронной культуры.

И как раз Киплинг в своих произведениях может подсказать, на что мы должны ориентироваться. Например, его роман «Отважные капитаны» рассказывает о богатом, эгоцентричном подростке, который упал за борт и был спасён португальскими рыбаками.

В своём эссе «Американский мальчик» Теодор Рузвельт говорит об этой книге, что она «самым живым образом описывает, каким должен быть и чем должен заниматься мальчик. В самом начале герой изображён как чрезмерно избалованный ребёнок богатых родителей, тип людей, который, к сожалению, встречается и вызывает неприязнь.

Затем этого мальчика вынуждают жить на собственные средства, помещают в благоприятную для его закалки среду и заставляют упорно трудиться среди мальчиков и мужчин, которые являются настоящими мальчиками и настоящими мужчинами, выполняющими настоящую работу. Эффект неоценим».

В стихотворении «Если…» Киплинг даёт нам более лаконичную формулу превращения мальчиков в мужчин. В 32 строках этого произведения мы находим чистую магию такого превращения. Моё мнение об этом стихотворении вы можете найти в моём онлайн-эссе в The Epoch Times «Ты будешь мужчиной, мой сын: Редьярд Киплинг о мужественности».

Предупреждён — значит вооружён

Наконец, Киплинг делает несколько предупреждений о бедах, которые сейчас терзают нашу страну. Стихотворение «Боги азбучных истин» с его предостережениями против нарушения или отказа от морального кодекса сегодня более актуально, чем тогда, когда Киплинг писал его.

Раньше в верхней части страницы тетради стояли какие-либо общепризнанные истины или пословицы, которые ученики затем переписывали снова и снова, чтобы развить свой почерк. Поэма заканчивается следующей строфой, в которой рассказчик предрекает горести, которые постигнут нас, если мы будем игнорировать эту вечную мудрость:

А когда, довершая дело, Новый мир пожалует к нам,
Чтоб воздать нам по нуждам нашим, никому не воздав по грехам, —
Как Воде суждено мочить нас, как Огню положено жечь,
Боги Азбучных Истин нагрянут, подъявши меч!
(перевод Грингольц И. и Т.)

Киплинг утверждает, что традиции и здравый смысл превосходят надуманные идеи «богов рынка».

В 1897 году Киплинг написал стихотворение «Отпустительная молитва» к бриллиантовому юбилею королевы Виктории. Здесь мы не видим ура-патриотизма, в котором его обвиняют. Напротив, его стихотворение ― мрачное напоминание о непостоянстве империи и власти. Вот последняя строфа:

За то, что лишь болванки чтим,
Лишь к дымным жерлам знаем страх
И, не припав к стопам Твоим,
На прахе строим, сами прах,
За похвальбу дурацких од,
Господь, прости же Свой народ!
(перевод О. Юрьева)

Смирение, а не высокомерие ― вот тема стихотворения.

Давайте посмотрим назад, чтобы двигаться вперёд

В рассказе Ринга Ларднера «Зона тишины» мисс Лайонс, больничная медсестра, беспрерывно болтает с бедным человеком, находящимся на её попечении. В какой-то момент она рассказывает ему о мужчине, с которым встречается:

«Мы говорили о книгах и чтении, и он спросил меня, люблю ли я поэзию, и я ответила, что без ума от неё и Эдгар М. Гоест ― мой любимец, а потом я спросила его, нравится ли ему Киплинг, и что, вы думаете, он ответил? Он сказал, что не знает, он никогда не читал Киплинга».

Эта последняя фраза не выходит у меня из головы с тех пор, как мы с одноклассниками читали этот рассказ на уроке литературы в старших классах. И тогда это было смешно, и сейчас воспоминание об этом вызывает улыбку.

Мы подвергаем себя серьёзной опасности, игнорируя мудрость, накопленную нашими предками. Может быть, пришло время вспомнить о Киплинге.

У Джеффа Миника четверо детей и растущий взвод внуков. В течение 20 лет он преподавал историю, литературу и латынь на семинарах для студентов, обучающихся на дому в Эшвилле, Северная Каролина. Он является автором романов «Аманда Белл» и «Пыль на их крыльях» и научно-популярных произведений «Учусь на ходу» и «Фильмы делают человека». Сегодня он живёт и пишет в Фронт-Ройяле, штат Вирджиния.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА