
От судьбы не уйти. Часть 2
Судьба против судьбыВ первой части этой статьи мы обсуждали, что судьба или предназначение кажутся неизбежной частью человеческого существования.
Действительно, в языческих мифах даже сами боги, включая Зевса, как бы находятся под её властью, хотя есть возможность избежать катастрофы, если поступить правильно.
Сам Зевс избежал поражения из-за пророчества о том, что сын нимфы Фетиды, которую он собирался оплодотворить, будет более великим, чем его отец. Таким образом, Зевс предусмотрительно поженил нимфу и человека Пелея, и их ребёнок стал великим воином Ахиллом; но будучи всего лишь человеком, Ахилл не представлял угрозы для верховенства Зевса.
Возможно, на этом этапе целесообразно провести различие между «судьбой» и «предназначением», и это различие основано на коннотациях этих слов. Слово «судьба» — не всегда, но часто — имеет негативный оттенок: она похожа на ловушку, из которой мы не можем выбраться, как, например, когда мы говорим, что какая-то ситуация «фатальна». Она настигает нас независимо от того, что мы делаем для обратного, и это может быть нам во благо, а может быть и не во благо. В прошлый раз мы отметили, что Ахилл в некотором смысле выбрал свою судьбу. Но, согласно Гомеру, она оказалась несчастливой: Он несчастен в царстве Аида.
Судьба, с другой стороны, содержит в себе смысл не только достижения цели — Ахилл, конечно, достиг ее как воин, — но и достижения высшей цели. Геракл сильно пострадал, но в результате его вклада в дело богов (и человечества) он был вознесен на небеса, как в созвездие, так и на гору Олимп, место обитания богов.
Таким образом, получается, что мы должны избегать своей «судьбы» — например, мой отец или моя мать алкоголики, наркоманы или что-то еще подобное, и поэтому мне суждено стать таким же. Это чтение чужого сценария или судьбы так, как будто это наша собственная судьба, и как будто мы бессильны ее изменить.
Вместо этого мы должны активно искать свою собственную высшую цель или судьбу. Это когда наш выбор и действия согласуются с волей богов (в пантеизме) или с волей Бога (в теизме). У каждого из нас есть высшее предназначение. Однако загвоздка заключается в следующем: высшее предназначение всегда предполагает сильные страдания, а также принятие личной ответственности.
Каково мое предназначение?
Люди задаются вопросом, в чем мое предназначение? И пытаясь ответить на него, мы должны заметить одну действительно важную особенность мифов и историй давних времен, которая их объединяет. А именно: независимо от того, идет ли речь о мифах — мифе об Эдипе в греческой традиции, или об истории об Ионе, скажем, в Библии, в обоих случаях дается пророчество, или оракул, или предупреждение о том, какой будет их судьба, или что им нужно сделать, чтобы её исполнить. Другими словами, человеческие существа не остаются без присмотра, не предупрежденными или невежественными в отношении трансцендентной цели, к которой они должны прийти.
В случае с Эдипом пророчество пришло еще до его рождения: он убьёт своего отца и женится на своей матери. По этой причине его биологический отец, царь Лай, пытается уничтожить своего сына после рождения, но безуспешно. Когда Эдип становится взрослым, он узнает о пророчестве, касающемся его самого, и в результате, взяв на себя личную ответственность, противостоя оракулу, он убегает как можно дальше от возможности его исполнения. Но, к сожалению, он слеп к своей собственной, истинной ситуации, и само бегство ставит его на путь невольного исполнения пророчества.
Ирония Эдипа и его искупление
Ирония заключается в том, что с точки зрения человеческого разума и сообразительности Эдип является одним из величайших умов своего времени: Он разгадывает знаменитую загадку Сфинкса, когда никто другой не может этого сделать. Однако, что касается его истинного положения, он полностью слеп.
Он хочет поступить правильно и активно берёт на себя ответственность, но каждый его шаг парадоксальным образом подталкивает его к судьбе, или, лучше сказать, к его предназначению. И хотя после открытия истины он испытывает сильные страдания, он берет на себя полную ответственность за все свои действия, включая ослепление себя (таким образом, признание вины) и немедленный отказ от царской власти.
Его окончательное и таинственное исчезновение в священной роще в Колонусе предполагает не фатальность, а судьбу: высокое примирение с богами, поскольку он выполнил их волю. В самом деле, голос бога кричит, когда он входит в глубину священной рощи: «Эдип, Эдип, зачем мы мешкаем. Долго ждать тебя заставили». В осознании своей судьбы есть смысл искупления.

Пьеса Софокла «Эдип в Колоне» заканчивается тем, что Эдип, искупивший свой грех, становится благословением для города, где его похоронили. «Эдип и Антигона» Франца Дитриха. Художественный музей Крокера, Сакраменто, Калифорния. (PD-US)
История Ионы
Совсем другая история связана с судьбой Ионы в знаменитой библейской истории. Хотя эта история является одной из самых коротких книг Ветхого Завета, она, несомненно, одна из самых известных. Наряду с Адамом и Евой и Ноевым ковчегом, это одна из тех архетипических историй, которые почти необъяснимым образом резонируют в воображении.
Здесь, однако, мы видим, что Иона не был явно обречен до своего рождения, а уже во взрослом возрасте получил «слово Господне» — явное повеление от Бога идти в Ниневию и там пророчествовать — он должен возвестить Ниневии её судьбу.
Изначально речь идет не о судьбе или предназначении Ионы, а о судьбе 120 000 человек, которые, согласно Библии, «не знают разницы между правой и левой рукой, как и многие животные». Их судьба связана с их готовностью или не готовностью подчиниться воле Божьей, что означает отказ от своих злых путей и покаяние.
И это тоже, по-видимому, является общей чертой в решении вопроса о том, будет ли это великая судьба или бесславная участь: жители Ниневии, включая царя, раскаиваются, и таким образом катастрофа, роковая участь, предотвращается.
Эдип же не может предотвратить исполнение пророчества, но, покорившись воле богов, он, в конце концов, заслуживает высокой участи и, похоже, присоединяется к ним.
Но Иона, конечно же, восстает против слова Господа. Он уходит из Ниневии, которая находится за сотни миль вглубь страны, в Иоппию (современный Тель-Авив), чтобы плыть в Таршиш, который находился у самого дальнего западного предела, известного Евреям. Другими словами, Иона заходит как можно дальше, чтобы избежать Божьего повеления.

Картина Яна Брейгеля Старшего «Иона выходит из пасти кита» около 1600 года. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия. (ПД-США)
Создание Ионы, истинного пророка
Однако этому не суждено сбыться: Иона не может избежать судьбы, предначертанной ему Богом. Его проглатывает кит. Находясь во чреве кита, понимая, что сопротивление бесполезно, он кричит, что теперь готов исполнить свою судьбу и отправиться в Ниневию, и кит извергает его наружу.
Его проповедь, к его огорчению, имеет успех. Нам не сказано, почему народ и царь поверили его провозглашениям о грядущем божьем суде, но при небольшом воображении, возможно, нетрудно понять, насколько он был убедителен.
Прежде всего, он был живым воплощением того, кто сам испытал суд. С психологической точки зрения, насколько глубоким должен был быть для него этот поворот? Как это могло повлиять на его речь и умственные способности? Я бы сказал, что это событие было столь же ошеломляющим, как и переживания Эдипа.
И во-вторых, какой должна быть его внешность? У людей, работающих на рыбных рынках, со временем появляется сильный запах. Но чтобы находиться внутри кита — каковы были волосы и цвет лица Ионы? Можно предположить, что его кожа приобрела бы своего рода альбиносную окраску в результате внутренних кислотных процессов. Известная и предполагаемая история Джеймса Бартли в 19 веке о том, как его проглотил кашалот в течение 36 часов, свидетельствует о том, что его кожа была обесцвечена, когда его извлекли.
Ионе не суждено было стать бюрократом в элегантном костюме. Он появился из ниоткуда, хотя, вероятно, слухи о том, что этот сумасшедший, дикого вида кочевник приближается к Ниневии, начали циркулировать задолго до того, как он действительно прибыл — действительно пророк!
Если задуматься, то странная реальность заключается в том, что если бы Иона изначально послушался Божьего повеления, отправился в Ниневию и проповедовал, его, вероятно, не признали бы посланником Божьим. Чтобы Божья воля — судьба Ионы и судьба Ниневии — были исполнены, Иона должен был отвергнуть повеление. Только через свои страдания он мог её исполнить.
Это приводит к последнему наблюдению о том, что между Эдипом и Ионой есть много общего: оба получают божественное откровение, и оба убегают от своих оракулов. Действительно, оба стремятся уйти как можно дальше от исполнения пророчества, только чтобы обнаружить, что тем самым они его исполняют. Оба в конечном итоге подчиняются божественной воле.
То есть, как бы неохотно и, учитывая обстоятельства, они свободно выбрали свою судьбу, как только поняли, что она предначертана Богом. В этот момент включается удивительная синергия. Как отмечает Патрик Харпур в своей книге «Даймоническая реальность: путеводитель по потустороннему миру » (Daimonic Reality: A Field Guide to the Otherworld), «свобода воли сочетается с судьбой, и всё, что свободно выбрано, также предписано навечно».
Это соединение нашей свободной воли с божественным предписанием и есть то, что составляет реализацию нашей судьбы, а альтернативой является судьба и фатальность. Открытие нашего Божественного предписания является главной целью нашей жизни и, таким образом, порождает нашу жизненную миссию.
В первой части этой статьи рассказывается о том, как древние понимали идею судьбы.
Джеймс Сейл — писатель и редактор. Автор более 50 книг. Многократный призёр поэтических премий. Для получения дополнительной информации об авторе и его проекте Dante посетите веб-сайт EnglishCantos.home.blog.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times