Этика и этикет — исчезающие понятия

Божественная мудрость несовременна, но востребована
Автор: 25.01.2022 Обновлено: 14.09.2022 13:31
Законы этики действуют если не во всех отраслях жизнедеятельности человека, то, во всяком случае, в большей их части. Все мы хотим, чтобы соблюдались наши права не только в рамках демократических обязательств правящих сил государства, но и в быту, начиная от уважительного отношения гостей в нашем городе и заканчивая добросовестной работой пекаря, хлеб от которого поступаем на прилавки наших магазинов.

Зачастую, мы подразумеваем, что это само собой разумеющиеся вещи. Однако недовольство результатами действий ближайшего окружения или внедрением нового законодательства, объясняется именно несоответствием принятого и усвоенного вами морально– этического кодекса. На основании чего был вами принят этот кодекс — стараниями родителей, школы, студенческого сообщества, нормами религиозной морали — не имеет значения. Не имеет значения и то, письменные это нормы или устные.

Важно то, что для себя вы уже сделали выбор парадигмы именно вашего взаимоотношения с внешним миром. Традиционно, аналогичного отношения мы ждем и от противоположной стороны. Потому что в основе самого решения лежит мораль, которая и формирует поведение человека в зависимости от его личных страхов и пристрастий, а также широты мировоззрения.

В общем срезе структуры морали специалисты выделяют три вида взаимоотношений, которые отражаются на нравственном поведении: отношение индивида к людям, отношение индивида к самому себе, отношение индивида к обществу.

Внутренние и внешние конфликты возникают при несоответствии в этих отношениях желаемого и действительного. Принятый вами в готовом виде или индивидуально сформированный моральный кодекс дает возможность понять и отделить «зерна от плевел», то есть отличить добро от зла, мотивировать свои поступки «не убий, не укради, уважай старших» и так далее.

«Поступай с ближним своим как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это идеальная формула, показатель гармонии отношений, что находит отражение во всех фундаментальных религиях.

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА основывается на любви к ближнему, которая выражается через любовь к Творцу. Соответственно, естественными должны быть стремления человека к познанию истины и милосердия, сострадания и любви. Принятие грешности человеческой сущности через призму смирения, всепрощения и добродетельности. Смирением человек приближается к Богу, а значит к идеалу. Вера помогает достигнуть земного нравственного и духовного равновесия.

Стремление к духовному самосовершенствованию побуждает человека осознать неполноту земного бытия без близости с Богом, предопределенность воли которого распространяется и на земную жизнь и на загробный мир. Праведная земная жизнь в соответствии с канонами и заповедями облегчает прохождение испытаний души человека после смерти.

Заповеди служат фундаментом поведенческого императива: не сотвори себе кумира, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лги, почитай отца и мать, не завидуй…

В основе — страх перед разочарованием Бога своими помыслами и поступками, боязнь «держать ответ» при встрече с Богом, поэтому на первую позицию выдвигаются сохранение веры, благоговение и послушание.

ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА предполагает четкое разделение всех мирских действий на запретные и дозволенные. Вера в единого Бога защищает человека от дурных поступков и намерений. Самоконтроль личности осуществляется через молитву — общение с Богом. Молитва же должна поддерживать, дисциплинировать, спасать от уныния и задавать определенный жизненный ритм. Именно этим можно объяснить обязательность пятикратной ежедневной молитвы. Основное требование к последователям — духовное и нравственной совершенствование с целью формирования идеальной личности.

Последователи исламской морали должны избегать всего, что может нанести духовный и физический вред. Четко определены понятия добродетели и порока.

Исключено употребление табака, алкоголя, наркотических средств. Основные нравственные нормы: правдивость, искренность, надежность, верность, терпимость, скромность, достоинство и самоуважение, добродетельность, интеллектуальное и физическое самосовершенствование, незлобливость, щедрость… Несоблюдение ритуалов и норм влечет за собой неотвратимое духовное и физическое разложение личности, осуждение общества и божественная кара. Потусторонняя божественная кара может настигнуть не только в загробном мире, но и отражаться в бесконечных земных испытаниях выпадающих не долю человека.

ИУДАИСТСКАЯ ЭТИКА основывается на нормативных предписаниях и законах, обоснованных принятием Творца — создателя всего существующего и верой в предопределенность всего происходящего по Его воле. Согласие с тем, что помыслы человека дурны изначально, стимулируют верующего на стремление изучение укрепление в вере, путем постоянного изучения Священных писаний, а также на совершение добрых дел.

Отчётливое видение и понимание добра и зла, подобающего и несоответствующего дают 613 заповедей, из них 365 — заповедей-запретов и 248 —заповедей повелений. Достаточно жесткая форма нравственного совершенствования диктует не только порядок соблюдения обязательных ритуальных актов, как повеление Творца, но и регламентирует любые действия человека как по отношению к другим, так и к себе. Соблюдение божественных законов и предписаний являются демонстрацией человеческого служения Богу и единственно возможным способом постижения смысла глубины взаимоотношений человека с Творцом.

Познание дается через постоянный самоконтроль и самопроверку во всех сферах жизни: пищевые запреты, обязанности по отношению к родителям, отношения в браке, запрет идолопоклонства и кровопролития, запрет лжесвидетельства и лихоимства, запрет прелюбодеяния…

Мораль по отношению к другому человеку основывается на законе «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Говорящий «моё — тебе и твоё — тебе» — праведник, говорящий «моё — мне и твоё — мне» — грешник. Соблюдающие религиозные и моральные нормы ради Творца — благословенны. Грешники и корыстолюбцы заслуживают высшей кары, и для искупления грехов несоблюдения закона должны каяться и исправляться.

БУДДИСТСКАЯ ЭТИКА, основанная на философском учении, задает человеку алгоритм мышления и действий во избежание мук и страданий земной жизни. Следуя Восьмеричному Благородному Пути Будды, любой человек может измениться в лучшую сторону и достигнуть просветления. Ступени прохождения Восьмеричного Благородного Пути делятся на 3 части: Мудрость, которая включает правильное воззрение и правильное намерение; Нравственность — это правильная речь, поведение и образ жизни; Духовная дисциплина — правильное усилие, памятование и сосредоточение.

Морально-этические нормы выражаются в требованиях-рекомендациях: скромность и смирение, супружеская верность, чистота помыслов, правдивость и запрет на убийство.

Соблюдение правил мудрости, нравственности и духовной дисциплины отражается на карме человека, то есть из каждого действия логически вытекает следующее действие («эффект действия»). Соответственно, неправедное поведение — это нездоровье кармы и как следствие, страдание, так как закон кармы (воздаяния) основывается на вселенском законе причинно — следственных связей судьбы человека и его действий. Благодаря этому закону формируется личная ответственность человека за содеянное.

В багаже этой ответственности имеется опыт прошлого, настоящего будущего, основанного на поступках и помыслах. Под воздействием правильных взглядов человек после смерти обретает новую благостную и счастливую жизнь, грешника же ждут адские муки, бедность и болезни.

Вышеперечисленные примеры отнюдь не символизируют равнозначность таких понятий как безбожие и безнравственность. Сама по себе вера в Бога не может гарантировать человеколюбивого отношения, да и чтобы делать добрые дела не обязательно при этом ориентироваться на страх возмездия.

В истории имеется немало примеров достойных личностей, среди которых есть и атеисты и агностики, которые не только принесли весомую пользу человечеству, но способствовали формированию морально-духовных ценностей, основанных на гуманности и человеколюбии не зависимо от пола, расы или вероисповедания. Это философы: Протагор, Д. Юм, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Ницше, К. Маркс, Ж. Сартр, А. Камю; ученые: Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, Т. Эдисон, Т. Хаксли, В. Гинзбург, К. Саган; писатели: У. Эко, С. Лем, Э. По, М. Пруст, М. Твен и многие другие.

Этика и этикет — исчезающие понятия

(Иллюстрация — Irina_angelic/Shutterstock)

Отсутствие культуры

Исторически сложилось так, что этика сыграла важную роль в формировании культур и традиций. К сожалению, в попытках быть модными или современными нынешняя культура, похоже, забыла догматы наших предков.

В свободном обществе появилось много нездоровых статей, которые пропагандируют грубое и непристойное поведение. Те, кто слепо следует им, забыли историю и её уроки, не говоря уже о том, что потребовалось длительное время, чтобы стать свободным обществом и пользоваться определёнными привилегиями и свободами. Куда делись хорошие манеры?

Например, вы можете увидеть фальшивые элементы этикета в общении людей, которые не в силах оставить свои телефоны, или, когда они не здороваются с коллегами, спеша по офисным коридорам. Как часто нам не удаётся начать разговор с искреннего приветствия? А ещё есть современная проблема «свободной» женщины, которая сталкивается с дилеммой: обидеться ей или нет, если мужчина не открыл перед ней дверь … список можно продолжить.

Этика и этикет — исчезающие понятия

(Иллюстрация — sirtravelalot/Shutterstock.)

Технология улучшилась. Но почему мы стали невоспитанными в такое цивилизованное время, и люди всё больше страдают от социальных тревог, несмотря на то, что мы стали больше общаться при помощи технологий? Разве не смешно, что чем больше технологических успехов мы достигли за последнее столетие, тем меньше стали понимать, что такое хороший этикет?

Подобным образом, многие другие контркультурные движения, не только в США, но и по всему миру, плохо относятся к этикету. Например, злоупотребление наркотиками ведёт к снижению благополучия, сея хаос и разрушение. Правительства пытаются решить проблему наркотиков «симптоматически», создавая безопасные места для лечения и реабилитационных центров для тех, кто может себе это позволить. Однако многие по-прежнему остаются бездомными, а семьи продолжают распадаться, так как основные проблемы не решаются.

Примеры истории

Например, отцы-основатели Соединённых Штатов придавали большое значение нравственности и этикету, что резко отличается от культуры вырождения, поощряемой античеловеческими идеологиями, такими как некоторые социалистические и коммунистические современные программы. В то время как великие лидеры показывали хороший пример манер и приличий, положительно влияя на людей, были лидеры, оставившие плохое впечатление.

Конфуций поощрял самоуправление (551–479 до н. э.)

Древнекитайский философ Конфуций выступал за гармонию человека с окружающим миром. Он призывал людей брать на себя ответственность. Подотчётность была важной темой в его учении о самоуправлении.

Конфуций поощрял этикет, давая другим возможность управлять собой, и это привело к гармонии в своём мире. Совершенствование внутреннего состояния с добрым сердцем приводило к душевному равновесию и внешнему спокойствию, которое проявлялось в мире.

Джордж Вашингтон ценил этику (1732–1799)

Основатель Соединённых Штатов Джордж Вашингтон при жизни написал и практиковал «110 правил вежливости и приличного поведения в компании и общении» (pdf).

Этика и этикет — исчезающие понятия

Джордж Вашингтон (Общественное достояние.)

Вашингтон в молодости записывал жизненные правила этики в свой дневник. Он впечатлился божественной мудростью, описанной в трудах работами французских иезуитов 1595 года. Правила этикета, по которым жил Вашингтон, включали в себя уважение к другим, честность, опрятную одежду и пример хорошего вкуса, отказ от сплетен и агрессивного поведения, обучение у добродетельных и мудрых людей.

Применение правил этикета помогли воспитать уважение к себе и другим, приводя к гармонии с окружающей средой и благополучию.

Мао Цзэдун и культура борьбы (1893–1976)

Лидеры, которые не проявили заботы и внимания к правильному этикету, имели обратный эффект, причинив много страданий своему народу и всему миру.

Лидером в истории, выполнившим эту антибожественную задачу — отказа от традиций — был Мао Цзэдун, распространивший насильственный коммунизм. Под его руководством началась Великая культурная революция с последовавшими за ней разрушениями, такими как поощрение человеческой борьбы и нетерпимости к традициям. Его деятельность привела к страшному голоду по всему Китаю. И физическому и духовному. Подчинившись ему, народ страны был вынужден отказаться от праведных мыслей, укоренённых в вере, ради священного обещания человеческого рая под славой поклонения коммунистическим вождям, провозгласившим себя спасителями человечества.

Таким образом, культура нравственности и этикета постепенно заменялась лукавыми обманчивыми манерами, скрывающими корыстные мотивы.

Этика и этикет — исчезающие понятия

Статуя Будды, разрушенные во время Великой культурной революции компартии Китая (1966–1976). (Pat B/CC BY-SA 2.0.)

Почему бы не придерживаться кодекс вежливости, по которому жил Джордж Вашингтон, или этики древнего китайского философа Конфуция?

Божественная мудрость этикета

Каждый незначительный поступок, отражающий доброту, благодать, самообладание и бескорыстие, связывает нас с божественной мудростью. Какой душевный опыт был бы, если бы мы представили жизнь большим полотном, на котором изобразили этикет, делая каждый момент важным!

Изысканность, тактичность и воспитанность в поведении — проявление хорошего этикета, способного изменить жизнь. Наш мир улучшился бы, если бы мы придерживались традиционных ценностей этикета в поведении, и это помогло бы значительно уменьшить негативные эмоции и побочные эффекты, связанные с нашим современным взаимодействием.

В прошлом действительно были добродетельные люди, которые стремились к вежливости, праведности, красоте и гармонии. Прошлое оставило нам замечательные примеры божественной мудрости в учениях и искусстве, танцах, восточной и западной культурах.

Возможно, в этот новый год вы подумаете о том, чтобы окружить себя этой мудростью, изучая историю и находя время для душевных бесед с бабушкой и дедушкой или мудрыми людьми. И не забывайте о детях— это было бы отличным началом, чтобы показать им пример и помочь развивать добродетель в манерах и вежливости.

В любом случае, какой бы вариант этики вы ни выбрали, важно помнить, что это не просто правила или нормы, помогающие человеку выжить (в одиночестве или социуме), роль этики состоит в гуманизации самого жизненного процесса, заботе о будущем Земли, будущих поколений и ответственности за свои поступки.

Поделитесь с нами своими историями по адресу [email protected]

Татьяна Попова обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на материалах о мире культуры и искусства 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА