Фото: «Земля логофагов», Роберт Донкенсон, 1861 г. | Всеобщее достояние | Epoch Times Россия
Фото: «Земля логофагов», Роберт Донкенсон, 1861 г. | Всеобщее достояние

Одиссея: девять судьбоносных испытаний героя выбраны неслучайно

Простая приключенческая история 2800-летней давности или психологический инструмент для самосовершенствования?
Автор: 19.02.2022 Обновлено: 19.02.2022 19:19
Сегодня принято считать «Одиссею» одним из самых известных сказаний о путешествиях в греческой мифологии. Это приключенческая история о возвращении домой через преодоление множества трудностей и опасностей.  

Но «Одиссея», как мы видим, — это не только захватывающий сюжет, но и эвристический инструмент для анализа личности. Это аллегорическое повествование о нас, людях, цель которой — помочь усовершенствовать себя и стать лучше. Недаром «Одиссея» остаётся классикой спустя  2800 лет после её написания, и даже в современную эпоху она продолжает раскрывать глубинные тайны человеческой психики.

В основе «Одиссеи», которая включает в себя 24 песни, стоят девять судьбоносных испытаний, которые должен пройти главный герой. Каждое испытание исследует разные стороны его личности, и только в конце он сможет вернуться к жене и сыну, которые ждут его в городе Итака. Почему именно девять испытаний? В этой статье я буду утверждать, что Гомер, автор «Одиссеи», выбрал испытания, которые должен был пройти Одиссей, неслучайно. Он мог сделать это в соответствии с древним символом, называемым эннеаграммой» (греч. — девять точек), который в наше время стал инструментом для определения характера человека.

Точное происхождение этого символа — звезды с девятью углами, неизвестно. Согласно различным гипотезам, символ был известен в древней Греции, а также в классический период он был известен математику и философу Пифагору (495–570 до н. э.), следовательно, Гомер был знаком с эннеаграммой.

Так что же такое эннеаграмма? Если сказать упрощённо, — это инструмент для анализа личности посредством классификации людей по девяти различным типам. Такое объяснение дал ей в середине прошлого века философ Оскар Ичасу. Хотя есть всего девять основных типов людей, они сложно взаимосвязаны между собой. Каждое число, соответствующее типу личности, имеет как преимущества, так и недостатки, которые иногда могут дорого обойтись. Если человек хочет реализовать весь свой потенциал, он должен их преодолеть.

Возьмем, к примеру, девятый тип по модели эннеаграммы. Люди девятки — это те, кто стремится быть целостными и мирными. Они делают всё возможное, чтобы избежать конфронтации. Они «текут по жизни». Их недостатки: таким людям не всегда понятно, чего они хотят. Иногда они склонны говорить «да» идеям или предложениям других, даже если на самом деле не хотят соглашаться. Ради тишины и покоя они готовы отказаться от важных для них вещей. Кроме того, им трудно занять личную позицию, бороться за неё или настоять на своём. И часто они впадают в лень, что связано с трудностями отстаивать свои взгляды и принимать свои самостоятельные решения.

Гомер рассказывает нам о том, как после того, как Одиссей провёл десятилетие своей жизни в Троянской войне и сумел подчинить себе Ахиллеса и других греческих воинов, он и его команда возвращаются домой и попадают в край лотофагов (др.-греч. Λωτοφάγοι — «поедающие лотосы»). В отличие от типичных врагов, с которыми они сталкивались в прошлом, царей и воинов, лотофаги не собираются причинять им вреда. Вместо этого они предлагают им «медово-сладкий плод» — лотос.

Плод позволяет героям забыть все заботы, страхи и тревоги, они чувствуют некий покой. Но в то же время они забывают свои цели. Кто из нас не попадается иногда в такие «ловушки лотоса»: длительный просмотр сериалов в ущерб выполнению запланированного задания, долгое лежание на диване в бездействии, а в более крайних случаях — пристрастие к алкоголю и наркотикам. Мы погружаемся в нашу зону комфорта, впадаем в лень и забываем о своих целях. В религии лень рассматривается как негативное поведение, то есть один из грехов.

Те из соратников Одиссея, которые вкусили плод, потеряли всякое желание вернуться в родную Итаку и подчинились желаниям лотофагов. Они почувствовали сильную лень. Что же можно сделать? Современная психология десятилетиями пытается справиться с этой проблемой. Решения, которые психология предлагает, сосредоточены на понимании мотивов, которые вызывают у нас этот паралич, таких как беспокойство по поводу задачи и страх неудачи, или на понимании пользы, которую мы получим, преодолев препятствие.

Но Гомер предлагает нам другое психологическое решение, проверенное на практике уже 2800 лет, и снова и снова доказывающее свою эффективность: сначала нужно посмотреть на ситуацию и понять, что мы тонем в грязи. А затем нам нужно предпринять быстрые действия, которые сделают нас динамичными.

Так делает Одиссей. Он понимает всю серьёзность ситуации и начинает действовать. Действие — в данном случае ключевое слово. Он сам не испытывает искушения, потому что не ел лотоса, и также не задумывается над причиной, почему люди погрязли в лени, не пытается объяснить им, что они ошибаются. Нет. Вместо этого он отдаёт твёрдый приказ всей команде, кто ел и не ел лотосы, подняться на борт кораблей. Он привязывает одурманенных людей к сиденьям и требует, чтобы они гребли, как будто за ними гонится демон.

Всё. Лекарство — это решение, которое ведёт к немедленному действию: просто сделать это! Вот что кроется в однозначном приказе грести, пусть даже в этот момент Одиссей не знает, куда.

Следующая проверка — Циклоп

Одиссей и его команда отплыли от острова Лотофагов и достигли острова Циклопов, который преподнёс им иное испытание. Оно связано с восьмым типом эннеаграммы. Это люди,  которые склонны рассматривать жизнь как поле битвы, где выживают сильнейшие. Они обладают мышлением, которое заставляет их пытаться держать контроль в своих руках.

Люди восьмого типа — предприниматели по натуре, люди, которые добиваются успеха. Их очевидный недостаток: жажда власти, которая может заставить их бесчувственно использовать свою силу, к тому же, прилагая слишком много силы, они могут натворить много бед. Иногда жажда власти также может подтолкнуть их к приобретению врагов.

Циклопы относятся к восьмому типу — это гиганты с одним глазом — очень самоуверенные монстры, которые не следуют правилам и не нуждаются в них. Один из них, циклоп Полифем, умудряется захватить Одиссея и его команду в пещеру и, съев двоих мужчин, засыпает.

Грех циклопа Полифема заключается в его жажде власти и авторитета. Слово «циклоп» означает «круглый глаз», но некоторые учёные утверждают, что это слово происходит от более старого слова, означающего «вор овец» — перевод, подходящий для нашей истории, как мы увидим в дальнейшем. Ещё один аспект, связанный с Циклопом, заключается в том, что наличие только одного глаза намекает на его природное качество. Он видит мир только внешний, не имеет возможности заглянуть внутрь и изучить свои действия. Это ещё одна характеристика людей типа восьмёрки.

Если возвратиться к повествованию, Одиссей и его люди сидели в пещере и размышляли о своих дальнейших действиях. Время было ограничено, так как Циклоп предполагал съесть всех поочерёдно по парам. Сначала Одиссей думал действовать «немедленно и решительно», что помогло ему в предыдущем испытании, и так было бы верно поступить для людей девятого типа. Он увидел слабое место у великана, и мог бы убить его своим острым мечом, невзирая на размеры циклопа. Однако Одиссей понял, что в данном случае такой выход неуместен. Если он убьёт циклопа, то они останутся заточёнными в пещере, так как не хватит даже «22-х четырехколёсных повозок», чтобы сдвинуть скалу, загораживающую вход в пещеру, в которой они были захвачены (кстати, 22, умноженное на 4, — это 88, или две восьмёрки).

Одиссей понимает, что ему не следует пытаться побороть Циклопа силой, а нужно использовать силу Циклопа в своих интересах. Такая идея используется в боевых искусствах Востока, особенно в Вин Чан Кунг Фу и Дзюдо. Когда Полифем просыпается, Одиссей притворяется его другом настолько удачно, что Полифем обещает съесть его последним. При этом Одиссей использует слабость Полифема — его бесконечный аппетит — и поит его опьяняющим вином. Затем, когда циклоп опьянел, Одиссей втыкает заострённый деревянный шест в глаз циклопа, и ослепляет его. Он не убивает Циклопа, так как он нужен Одиссею, чтобы сдвинуть камень, блокирующий пещеру.

Здесь в дело вступает ещё один элемент — овца. Помните, что циклопы — искусные воры овец. Каждый день циклоп выводил стадо овец на пастбище при дневном свете и загонял его, когда заходило солнце. И на этот раз он так и сделал, но, открыв пещеру, сел у её входа, чтобы не дать Одиссею и его друзьям сбежать. Когда Циклоп ослеп, Одиссей и его люди выполняют серию хитроумных манёвров и используют овец, чтобы сбежать. Таким образом, они покидают пещеру и по пути к кораблю возвращают циклопу «вознаграждение» — крадут несколько его овец, которых загружают на свой корабль.

Но Одиссей не устоял перед искушением похвастаться и закричал великану:

«Циклоп, если ты когда-нибудь спросишь, кто был тот человек, кто лишил тебя глаза, скажи ему: это Одиссей, сын Лаэрта из Итаки, разрушитель городов!».

Полифем рассвирепел и бросил в уходящий корабль на звук голоса огромную скалу, которая чуть не уничтожила всех, а затем стал молить своего отца, Посейдона, наказать Одиссея и его соратников. В дальнейшем повелитель морей будет мстить Одиссею на протяжении всего его пути.

Жизнь — бесконечный праздник

Представьте себе мир, полный бесконечных пиршеств, где человека не беспокоят повседневные заботы, и он свободен думать обо всём и взвешивать любую идею, которая приходит ему в голову. Таким было место под названием Эолия, там была следующая остановка Одиссея и его команды.

Этот остров подходит для седьмого типа эннеаграммы. Это люди, которые считают, что жизнь должна быть весёлой, и нужно делать всё возможное, чтобы избежать боли. Личности такого типа любят жизнь и умеют ею наслаждаться. Это также те, кто склонен поверхностно интерпретировать разные вещи в разных областях, перескакивать с одного дела на другое и не углубляться или останавливаться на чём-то одном. Они непоследовательны.

Царём острова являлся повелитель ветров Эол, которого «любили бессмертные боги», и Зевс доверил ему  управление духами. У Эола было шесть сыновей, женатых на его шести дочерях, и все они проводили время в бесконечных праздниках и пирах.

В отличие от одинокого и враждебного Циклопа, Эол — любопытный, щедрый и гостеприимный человек. Он с нетерпением ждёт возможности развлечь Одиссея, услышать его историю и помочь ему. Что в этом плохого? Прежде всего, трудно игнорировать характер брака шести его сыновей с шестью дочерями: такой инцест представляет собой закрытую систему, в которой глава семьи никому не позволяет войти и помешать их жизни. Такой тип людей, согласно эннеаграмме, – любители удовольствий.

Эол, который вместе со своими людьми «празднует на вечном пиру», симпатизирует Одиссею, и когда Одиссей намеревается уйти, через месяц он преподносит ему подарок — волшебный мешок, содержащий всех духов мира, которые вызывают бури и штормы. Только дух попутного для путешественников западного ветра он оставил вне мешка, чтобы тот толкал их корабль обратно к Итаке. Проще говоря, Эол проложил им лёгкую дорогу домой.

Всё вроде бы кажется нормальным. Всего за девять дней Одиссей и его команда почти завершают путешествие благодаря попутному ветру. Они уже видят Итаку, и именно тогда Одиссей чувствует, что его силы на исходе. Он засыпает. Точнее — падает в изнеможении. Причиной его усталости является его сильное рвение вернуться в свою страну, что заставило его никому не доверять и держать штурвал самому дни и ночи напролёт.

Пока он спит, члены его команды задаются вопросом: что внутри мешка? Они подозревают, что Одиссей прячет внутри него золото, которое он получил от Эола. Люди команды начинают мысленно представлять, как они будут наслаждаться сокровищем, когда вернутся домой, и вслух жалуются, что несправедливо возвращаться домой с пустыми руками. Наказание не заставило себя долго ждать: как только они открывают мешок, в котором находятся буреносные духи, разражается сильнейший шторм, который уносит их обратно в Эолию.

Теперь Одиссей возвращается к Эолу без подаренного мешка. Эол больше не проявляет гостеприимства: он меняет своё лицо. Он заключает, что боги ненавидят Одиссея, и требуют, чтобы он поскорее ушёл. Как и сами духи, Эол в данный момент поворачивает в противоположном направлении — реакция, типичная для непоследовательных в своих действиях «семёрок». Они хотят наслаждаться жизнью и ищут короткие пути, а когда что-то не получается, они меняют направление.

Друг может стать врагом

Следующая история касается людей шестого типа эннеаграммы, у которых есть две стороны: одна сторона выражает лояльность группе, семье или коллективу. Это люди, которым нравится чувство солидарности и принадлежности к организации. Но с другой стороны, стратегия, которую они разработали для выживания в мире,  — крайний скептицизм. Они видят мир как опасное, непредсказуемое и ненадежное место. Поэтому они всегда на страже, сканируя местность и проверяя, где скрываются потенциальные опасности. Такое восприятие может привести к убеждению, что нужно готовиться к худшему и не полагаться ни на кого и ни на что. Эти люди будут искать в вашем поведении скрытые вещи, которые вы от них прячете. Для них друг может стать врагом.

После шести дней плавания Одиссей и его соратники находят остров Лестригонов. Это место, издалека кажущееся благополучным. Люди там работают продуктивно и слаженно. Одиссей замечает, что здесь «человек, который не спит, может получить двойную оплату».

Но поскольку вход в порт ограничен, Одиссею остаётся наблюдать издалека, и он отправляет разведчиков, которые спускаются на остров и выясняют, кто там обитает. Их надежда найти людей, «живущих своим трудом», — признак человеческого общества. Но там живут лестригоны, что означает «собиратели живых шкур». Они — братья циклопов, хищники.

На своём пути разведчики встречают жену царя лестригонов Антифата — крепкую и огромную, как гора.  Когда Антифат прибывает, чтобы увидеть разведчиков, он тут же разрывает одного из них на куски и пожирает его.

Двое других разведчиков бегут обратно к кораблям. Остальная часть истории представляет собой ужасную резню: сотни лестригонов атакуют корабли Одиссея копьями и большими камнями и разбивают их. Они бьют тонущих людей своими копьями и едят их. Лестригоны, как и циклопы, каннибалы. К счастью, не вошедшему в порт кораблю Одиссея удаётся спастись.

Эта глава повести является своего рода повторением истории о Циклопе: оба огромных чудовища — людоеды, и они нападают на Одиссея и его людей. Но восьмой и шестой типы эннеаграммы, несмотря на сходство между ними, находятся на расстоянии световых лет друг от друга, так как мотивы у них разные. У лестригонов, или типов шестёрки, была навязчивая потребность быть продуктивными, даже за счёт потери сна. Они работали коллективно, как команда, и у них был царь.

Преданность является для них критическим элементом, поэтому они не принимают чужих или принимают с трудом и ограниченно. Их характеризует навязчивая подозрительность, особенно по отношению к незнакомцам, не являющимся частью коллектива, и поэтому они начинают жестокую атаку. Всё это резко контрастирует с циклопом Полифемом, который рационален в своём решении съесть Одиссея последним, потому что получил от него вино. Полифем не работает в команде с другими циклопами.

Ещё одно отличие заключается в уверенности в себе: тип восьмёрки уверен в силе своего тела, поэтому Полифем осмеливается заснуть, когда вокруг него враги. С другой стороны, типы шестёрки доверяют не своему телу, а своему уму. Кто друг или враг? – задумываются типы шестёрки и наносят удар первыми, пока противник не нанёс удар.

Поскольку типам шестёрки трудно изменить своё мнение и способ мышления из-за того, что они выплёскивают свою внутреннюю враждебность на мир, бороться с ними невозможно и нецелесообразно. Оставьте их и уходите как можно скорее.

Наука – сваренное зелье

Резкое поражение от рук лестригонов серьёзно подорвало представление Одиссея о себе как о великом воине, и моральный дух оставшейся его команды упал. У них не было много времени на восстановление, но они уже подошли к следующему испытанию, с пятым типом эннеаграммы — «ученый».

Ученый – рациональный, разумный человек, действия которого руководствуются логикой. У него почти навязчивая потребность тщательно всё изучить, прежде чем действовать. Такие люди не любят поверхностности, дилетантства или иррациональности. Особенно, если окружающие с уверенностью говорят вещи голословные. Также ученый — это человек, который любит улавливать позицию наблюдателя, смотрящего на жизнь искоса, и его разум не отвлекается от идеалов, которые он создаёт себе сам. Его основной образ самого себя таков: «Я вижу сверх того. Я иду в гущу происходящего и вижу истину».

Но интеллектуальные задачи могут привести его к алчности: всё больше и больше собирать информацию и производить опыты. Люди пятого типа  эннеаграммы захватывают свои ресурсы (знания, деньги, время и т. д.) как личное, стремятся их экономить и ревностно оберегать. Они не рады поделиться ими с другими.

Одиссей и его люди прибывают на остров Эи и решают осмотреть его. Задача возложена на команду из 22-х человек под командованием Урилукуса. Их цель — искать признаки жизни в надежде, что они не встретят жестоких великанов. Действительно, за лесом они обнаруживают дворец Цирцеи, мудрой женщины, известной своим чародейством. Подойдя к дворцу, они с изумлением встречают диких зверей, волков и львов, которые вместо того, чтобы напасть на них, склоняются перед ними, как верные псы. Все животные были очарованы снадобьями, сваренными Цирцеей, чьи глубокие знания и скрытая мудрость в руках позволяют ей подчинять и приручать природу. Сегодня мы называем такие знания «наукой».

Цирцея усаживает путешественников за стол и подаёт им еду и вино, в которое она добавляет «вредное зелье», затем превращающее их в храпящих свиней, однако оставляя их разум прежним. Она закрывает их в загоне и кормит различными желудями и корешками.

Когда Одиссей узнаёт об этом, он хватает меч и лук и отправляется спасать своих товарищей. По пути он встречает бога Гермеса, который открывается ему в образе прекрасного юноши. Гермес подсказывает ему, как нарушить чародейство Цирцеи, и даёт ему чудодейственное растение, которое является противоядием. Люди пятого типа эннеаграммы —  «учёные», не любящие «свиней», то есть глупых людей, которых легко убедить популистскими аргументами, с ними легко играть на струнах эмоций. Таковыми  оказались спутники Одиссея, очарованные Цирцеей. Учёные ценят других учёных, способных противостоять их знаниям и поспорить с ними.

Именно это и происходит, когда Цирцею встречает Одиссей. Как и его товарищей, она усаживает его за стол и подаёт ему еду и питьё, в которые наливает своё колдовское зелье. И когда он выпил его, она ударяет жезлом и кричит:

«Иди в свинарник и ложись там с друзьями твоими!»

Но Одиссей не становится свиньёй. Вместо этого он вытаскивает свой меч и замахивается им на красавицу Цирцею. И вот, она видит, что вместо свиньи Одиссей оказался мудрецом, даже умнее её (благодаря загадочному растению), что ломает её психологически и приводит в восторг и удивление: «Мудрость внутри тебя не будет покорена никакой магией».

Сделать шаг назад

Прежде чем Одиссей покинул Цирцею, она говорит ему, что он должен посетить царство Аида (подземный мир) и затем вернуться к жизни. В греческой мифологии часто описывается такое путешествие, в котором содержится концепция катабасиса или спуска в Ад.

Одиссей действует в соответствии с указаниями Цирцеи и прибывает в страну теней, которая является «внешней границей», местом, куда «солнце никогда не приносит своего света», и где «преобладает бесконечный мрак смерти, и живут несчастные из несчастных людей».

История спуска в подземный мир или «царство теней» — это история о четвёртом типе эннеаграммы. Это люди, которые сосредотачиваются на том, чего не хватает в их жизни. С самого раннего возраста они чувствуют, что что-то основное в них отсутствует или неполноценно, и от этого они заняты исправлением своих недостатков и поиском смысла и самореализации. Они стремятся быть уникальными, и их смертельный грех — зависть. Они не могут смотреть на других, не сравнивая себя с ними и не чувствуя, что они недостаточно хороши. Вдобавок ко всему, они скрывают в глубине своей души тайные и скрытые пристрастия.

Перед Одиссеем поднимаются духи, говорящие о «глубочайшей их печали». «Царство теней» — место зависти к жизни, где духи жалуются на свою судьбу. Они сожалеют о какой-то несправедливости, причинённой им на каком-то пути, и в результате чего они не могут двигаться дальше.

Прежде чем покинуть это место, Одиссей встречает дух Тиресия  и видит в нём «великого слепого пророка, чья мудрость остаётся непоколебимой» Он наставляет его, как ему добраться домой, и даёт ему, казалось бы, загадочный совет, как рассеять проклятие, наложенное на него Посейдоном на острове Циклопов. Он говорит Одиссею, что для того, чтобы он и его люди преуспели, они должны «обуздать свою дикую страсть», которая затопит проявление четвёртого типа людей в глубинах их разума.

Испытание страстью приходит в образе сирен, красавиц, чьё пение невероятно соблазнительно. Цирцея предупредила Одиссея, что на своём пути он встретит их, и что человеку, поддавшемуся искушению подойти и послушать их пение, не будет позволено вернуться домой. Ибо магия их пения направлена на то, чтобы ловить людей. Чтобы пройти их благополучно, ему нужно быть привязанным к мачте корабля, чтобы у него не возникло соблазна следовать за ними, а уши остальных членов команды он решил заложить воском, чтобы они ничего не смогли услышать.

Этот совет даже сегодня может быть полезным, чтобы справиться с сильными желаниями, которые наводняют наши умы. Поскольку подавляющему большинству из нас трудно или невозможно не слушать их, так как они у нас в голове, выход из положения —  бездействие. Не двигаться, не подчиняться им. Оставаться на месте, пока опасность не минует. Так Одиссей благополучно минует сирен.

Грех самопереоценки

Следующее испытание затрагивает третий тип эннеаграммы. Представление о себе людей третьего типа — «я преуспеваю», а их желание — быть ценными и полезными людьми. Поэтому человек третьего типа должен упорно трудиться, чтобы сохранить этот образ. Его девиз: «Я тот, кого изображаю». Эти люди умеют воплощать разные характеры в зависимости от роли или ситуации, но не умеют быть собой. Они не уверены в себе самом. Они стремятся к тем ценностям, которые другие считают хорошими, вместо того, чтобы следовать тому, что подсказывает им их сердце. Они обманывают себя.

Цирцея дала понять Одиссею, что посреди моря он встретит два испытания — Скиллу (шестиголовое чудовище-людоед) и Харибду (смертоносные утёсы). Чтобы преодолеть их или, вернее, выжить, ему придётся потерять шестерых своих людей. Достижение великой цели неизбежно повлечёт за собой большие потери. Но когда они приближались к Скилле и Харибде, Одиссей поддался иллюзии, а затем передал это иллюзорное представление своим людям с помощью риторики. Он предполагает, что опасность будет не больше, чем была у циклопа, хотя на самом деле она будет гораздо большей. Ослеплённый своими предыдущими успехами и самолюбием, он даже добавляет: «Моя смелость, ум и тактика спасла нас всех».

Одиссей полностью игнорирует предупреждения Цирцеи, в которой он вдруг видит женщину, «затмевающую его путь». Это, конечно, горькая ошибка, которая преподаст ему урок. Из «чёрных» глубин Харибды перед моряками открывается бездна, и чудовище Скилла выхватывает шестерых человек, сильных и крепких мужчин, шестью своими головами. Ужасная трагедия. Одиссей видит, как они умоляют его о помощи, но монстр пожирает их. Это был ужас, превосходящий всё пережитое им раньше.

Но беды ещё не закончились. Они гребут и прибывают к острову Тринакрия, о котором также был предупреждён Одиссей, и всё же он останавливается там для передышки. Тринакрия — обитель Гелиоса, бога солнца, которому принадлежат семь бессмертных стад бессмертных золотых коров и семь стад бессмертных овец. Цирцея сказала Одиссею, что, если он не поддастся соблазнам острова Тринакрия и не вызовет гнев Бога Солнца, каждый сможет вернуться домой без дальнейших потерь. Одиссей и его команда бродят по острову голодными и пытаются охотиться на рыбу и птиц. В какой-то из дней Одиссей уходит от своих людей, и в его отсутствие они решают зарезать священных коров и зажарить их. Наказание не заставило себя долго ждать, и когда они покидают остров и плывут посреди моря, Зевс посылает на корабль вспышку молнии и разбивает его, вся команда тонет.

Одиссей, единственный уцелевший от гнева богов, умудряется уцепиться за балку. Он сооружает себе плот из остатков разбитого корабля и уносится обратно к чудовищам Скилле и Харибде. Таким стало его наказание за грех гордыни – возвращение к исходной точке. К счастью, Зевс не даёт Скилле заметить его. Это ещё один урок: не всегда «смелость, ум и тактика» спасают, часто это просто удача, высшее провидение или судьба.

Испытание любовью

Одиссей обманул сам себя относительно своих способностей, а попутно обманул и своих людей. После девяти дней плавания по морю на самодельном плоту он прибывает в Калипсию. Это самое длительное испытание из всех, которое задержит его в пути ещё на семь лет.

Люди второго типа эннеаграммы считают, что они «помогают». Они считают, что должны отдавать, чтобы получать, особенно в отношениях друг с другом. Их основное стремление — быть любимыми и любить (точнее, чтобы быть любимыми, надо любить самому). Отношения с окружающими для них являются своего рода наркотиком, без которого невозможно жить. Бессознательно они пытаются дать другим то, в чём нуждаются они сами.

У этих людей два греха: первый — гордыня, проистекающая из чувства превосходства, которое они испытывают по отношению к тем, кому помогают:

«Если бы я не помог тебе, у тебя были бы большие неприятности».

Второй грех заключается в том, что, щедро отдавая другим, им трудно установить чёткие границы, и они заботятся о других за свой счет.

Когда Одиссей прибывает на остров Огигия, он встречает Калипсо, «опасную нимфу с яркими косами», прекрасную и бессмертную, которая влюбляется в него и хочет выйти за него замуж. Как говорит Одиссей, «она любит меня» настолько сильно, что, если он согласится на её предложение жениться, она сделает его бессмертным. Но и без брака она заботится обо всех его нуждах, в том числе занимается с ним любовью, и он даже признаёт, что его жена Пенелопа «гораздо менее хороша, чем ты, чем твоя красота».

У Одиссея не было выбора. Он стал возлюбленным против своей воли, а она «слишком многого хотела». Нимфа – это испытание для людей второго типа. Испытание, которое заставило Одиссея провести семь лет, сидя на «скалах и берегу, с болью в сердце от плача, вздыхая и страдая, глядя на пустынное море сквозь слёзы, которые слепят». Так было днём, а ночью он наслаждался  объятиями прекрасной нимфы. Он не может оставить её; она не позволяет ему оставить её. И даже если он захочет, у него нет возможностей — нет экипажа, корабля — нет обратного пути на Итаку. Он застрял на острове Огигия.

Через семь лет Зевс решает помочь Одиссею и отправляет Гермеса на остров поговорить с Калипсо. Но Калипсо приходит в ярость из-за этого и называет богов «жестокими и ревнивыми». Такое поведение характерно людям второго типа. Однако она понимает, что сказала слишком много, поскольку «ни один бог не может противостоять воле разгневанного Зевса». Она соглашается освободить Одиссея и помогает ему отправиться в путь.

Конечно, Одиссей подозревает неискренность её намерения, когда она сообщает ему, что поможет ему уйти. Он прошёл через семь лет «её соблазнительных попыток очаровать его сердце изощрёнными словами и стереть из его головы любую мысль об Итаке». Это худшее проявление людей второго типа: лесть и манипуляция. Калипсо может лечить, но также может и захватывать. Поэтому, имея дело с людьми второго типа, нам нужно снова и снова разъяснять им, что действительно важно в нашей жизни, или какова наша миссия. Мы должны сохранять ясную голову, чтобы не отвлекаться, даже когда нам предлагают кажущиеся заманчивыми решения наших личных потребностей. Таким образом, мы сможем плыть дальше и реализовать своё предназначение — найти Итаку своей души.

Последний вызов

На последнем этапе своего путешествия в Итаку Одиссей должен преодолеть ещё одно испытание, которое в основном ударяет людей первого типа эннеаграммы. Люди этого типа верят в праведность своего пути и имеют стремление исправить или улучшить мир, они — идеалисты. Они стремятся постоянно исправлять других, а также себя, без промедления. Их грех, чаще всего подавляемый, — это гнев. Их внутренний контролёр работает сверхурочно, и им трудно заставить его замолчать.

Одиссей плывёт к сердцу моря, но Посейдон, заметивший это, гневается. Как вы, возможно, помните, Посейдон в гневе на Одиссея со времён истории о Циклопе. Его гнев горит в нем, и он собирает облака и вызывает сильные ветры, чтобы вызвать бурю, которая перевернёт корабль. После многих лишений Одиссею удаётся достичь следующего пункта назначения — страны Феакийской, земли праведных и особо мудрых людей.

Это чудесная страна, где есть город с высокой стеной, великолепный порт и корабли. В городе стоит светящийся дворец с медными стенами. После того как Одиссей побеждает молодых местных жителей в соревновании по метанию диска и производит впечатление на короля, он рассказывает во время пира обо всех своих переживаниях и испытывает состояние очищения. Маски, которые он надевал, образы, которые изображал, страхи  — теперь всё сброшено, и открывается настоящий герой. Феакийцы, восхищающиеся его героической натурой, щедро одаривают его подарками и большим количеством золота, превышающим добычу, которую он приобрёл в Трое и потерял в пути. Они собирают ему команду из 52 моряков, чтобы доставить его домой.

Но в здесь вступает в действие важная информация: феакийцы — двоюродные братья циклопов. Это две совершенно разные расы, но имеющие одну общую черту: они поклоняются повелителю морей Посейдону. Однако поскольку феакицы праведны и всегда хотят исправить мир, они не согласны с гневом Посейдона по отношению к Одиссею, гневом, который в их глазах является неправильным. Поэтому они игнорируют Посейдона и плывут на рекордной скорости, доставляя Одиссея к берегам Итаки. Так быстро, что никакой Посейдон не может их остановить. Но, как намекнул психолог Карл Юнг, то, что мы отрицали и игнорировали внутренне, в конце концов отразится в нашей внешней судьбе.

Так и происходит: Одиссей прибывает в свой дом с помощью феакийцев. Но разъяренный Посейдон, ярость которого не знает границ, подстерегает феакийцев на обратном пути, поражает их корабль и превращает его в скалу. Феакийцы действительно помогли Одиссею, но отвергли гнев Посейдона и тем самым совершили величайший грех в глазах древних греков — игнорирование волю богов.

Одиссей вернулся в свой дом, где ему пришлось иметь дело с многочисленными женихами, которые пытались заставить Пенелопу выбрать среди них нового мужа. На помощь ему приходит Афина, богиня мудрости, и помогает ему свершить правосудие: очистить дом от корыстных женихов. Гнев, который сейчас выражает Одиссей, — это праведный гнев. Это не гнев простого человека, а правосудие богов, потребовавших смерти женихов.

Так завершаются девять испытаний, которые символизируют девять различных типов людей эннеаграммы. История Одиссея на протяжении 2800 лет позволяет каждому человеку, где бы он ни находился, исследовать себя, обнаруживать свои недостатки и устранять их.

Джеймс Сейл опубликовал более 50 книг, последняя из которых «Составление карты мотивации для самых эффективных команд» (Routledge, 2021). Он выиграл первый приз в ежегодном конкурсе Общества классических поэтов 2017 года, выступив в Нью-Йорке в 2019 году. Его последний сборник стихов — HellWard.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА