Фортепиано 1726 года работы Бартоломео Кристофори. Музей музыкальных инструментов в Лейпциге, Германия (Изображение: Opus33 / CC BY-SA-4.0) | Epoch Times Россия
Фортепиано 1726 года работы Бартоломео Кристофори. Музей музыкальных инструментов в Лейпциге, Германия (Изображение: Opus33 / CC BY-SA-4.0)

О фортепиано, надежде и будущем

Где фортепиано, там и надежда
Автор: 02.10.2021 Обновлено: 12.10.2021 21:01
Где фортепиано, там и надежда. Есть надежда, потому что там, где есть пианино, кто-то умеет на нём играть и может научить других. И это занятие — брать и давать уроки игры на фортепиано — спасёт мир. Преувеличение? Конечно. Но основанное на правде.

Уроки игры на фортепиано — это не только уроки по координации осязания, зрения и слуха, распознаванию ошибок, их исправлению и воспитанию чувство прекрасного. Это ещё и раскрытие собственного творческого потенциала.

Студент, обучающийся игре на фортепиано, держит в одной руке историю музыки, а в другой — её возможное будущее. С помощью 88 клавиш инструмента, созданного Бартоломео Кристофори на пороге XVIII века, можно исполнять вечную музыку.

Изобретение Кристофори было названо «пианофорте» (тихо-громко), а позже сокращено до слова «пианино». Такое название инструмент получил за его способность издавать звуки разной степени громкости, в отличие от его предшественника клавесина, звуки которого не поддаются динамическим изменениям.

Новая выразительность

Сложный набор струн, молоточков и демпферов фортепиано позволял музыканту играть более выразительно, чем на других клавишных инструментах. Это и породило шедевры Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Брамса и других композиторов, чья музыка без нововведений Кристофори не звучала бы так бесконечно прекрасно, и мы не услышали бы звуки, рождающиеся в фортепианных недрах.

Современный студент имеет доступ к собственно фортепианному репертуару, а также к музыкальным произведениям, созданным композиторами, такими как И. С. Бах, до появления фортепиано. Но диапазон фортепиано (его самые низкие и самые высокие ноты лежат за пределами диапазона симфонического оркестра) и сложность фортепианной партитуры, которая стала возможной благодаря десяти «обученным» пальцам, также означают, что пианист может исполнять аранжировки симфоний и опер или партитуры музыкальных сопровождений к фильмам и современные песни, переложенные для фортепиано.

Я обучаю двадцать с лишним учеников (точное число колеблется) примерно из пяти миллионов человек, которые берут уроки игры на фортепиано в Соединённых Штатах. Это юные и взрослые начинающие, студенты среднего и продвинутого уровней и даже небольшое количество молодых концертирующих пианистов. Из пяти миллионов процент тех, кто выберут карьеру пианиста и будут выступать в концертных залах и театрах, бесконечно мал. Немного большее число обучающихся на фортепиано в конце учёбы смогут аккомпанировать своему церковному хору или смогут обучать игре на фортепиано других.

Думать самостоятельно

Чем же отличается игра на фортепиано от игры на других музыкальных инструментах или даже от занятий другими физическими дисциплинами, такими как боевые искусства или командные виды спорта? Из всех западных инструментов фортепьяно — наиболее подходящий инструмент для интерпретации музыки, предназначенной для сольного исполнения. Для исполнения на струнных смычковых инструментах существует традиция создания партитур без аккомпанемента, многие из которых незаменимы (вспомните сюиты Баха для виолончели), но в основном эти инструменты предназначены для ансамблевого исполнения. Скрипач может часами овладевать чаконой Баха, но гораздо больше времени он проведёт, выступая с аккомпаниатором или в составе струнного квартета.

Типичный пианист проводит гораздо больше времени в одиночестве, чем в сотрудничестве. Научиться исполнять на фортепиано музыкальное произведение означает принимать решения и брать на себя за них ответственность. В процессе работы возникает бесконечная вереница вопросов. Действительно ли выбранный темп соответствует характеру музыкального произведения? Где находится кульминация мелодической фразы и как её можно исполнить? Необходимо ли выделить средний голос при повторе? Как любовь Шопена к опере проявилась в форме его музыкальных фраз и как это можно передать? Как сыграть второе изложение фуги (в обращении) в сонате Бетховена № 31 (соч. 110)?

Студентов, играющих на фортепиано, учат думать самостоятельно. Советы и указания учителя, конечно, важны, потому что это наставник, который прошёл через «ландшафты» классической музыки и знает, где находится пересечённая местность. Но главное — это отношения между учеником и произведением, которое он изучает и интерпретирует. И единственный, кто принимает окончательное решение относительно этого рубато или этой трели, — это он сам, и только сам. Уроки игры на фортепиано — это уроки индивидуализма в хорошем смысле слова: принятие осознанных решений и принятие на себя ответственности за эти решения.

Саботаж коллективизма

Вот почему есть надежда везде, где есть фортепиано и уроки игры на этом инструменте. Надежда есть везде, независимо от того, в каком месте планеты играет человек, даже самом неподходящем. Вы можете найти её прямо сейчас примерно у 30 миллионов студентов в… Китае.

В то время как коммунистическая партия Китая начала свою «Культурную революцию» с уничтожения пианино и скрипок, а также и всех других «пережитков» европейского музыкального искусства, в конце 1970-х она сделала поворот на 180 градусов, положив начало возрождению западного музыкального искусства, что привело к появлению множества пианистов-звёзд.

Для властей Китая это большая ошибка, но хорошие новости для мира. Коллективизм может являться официальной линией компартии Китая. Но каждый день десятки миллионов китайцев развивают индивидуализм, когда играют на фортепиано Моцарта и Шопена.

Точно подметил в своё время Платон:

«Ритм и гармония проникают в самые сокровенные уголки души».

И если они оказались там, никакая власть не сможет их вытеснить.

Кеннет Лафэйв, бывший музыкальный критик в газетых Arizona Republic и The Kansas City Star, недавно получил докторскую степень в области философии, искусства и критического мышления в Европейской аспирантуре. Он автор трёх книг, в том числе «Опыт киномузыки» (2017, Rowman & Littlefield).

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА