Картина Яна Брейгеля Старшего «Иона выходит из пасти кита» около 1600 года. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия. (ПД-США) | Epoch Times Россия
Картина Яна Брейгеля Старшего «Иона выходит из пасти кита» около 1600 года. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия. (ПД-США)

От судьбы не уйти. Часть 2

Судьба против судьбы
Автор: 14.01.2022 Обновлено: 14.01.2022 10:35

В первой части этой статьи мы обсуждали, что судьба или предназначение кажутся неизбежной частью человеческого существования.

Действительно, в языческих мифах даже сами боги, включая Зевса, как бы находятся под её властью, хотя есть возможность избежать катастрофы, если поступить правильно.

Сам Зевс избежал поражения из-за пророчества о том, что сын нимфы Фетиды, которую он собирался оплодотворить, будет более великим, чем его отец. Таким образом, Зевс предусмотрительно поженил нимфу и человека Пелея, и их ребёнок стал великим воином Ахиллом; но будучи всего лишь человеком, Ахилл не представлял угрозы для верховенства Зевса.

Возможно, на этом этапе целесообразно провести различие между «судьбой» и «предназначением», и это различие основано на коннотациях этих слов. Слово «судьба» — не всегда, но часто — имеет негативный оттенок: она похожа на ловушку, из которой мы не можем выбраться, как, например, когда мы говорим, что какая-то ситуация «фатальна». Она настигает нас независимо от того, что мы делаем для обратного, и это может быть нам во благо, а может быть и не во благо. В прошлый раз мы отметили, что Ахилл в некотором смысле выбрал свою судьбу. Но, согласно Гомеру, она оказалась несчастливой: Он несчастен в царстве Аида.

Судьба, с другой стороны, содержит в себе смысл не только достижения цели — Ахилл, конечно, достиг ее как воин, — но и достижения высшей цели. Геракл сильно пострадал, но в результате его вклада в дело богов (и человечества) он был вознесен на небеса, как в созвездие, так и на гору Олимп, место обитания богов.

Таким образом, получается, что мы должны избегать своей «судьбы» — например, мой отец или моя мать алкоголики, наркоманы или что-то еще подобное, и поэтому мне суждено стать таким же. Это чтение чужого сценария или судьбы так, как будто это наша собственная судьба, и как будто мы бессильны ее изменить.

Вместо этого мы должны активно искать свою собственную высшую цель или судьбу. Это когда наш выбор и действия согласуются с волей богов (в пантеизме) или с волей Бога (в теизме). У каждого из нас есть высшее предназначение. Однако загвоздка заключается в следующем: высшее предназначение всегда предполагает сильные страдания, а также принятие личной ответственности.

Каково мое предназначение?

Люди задаются вопросом, в чем мое предназначение? И пытаясь ответить на него, мы должны заметить одну действительно важную особенность мифов и историй давних времен, которая их объединяет. А именно: независимо от того, идет ли речь о мифах — мифе об Эдипе в греческой традиции, или об истории об Ионе, скажем, в Библии, в обоих случаях дается пророчество, или оракул, или предупреждение о том, какой будет их судьба, или что им нужно сделать, чтобы её исполнить. Другими словами, человеческие существа не остаются без присмотра, не предупрежденными или невежественными в отношении трансцендентной цели, к которой они должны прийти.

В случае с Эдипом пророчество пришло еще до его рождения: он убьёт своего отца и женится на своей матери. По этой причине его биологический отец, царь Лай, пытается уничтожить своего сына после рождения, но безуспешно. Когда Эдип становится взрослым, он узнает о пророчестве, касающемся его самого, и в результате, взяв на себя личную ответственность, противостоя оракулу, он убегает как можно дальше от возможности его исполнения. Но, к сожалению, он слеп к своей собственной, истинной ситуации, и само бегство ставит его на путь невольного исполнения пророчества.

Ирония Эдипа и его искупление

Ирония заключается в том, что с точки зрения человеческого разума и сообразительности Эдип является одним из величайших умов своего времени: Он разгадывает знаменитую загадку Сфинкса, когда никто другой не может этого сделать. Однако, что касается его истинного положения, он полностью слеп.

Он хочет поступить правильно и активно берёт на себя ответственность, но каждый его шаг парадоксальным образом подталкивает его к судьбе, или, лучше сказать, к его предназначению. И хотя после открытия истины он испытывает сильные страдания, он берет на себя полную ответственность за все свои действия, включая ослепление себя (таким образом, признание вины) и немедленный отказ от царской власти.

Его окончательное и таинственное исчезновение в священной роще в Колонусе предполагает не фатальность, а судьбу: высокое примирение с богами, поскольку он выполнил их волю. В самом деле, голос бога кричит, когда он входит в глубину священной рощи: «Эдип, Эдип, зачем мы мешкаем. Долго ждать тебя заставили». В осознании своей судьбы есть смысл искупления.

История Ионы

Совсем другая история связана с судьбой Ионы в знаменитой библейской истории. Хотя эта история является одной из самых коротких книг Ветхого Завета, она, несомненно, одна из самых известных. Наряду с Адамом и Евой и Ноевым ковчегом, это одна из тех архетипических историй, которые почти необъяснимым образом резонируют в воображении.

Здесь, однако, мы видим, что Иона не был явно обречен до своего рождения, а уже во взрослом возрасте получил «слово Господне» — явное повеление от Бога идти в Ниневию и там пророчествовать — он должен возвестить Ниневии её судьбу.

Изначально речь идет не о судьбе или предназначении Ионы, а о судьбе 120 000 человек, которые, согласно Библии, «не знают разницы между правой и левой рукой, как и многие животные». Их судьба связана с их готовностью или не готовностью подчиниться воле Божьей, что означает отказ от своих злых путей и покаяние.

И это тоже, по-видимому, является общей чертой в решении вопроса о том, будет ли это великая судьба или бесславная участь: жители Ниневии, включая царя, раскаиваются, и таким образом катастрофа, роковая участь, предотвращается.

Эдип же не может предотвратить исполнение пророчества, но, покорившись воле богов, он, в конце концов, заслуживает высокой участи и, похоже, присоединяется к ним.

Но Иона, конечно же, восстает против слова Господа. Он уходит из Ниневии, которая находится за сотни миль вглубь страны, в Иоппию (современный Тель-Авив), чтобы плыть в Таршиш, который находился у самого дальнего западного предела, известного Евреям. Другими словами, Иона заходит как можно дальше, чтобы избежать Божьего повеления.

Создание Ионы, истинного пророка

Однако этому не суждено сбыться: Иона не может избежать судьбы, предначертанной ему Богом. Его проглатывает кит. Находясь во чреве кита, понимая, что сопротивление бесполезно, он кричит, что теперь готов исполнить свою судьбу и отправиться в Ниневию, и кит извергает его наружу.

Его проповедь, к его огорчению, имеет успех. Нам не сказано, почему народ и царь поверили его провозглашениям о грядущем божьем суде, но при небольшом воображении, возможно, нетрудно понять, насколько он был убедителен.

Прежде всего, он был живым воплощением того, кто сам испытал суд. С психологической точки зрения, насколько глубоким должен был быть для него этот поворот? Как это могло повлиять на его речь и умственные способности? Я бы сказал, что это событие было столь же ошеломляющим, как и переживания Эдипа.

И во-вторых, какой должна быть его внешность? У людей, работающих на рыбных рынках, со временем появляется сильный запах. Но чтобы находиться внутри кита — каковы были волосы и цвет лица Ионы? Можно предположить, что его кожа приобрела бы своего рода альбиносную окраску в результате внутренних кислотных процессов. Известная и предполагаемая история Джеймса Бартли в 19 веке о том, как его проглотил кашалот в течение 36 часов, свидетельствует о том, что его кожа была обесцвечена, когда его извлекли.

Ионе не суждено было стать бюрократом в элегантном костюме. Он появился из ниоткуда, хотя, вероятно, слухи о том, что этот сумасшедший, дикого вида кочевник приближается к Ниневии, начали циркулировать задолго до того, как он действительно прибыл — действительно пророк!

Если задуматься, то странная реальность заключается в том, что если бы Иона изначально послушался Божьего повеления, отправился в Ниневию и проповедовал, его, вероятно, не признали бы посланником Божьим. Чтобы Божья воля — судьба Ионы и судьба Ниневии — были исполнены, Иона должен был отвергнуть повеление. Только через свои страдания он мог её исполнить.

Это приводит к последнему наблюдению о том, что между Эдипом и Ионой есть много общего: оба получают божественное откровение, и оба убегают от своих оракулов. Действительно, оба стремятся уйти как можно дальше от исполнения пророчества, только чтобы обнаружить, что тем самым они его исполняют. Оба в конечном итоге подчиняются божественной воле.

То есть, как бы неохотно и, учитывая обстоятельства, они свободно выбрали свою судьбу, как только поняли, что она предначертана Богом. В этот момент включается удивительная синергия. Как отмечает Патрик Харпур в своей книге «Даймоническая реальность: путеводитель по потустороннему миру » (Daimonic Reality: A Field Guide to the Otherworld), «свобода воли сочетается с судьбой, и всё, что свободно выбрано, также предписано навечно».

Это соединение нашей свободной воли с божественным предписанием и есть то, что составляет реализацию нашей судьбы, а альтернативой является судьба и фатальность. Открытие нашего Божественного предписания является главной целью нашей жизни и, таким образом, порождает нашу жизненную миссию.

В первой части этой статьи рассказывается о том, как древние понимали идею судьбы.

Джеймс Сейлписатель и редактор. Автор более 50 книг. Многократный призёр поэтических премий. Для получения дополнительной информации об авторе и его проекте Dante посетите веб-сайт EnglishCantos.home.blog.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА