Шекспир цитирует пьесу «Гамлет» своей семье — жене и детям. Гравюра неизвестного художника, 1890 год. | Epoch Times Россия
Шекспир цитирует пьесу «Гамлет» своей семье — жене и детям. Гравюра неизвестного художника, 1890 год.

Космический порядок и идеальный баланс Уильяма Шекспира

Эмоциональный мир персонажей великого драматурга основан на знании законов мироздания
Автор: 18.03.2022 Обновлено: 18.03.2022 10:05
Каким было мировоззрение Шекспира? Был ли он новатором, стремившимся к прогрессу, как принято считать, или, наоборот, человеком религиозным, придерживающимся традиционных взглядов?

Большинство читателей наверняка изучали в средней школе знаменитую трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет», где описываются переживания принца Датского, у которого умирает отец, а мать выходит замуж за его дядю. Когда появляется призрак отца и говорит, что его убил не кто иной, как дядя, Гамлетом овладевают сомнения – правда это или нет? Оправдана ли будет месть, о которой просил призрак отца?

Тяжёлые раздумья  Гамлета продолжаются до самого конца повествования. Далее случайно погибает советник короля, его дочь сходит с ума и, вероятно, кончает жизнь самоубийством. Смерть настигает всех главных героев, подтверждая принцип шекспировской трагедии: грех тащит за собой грех до полного уничтожения всех персонажей.

Казалось бы, шекспировская трагедия передаёт ощущение тотального и неизбежного хаоса. Первое убийство и цепь последующих событий ведут к гибели всех. Юстас М. У. Тильярд (1889–1962 гг.), один из крупнейших исследователей английской литературы, глубоко изучавший мировоззрение Шекспира и его современников, утверждает, что если мы вспомним историю, то получим совершенно иную и более сложную картину.

Время, когда жил Шекспир, почему-то характеризуется как время, когда жили тёмные, нецивилизованные, грязные и невежественные люди. Подобную характеристику едва не установили и выдающемуся периоду в истории Англии, названному «Елизаветинским периодом» – золотым веком английской литературы и мировой литературы в целом. Период, породивший великих художников, поэтов и драматургов, таких как Уильям Шекспир, Джон Мильтон, Кристофер Мерло и другие, был назван в честь королевы Елизаветы, правившей Английским королевством с 1558 по 1603 год и внёсшей в него значительные изменения после правления своей сводной сестры Марии I, преследовавшей протестантов.

Елизавета была протестанткой и во время своего царствования проявляла религиозную терпимость к католическому христианству. Она была образованной, говорила на девяти языках и никогда не была замужем.

Такой образ мышления привёл к тому, что запретные вещи разрешались «до наступления темноты». Это время описала в своей книге «Орландо» одна из самых известных английских писательниц Вирджиния Вулф:

«Во всём был напор. Цветок цветёт, вянет. Солнце встаёт, заходит. Влюблённый любит, бросает свой предмет. И то, что поэты рекомендовали в стихах, юноши исполняли на деле. Девушки были розы. Красота их была быстротечна, как красота цветка. Их следовало рвать до наступления темноты, ибо день краток».

Согласно утверждению упоминаемого выше исследователя английской литературы Тильярда, реальность не может быть сильно отличной от этого. Во-первых, был очень религиозный период благодаря королеве Елизавете, набожной протестантки, которая позаботилась о переводе на английский язык древних писаний и средневековых христианских писаний, таких как «Философские утешения» христианского философа VI века Аникия Буэция.

Проповеди были неотъемлемой частью повседневной жизни елизаветинцев, а мир таких литературных деятелей, как Шекспир и Мильтон, которые до сих пор считаются актуальными, и произведения которых преподаются в школах, основывался на традиционных и религиозных ценностях, вытекающих из средневековой и древнегреческой философий.

Но это ещё не всё. Чем глубже погружается Тильярд в изучение мировоззрения того периода, тем больше он убеждается, что елизаветинцы верили, что всё во Вселенной имеет цель, всё продиктованную судьбой, которую можно определить по звёздам. Согласно елизаветинской концепции, земля и люди находятся в центре вселенной, и каждое существо и вещь в этой вселенной имеют фиксированное место, определённое Богом. Согласно этому устройству, люди были отделены от других живых существ ниже их из-за их рациональности.

В основе елизаветинского мировоззрения лежит утверждение, что жизнь во Вселенной организована в соответствии с определённой иерархией. Вещи классифицируются по степени их духовности и материальности: более материальные вещи, такие как минералы, находятся внизу иерархии, а существа с более высокой духовностью, такие как ангелы, находятся наверху. Порядок расположение такой: Бог, ангелы, люди, животные, растения и неодушевлённые предметы.

Внутри групп существует дополнительная иерархия. Например, лев занимает самое высокое место в царстве животных, царь — самое высокое положение среди людей, а золото имеет самый  высокий статус среди металлов и минералов. Царь является воплощением Бога на земле, то есть посредником между Богом и живущими на земле, и Бог дал ему своё божественное право на царствование.

Что является ещё более важным? Елизаветинцы считали, что нарушение цепочки иерархии вызывает в мире беспорядок, ведущий к войне. Из-за священного характера иерархии никто не сомневается в правлении короля. Также почти не было перехода из сословия в сословие, потому что люди верили в предопределённость судьбы. Если вы родились в бедном сословии, на то есть причина, и не стоит стараться что-то изменить насильно. Ваш статус изменится, если того пожелает судьба.

Монолог Улисса в пьесе Шекспира «Троил и Крессида» иллюстрирует веру в этот порядок, который воспринимается как «исцеляющий», а также демонстрирует угрозу, когда порядок нарушается:

«На небесах планеты и Земля
Законы подчиненья соблюдают,
Имеют центр, и ранг, и старшинство,
Обычай и порядок постоянный.

И потому торжественное солнце
На небесах сияет, как на троне,
И буйный бег планет разумным оком
Умеет направлять, как повелитель,
Распределяя мудро и бесстрастно
Добро и зло. Ведь если вдруг планеты
Задумают вращаться самовольно,
Какой возникнет в небесах раздор!

Какие потрясенья их постигнут!
Как вздыбятся моря и содрогнутся
Материки! И вихри друг на друга
Набросятся, круша и ужасая,
Ломая и раскидывая злобно
Всё то, что безмятежно процветало
В разумном единенье естества.

О, стоит лишь нарушить сей порядок,
Основу и опору бытия,
Смятение, как страшная болезнь,
Охватит всё, и всё пойдёт вразброд,
Утратив смысл и меру».

Очевидно, Шекспир видел в чинах и рангах «лестницу к высоким целям» – предмет важный для него и елизаветинцев. Согласно Тильярду, они верили, что небесный порядок вдохнул жизнь в земной порядок, и до ужаса боялись хаоса, который возникнет в этом порядке.

«Для нас хаос означает неразбериху в огромных масштабах. Для елизаветинцев это означало, что наступит космическая анархия, за которой последует тотальный распад, являющийся результатом ослабления провидения, из-за которого закон природы перестаёт действовать», – пишет Тильярд.

Шекспир устами Улисса спрашивает:

«…Как могли бы,
Закон соподчиненья презирая,
Существовать науки и ремёсла,
И мирная торговля дальних стран,
И честный труд, и право первородства,
И скипетры, и лавры, и короны.

Забыв почтенье, мы ослабим струны
И сразу дисгармония возникнет.

Давно бы тяжко дышащие волны
Пожрали сушу, если б только сила
Давала право власти; грубый сын
Отца убил бы, не стыдясь ни мало;
Понятия вины и правоты
Извечная забота правосудья
Исчезли бы и потеряли имя,
И всё свелось бы только к грубой силе,
А сила — к прихоти, а прихоть — к волчьей
Звериной алчности, что пожирает
В союзе с силой всё, что есть вокруг,
И пожирает самоё себя».

Шекспировская лестница трансцендентности

Как видно, в последнем предложении Шекспир затрагивает тему греха. Грех и спасение — две идеи наряду с порядком, на основе которых зиждется елизаветинское мышление. Истоки этого мышления относятся к средневековью и периоду Древней Греции.

«Идея первородного греха, искушения и изгнания Адама и Евы из Райского Сада в человеческий мир для искупления грехов, занимала людей того времени больше, чем история самого Иисуса», – пишет Тильярд.

Средневековые богословы связывали идею божественного порядка с грехопадением человека. Они считали, что поскольку человек был изгнан с Небес, то он был удалён от своего истинного «Я», лишился своего истинного уровня.

«Если человек хочет воссоединиться со своим истинным «Я», он должен сделать это, созерцая творения природы, частью которой он является», – пишет Тильярд.

Идея заключается в том, что тот, кто действительно ищет себя, кто действительно хочет вернуться «к своему истоку», должен сначала принять порядок вещей, созданный Богом, а затем приблизиться к Нему, повышая свою мораль. Исправляя свою нравственность, путём сравнения человек сможет постепенно восходить к своему божественному и истинному «Я».

В начале письма, ставшего впоследствии статьёй под названием «Об образовании», Джон Мильтон, считающийся величайшим английским поэтом, пишет:

«Цель обучения состоит в том, чтобы исправить серьёзный ущерб, нанесённый нашими первыми предками. [Это будет достигнуто] путём повторного знакомства с Богом, и исходя из этого знания, любить Его, подражать Ему, походить на Него, насколько мы можем приблизиться к истинным добродетелям нашей души, и, соединив душу нашу с Небесной благодатью веры, достичь высшего совершенства. Но пока мы пребываем в этом материальном теле, наше понимание может быть основано только на разуме и не может постичь знаний Бога или невидимых вещей систематическим изучением низших и видимых творений. Таким мудрым и осторожным подходом нужно пользоваться во всех областях образования».

Однако когда грех совершён, пишет Шекспир, люди теряют способность различать добро и зло: При нарушении закона,  как говорит он устами Улисса, возникнет хаос:

«Пренебреженье к этому закону
Ведёт назад и ослабляет нас».

Четыре элемента

В пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» сэр Тоби спрашивает сэра Эндрю:

«Что, разве не правда, что наша жизнь состоит из четырёх элементов?»

В древние времена между наукой, философией и религией было мало различий. То, что мы сегодня называем «наукой», было частью более крупной системы, включающей научное, духовное и нравственное знание. Елизаветинцы считали, что всё в мире состоит из комбинации четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня, и они связаны с характеристиками и духа человека, и мира.

Когда Клеопатра, главная героиня шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра», говорит, что она «огонь и воздух», остальные стихии оставляет «здесь, в низшей жизни». Люди елизаветинского периода понимали, что поэт имеет в виду: воздух и огонь восходят наверх, а земля и вода нисходят вниз.

На самом деле четыре элемента в прошлом понимали иначе, чем сегодня. Тильярд объясняет, что каждый элемент в прошлом имел церемониальное место в великом «порядке». Земля была тяжёлая, низкая, холодная и сухая, её естественное место – в центре мироздания. Вне земли находится вода, место холодное и сырое. Над водой находится воздух, горячий и влажный. Воздух благороднее воды, но благороднее всего огонь – горячий, сухой, поразительный, связующий с Небесным Царством Планет.

Несмотря на иерархический порядок элементов, в них также есть противоборствующие силы, например, существует борьба между огнём и водой. Однако Бог по своей мудрости удержал их от уничтожения друг друга, поместив между ними элемент «воздух». Конечным результатом явился идеальный баланс, как считали елизаветинцы.

Согласно их гуманистической концепции, человеческое тело есть микрокосм, то есть малый мир, который представляет макрокосм – Вселенную. Четыре элемента также выражены в человеческом теле, представлены четырьмя видами жидкости (слизи) организма. Каждый элемент или каждая жидкость определяет темперамент или эмоциональное состояние человека.

Элемент воздуха характеризует человека, у которого преобладает красная слизь (кровь). Такой человек быстрый, бдительный, импульсивный и оптимистичный. Стихия огня связана с человеком, у которого преобладает зелёная или жёлтая слизь (желчь). Такой человек является страстным, решительным и склонным к пессимизму. Элемент воды ассоциируется с белой жидкостью (слизью). Такой человек медлительный, тихий, равнодушный и спокойный. Элемент земли связан с человеком, у которого растёт чёрная слизь. У него медлительный, меланхоличный, депрессивный характер.

На выставке, посвящённой Уильяму Шекспиру, организованной Национальной медицинской библиотекой США, утверждалось, что Шекспир построил эмоциональный мир своих персонажей, основываясь на этом знании. Фактически ещё в Древней Греции элементы использовались для объяснения психологических состояний, характеристик личности и для анализа привычек. Древние греки также считали, что при нарушении баланса между элементами может появиться болезнь.

В заключение можно сказать, что Шекспир жил не в секулярный и разрушающий границы период, как легко можно было бы подумать, а в очень традиционный период, когда люди верили в чёткую иерархию между Природой, Человеком и Божеством. Это было время, когда люди ревностно сохраняли традиции и создавали культуру, в которой воплощалось большое почтение Небу. Учитывая именно этот фон, стоит читать его сочинения и понимать его гениальные пьесы.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА