Стендаль — Анри Мари Бейль. Фото: Сёдермарк, Олоф Йохан /commons.wikipedia.org/ Общественное достояние | Epoch Times Россия
Стендаль — Анри Мари Бейль. Фото: Сёдермарк, Олоф Йохан /commons.wikipedia.org/ Общественное достояние

Стендаль: Между правдой жизни и игрой воображения

Преступник, посягнувший на жизнь молодой женщины, «негодяй» или «возвышенная натура»?
Автор: 21.12.2021 Обновлено: 21.12.2021 18:39
В 1827 году суд французского города Гренобля рассматривал интересное дело о покушении на убийство. На скамье подсудимых оказался молодой человек по имени Антуан Берте. Своей вины обвиняемый не отрицал.

Речь подсудимого на суде, его поведение поразили всех. Газетчики разнесли пикантные подробности судебного процесса по всей стране. Антуан Берте стал знаменитостью. Его биография, казалось бы, такая типичная, многих насторожила и заставила задуматься. Судебный процесс как бы указал на то, что французское общество страдает скрытой болезнью.

Знаменитый писатель Стендаль прочёл информацию о суде в газете и написал роман «Красное и чёрное». Это произведение навсегда вошло в разряд достижений мировой литературы, открыв новую страницу в развитии авторских творческих методов. Это был первый в мире пример психологической прозы.

Сначала расскажем вкратце историю реального преступника — Антуана Берте. Он родился в семье деревенского кузнеца, но воспитывался в семье священника. Когда юноше исполнилось девятнадцать лет, падре устроил его гувернёром в богатое семейство. Антуан стал ухаживать за хозяйкой — матерью своих учеников. Хозяин отказал ему от дома. Юноша потерял хороший заработок. Священнику-покровителю удалось устроить Антуана в семинарию.

Он проучился там совсем недолго, и был исключён. Тогда Антуан поступил на службу воспитателем в другое аристократическое семейство. Опять не смог удержаться на месте, так как отец семьи уволил его за романтические отношения с дочерью. Молодой человек полностью разочарован в жизни и считает себя жертвой женского оговора. Он принимает решение убить виновницу своих неудач. Он стреляет в женщину, а потом и сам пытается застрелиться. Покушение на убийство и попытка суицида произошли в церкви во время воскресной службы.

Этот сюжет из судебной хроники прошёл через горнило глубокого ума французского романиста Стендаля и, воспроизведённый почти в точности, стал оригинальным романом, который уже скоро двести лет как будоражит читателей.

Стендаль родился в Гренобле в 1783 году. «Стендаль» — литературный псевдоним этого человека. Настоящее его имя — Анри Бейль. У мальчика были сложные отношения с деспотичным отцом: свои детские годы писатель вспоминал годы воспитания в нём протеста и ненависти ко всему, что может силой навязываться подрастающему человеку.

Все мы формируемся в детстве. Уже в восемь лет по ребёнку понятно, в кого он сформируется: в оптимиста, пессимиста или в философа. Юного Анри больше всего поражали люди, их достоинства и недостатки. По воспоминаниям Стендаля, он очень рано определил для себя разделение человечества на две части: на негодяев и на людей возвышенных. Такая классификация вполне соответствовала духу времени: в Европе царил романтизм, который формировал сознание людей соответствующим образом — мир делится на героев и антигероев.

Чтобы узнать настоящую жизнь и покорить столицу, Анри Бейль приезжает в Париж. Это был Париж, который уже гордился славой Бонапарта — завоевателя Европы. Стендаль навсегда сохранит в своей душе преклонение перед гением Наполеона, принесшего славу Франции.

Вот, что писал Анри Бейль о своём поколении: «В наших глазах обитатели остальной Европы… были всегда лишь достойные сожаления глупцы». Что уж говорить о России, с которой Стендалю привелось познакомиться лично, в качестве участника похода Наполеона на Москву. Офицер Анри Бейль тяжело переживал поражение Франции в войне, считал, что к этому привело трагическое стечение обстоятельств, по-прежнему был уверен, что французы — светоч европейской цивилизации, а Наполеон Бонапарт — гений всех времён и народов.

После поражения Франции в войне с Россией, для Анри Бейля наступили совсем иные времена. Он разочарован в новом правительстве и не желает больше наблюдать, что творится в его стране. Италия — вот благословенный край. Любимый город — Милан. Здесь по-настоящему берётся за перо и вскоре становится довольно известным прозаиком и искусствоведом.

Европейскому читателю был интересен философский трактат Стендаля «О любви». Это исследование писателя настолько точно и оригинально объясняло сущность любви и её стадии, что вряд ли когда-то устареет. Одно из классических положений трактата — это понятие «кристаллизация чувства». Современные психологи до сих пор пользуются этим открытием Стендаля-француза, хорошо усвоившего многочисленные уроки любви и щедро делящегося своим опытом и очень точными наблюдениями над тем, как зарождается чувство, развивается, «кристаллизуется» и …угасает.

Постепенно у писателя появился некий свод понятий о жизни и любви, который он старался выразить с помощью ряда персонажей в своих романах.

Вы, вероятно, слышали о бродячих актёрах, которые, переходя из селения в селение, показывали своих марионеток. В труппе всегда был сундук с куклами, откуда появлялись по мере надобности король с королевой, ангел, чёрт, принцесса, разбойник, солдат и крестьянин. Стендаль по мере оформления своего таланта стал походить на этих бродячих комедиантов, интерпретируя на разные лады, по сути, один сюжет.

Это всегда история молодого человека, который приобретает жизненный опыт и ощущает трагический разрыв между мечтой и действительностью. Молодой герой всегда сталкивается с двумя женщинами противоположных типов и психологически разрывается между ними. У героя всегда есть враг-негодяй и благородный покровитель. Такова схема всех романов Стендаля.

Именно поэтому Стендаля так поразили газетные очерки о судебном процессе над молодым Антуаном Берте. Мотивы реального преступления полностью укладывались в ту схему, которая уже сформировалась в сознании романиста.

Итак, Антуан Берте и его драма приковали к себе внимание Стендаля. Начиная с 1827 года, он размышляет о судьбе этого юноши, но пока ещё не приступает к своей книге. Писателю до мелочей понятна логика поведения преступника и его жертвы, однако он приступит к повествованию только в 1829 году. Работа над романом продолжалась около двух лет.

Что же сделал Стендаль из газетной заметки? Он «сделал» первый в европейской литературе психологический роман. Кстати сказать, первым русским психологическим романом историки литературы считают роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Без сомнения, наш классик, был знаком с творчеством французского романиста и читал «Красное и чёрное».

Перед Стендалем стояла сложная задача совместить схему отношений героев, которая будоражила его творческий ум с правдой жизни. Прежде всего, нужно было ответить самому себе на вопрос: преступник, посягнувший на жизнь молодой женщины, «негодяй» или «возвышенная натура»?

Жюльен Сорель, главный герой романа, полностью повторяет биографию Антуана Берте. Он выходец из народа, но воспитывался не в родной семье. Его воспитателем был священник. Падре много усилий приложил к тому, чтобы его воспитанник стал образованным и культурным человеком. Жюльен предстаёт перед читателем человеком, полным достоинств: он красив, умён, энергичен, образован, знает хорошие манеры.

Он понимает, что стартовые возможности у него намного выше, чем у любого его сверстника из народной гущи. Молодой человек верит в свои силы и знания, верит, что он достоин прекрасного будущего. Если не знать «низкого» происхождения героя, Жюльен ни в чём не уступит молодому дворянину. А может быть, и превзойдёт его по силе характера. Оборотной стороной этих прекрасных качеств явились непомерная гордость, честолюбие, эгоизм и очень щепетильное отношение к своей персоне.

Жюльен нравится женщинам. Такой тип мужчин особенно был неотразим в эпоху романтизма, когда в моде были благородные герои с какой-нибудь тайной происхождения. Женщины и девушки из дворянских семей, начитавшись Байрона, просто бредили бунтарями, готовыми к любви, невзирая на трудности. А трудностями в реальной жизни этих мечтательниц чаще всего являлись благочестивые мужья и отцы.

Итак, наш герой, делает ставку на женщин. На богатых и знатных женщин. И не сказать, что это идёт от разума или расчётливости: он просто инстинктивно чувствует, что мужчины того круга, куда он стремится попасть, никогда его ровней считать не будут. И никогда его близко к себе не подпустят. Для мужчин этот замечательно образованный, культурный и красивый молодой человек всегда останется лишь гувернёром их детей. Женщины, богатые скучающие женщины — это совсем другое дело. А лицемерие герой себе прощает. Это всего лишь средство достижения высокой цели. Не мы такие — жизнь такая.

Стендаль как автор «Красного и чёрного» сделал ещё одно открытие в истории литературы -— он создал первый «роман карьеры». Потом таких романов в мире появится очень много. Оноре де Бальзак, Теодор Драйзер, Иван Гончаров в разное время с большим успехом развивали тему становления героя-мужчины в обществе.

Вернёмся к Стендалю. Современников удивила концовка романа. Всё-таки из Жюльена Сореля получилась «возвышенная натура», а не «негодяй». А его жертва оказалась, по логике романа, слишком трогательна, чтобы читатель смирился с её убийством. И вот теперь-то, когда Жюльен обречён, его оставляет мучительное честолюбие, он по-настоящему полюбил женщину, которую совсем недавно хотел убить. Убить за то, что она, якобы, расстроила его далеко идущие планы.

Прообраз Сореля, реальный преступник Антуан Берте, на суде кричал, что жизнь его всё равно кончена и просил для себя смертной казни. А герой Стендаля умирает с благодарностью: он освободился от изнурительного честолюбия и холодного эгоизма, узнал, что такое всепрощающая любовь женщины и великодушная любовь мужчины:

«Я был честолюбив, и я вовсе не собираюсь каяться в этом, я тогда поступал так, как этого требует наше время. А теперь я живу изо дня в день. Но я заранее знаю, я бы почувствовал себя несчастнейшим существом, если бы решился на какую-нибудь подлость».

Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья — так называемый «бейлизм» (не забудем, что настоящая фамилия этого человека — Бейли). Так вот бейлизм предписывает нам «не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности».

И психологические воззрения Стендаля не потеряли своего значения до наших дней. Так, его теория «кристаллизации любви» представлена в 1983 году в виде выдержек из его трактата «О любви» в «Хрестоматии по психологии эмоций».

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА