Лоуренс Дж. Питер: Патология успеха

Многие западные психологи считают, что стремление к успеху — условный рефлекс.
Автор: 12.10.2021 Обновлено: 12.10.2021 09:10
В далёком 1971 году на страницах журнала «Иностранная литература» советские читатели впервые прочитали отрывки из книги канадского педагога и писателя — сатирика Лоуренса Дж. Питера «Принцип Питера».

Книга имела завлекательный подзаголовок: «… почему дела идут вкривь и вкось». В 1987 году в том же журнале были опубликованы отрывки их другой книги этого автора.

Читающая публика смогла составить себе представление, что, во-первых, Лоуренс Дж. Питер очень умный человек, а во-вторых, что он мастер облекать свои, несомненно, умные мысли в очень смешную форму. И читать его не только полезно, но и весело.

Оказалось, что повествование посвящено вновь открытому закону, который действовал с древнейших времён в любом человеческом обществе. Действовал и, что особенно важно, сейчас действует в жизни каждого человека, независимо от страны проживания, гражданства, возраста и цвета кожи.

В 1990 году издательство «Прогресс» выпустило наконец книгу «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось». И зачем же мы спустя столько лет вновь вспоминаем о ней?

Мы уже говорили, что Лоуренс Дж. Питер открыл новый закон сущности социального бытия человека с древнейших времён до сегодняшнего дня. И, возможно, обращение к мудрым мыслям автора этого мирового бестселлера кому-то поможет сделать свою жизнь счастливее и объяснит причины многих физических и психических проблем.

Жизнь наша такова, что, чем бы мы ни занимались, мы карабкаемся вверх по лестнице успеха. И давайте признаемся, что слово «успех» не таит для большинства из нас никаких философских и этических смыслов. «Успех» означает «хорошо жить». И все понимают, о чём идёт речь. Успешный человек занимает высокую должность, у него много денег, он уверен в завтрашнем дне.

Многие западные психологи считают, что стремление к успеху — условный рефлекс, подчиняясь которому мы стремимся подняться по социальной лестнице настолько далеко, насколько нам позволяют время и обстоятельства.

Мы растём, чтобы «сделать деньги», позволяющие нам купить массу ненужных вещей, чтобы произвести впечатление на людей, к которым сами не питаем никаких симпатий. Мы сетуем на бремя наших обязанностей и всё же добиваемся более высокого чина, предполагающего ещё большие обязанности.

Когда мы выполняем работу компетентно и без лишнего напряжения, мы говорим, что она не позволяет нам себя проявить, и стремимся к повышению до уровня, на котором приходят новые трудности, переживания и… некомпетентность.

А мы ведь так верили, что больше и выше — всегда лучше. Верили, что более просторный дом, ещё один автомобиль или яхта сделают нашу жизнь прекрасней, поэтому карабкаться по лестнице успеха нужно ещё энергичней. Стоп! Вспомните, ведь в каждом поздравлении с праздником, в каждом тосте в вашу честь обязательно будут слова, что главное — здоровье.

А у вас, такого успешного человека, который совсем не собирается останавливаться на полпути к настоящему успеху, давление высокое (низкое), головная боль, бессонница, проблемы с пищеварением, аллергия, быстрая утомляемость, половое бессилие, боль в сердце, экзема нервного происхождения, раздражительность, потеря аппетита или, наоборот — приступы обжорства.

И ещё много чего. «Вот такой я трудоголик — сгорел на работе», — сами себя пожалеете вы. Не торопитесь с выводами. Скорее всего, ваше физическое и психическое состояние — это Синдром Конечной Остановки. Лоуренс Дж. Питер заочно ставит вам диагноз. И по его мнению, здоровье можно восстановить, если …

Если познакомиться с Принципом Питера несколько подробнее.

В предисловии к книге приводится интересный диалог переводчика на русский язык и таксиста, который вёз переводчика в издательство. Оказалось, что таксист — филолог с университетским образованием.

  • И что? — осведомился переводчик книги. — Разочаровались в орфографии и синтаксисе?
  • Да нет, не успел. Сразу попал на работу в Гороно.
  • А там тупик, никакой карьеры?
  • Опять мимо. Там, наоборот, меня начали двигать. Чуть не стал большим начальником на ниве народного образования. Только не моё это.
  • Насчёт Принципа Питера слышали? Можно сказать, уберёгся, не дал затянуть себя на «собственный уровень некомпетентности».

«Собственный уровень некомпетентности» — это тоже почти медицинский термин, это причина многих физических и психических недомоганий людей, рвущихся вверх по лестнице успеха. Он ведь у каждого свой. Мы ведь не боги, да и не все гении.

Проблема и даже трагедия заключается в том, что почти никто и никогда из тех, кто рьяно рвётся вверх, не остановит себя сам. Каждый считает за доблесть подстёгивать и понукать себя в то время. Хочется всё выше и выше! Даже тогда, когда уже нет никаких положительных результатов.

Но рано или поздно (всегда позже всех коллег) этот трудоголик замечает всё-таки бесплодность своей деятельности и начинает страдать. Это физическое и психическое состояние и есть Синдром Конечной Остановки или Собственный Уровень Некомпетентности.

Как этот синдром проявляется внутренне, мы уже обозначили: давление, пищеварение, нервы и так далее. Лоуренс Питер поделился с читателями наблюдениями и за внешними признаками того, что кто-то или вы уже «приехали». Мы приведём только некоторые из остроумных выводов, которые сделал писатель.

Столообожание

Компетентный чиновник обычно держит на своём столе только нужные ему для работы книги, бумаги и канцелярские принадлежности. Добравшись до Конечной Остановки, он начинает проявлять необычайно большую и многозначительную заботу о состоянии своего рабочего стола.

Кстати, именно рабочий стол часто сигнализирует о том, что работающий за ним чиновник достиг Собственного Уровня Некомпетентности. Например, стол завален документами и черновиками документов, папками и книгами. Такой случай Питер называет папироманией.

Чиновник сознательно или бессознательно старается скрыть свою некомпетентность, создавая впечатление, что у него столько работы, сколько не выпало ещё на долю никому. И Вы, пожалуйста, выйдите из кабинета и не мешайте ему своими глупостями.

Другая крайность — папирофобия

Чиновник, охваченный папирофобией, не может видеть на своём рабочем столе ни одного документа. Вероятно, вид каждого листа бумаги напоминает ему о работе, в которой он, к сожалению, уже мало разбирается. Такой человек с гордостью говорит: «Держу стол чистым», в надежде создать впечатление того, что он невероятно быстро справляется со своей работой.

Ошеломляй и властвуй

Некоторые служащие, добравшись до Конечной Остановки, пытаются прикрыть собственную неуверенность тем, что постоянно сеют неуверенность среди подчинённых.
Если такому начальнику подают служебную записку, он, не глядя, отшвыривает её со словами: «У меня нет времени разбираться в этой галиматье. Скажите мне устно, в чём суть, и покороче!» Если же подчинённый является с устным сообщением, начальник обрывает его на полуслове:

«Я не буду вникать в это, пока Вы не изложите суть дела на бумаге!»

Смелого чиновника он приструнит, робкого потрясёт неожиданной лаской. Подчинённые не знают, как к боссу «подъехать». А на самом деле эта «крутость» — способ самозащиты человека, прибывшего на Конечную Остановку.

Строефилия

Речь идёт о маниакальном интересе к строениям, зданиям, их планировке, оборудованию, реконструкции, благоустройству близлежащей территории. При этом интерес непосредственно к работе, которая должна происходить в этих зданиях, резко падает. Строефилия часто наблюдается у директоров школ и ректоров институтов.

Мы вас познакомили только с отдельными наблюдениями Лоуренса Питера. Но и этого уже достаточно, чтобы мысленно протестировать своё окружение в офисе и попытаться на себя посмотреть трезвым взглядом. Это, кстати, самая трудная задача — оценить самого себя.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА