Christie’s представляет картину Леонардо да Винчи Salvator Mundi 24 октября 2017 года в Лондоне, перед тем как 15 ноября её выставили на аукционе в Нью-Йорке. (CarlCourt / GettyImages)
 | Epoch Times Россия
Christie’s представляет картину Леонардо да Винчи Salvator Mundi 24 октября 2017 года в Лондоне, перед тем как 15 ноября её выставили на аукционе в Нью-Йорке. (CarlCourt / GettyImages)

Обзор фильма «Утраченный Леонардо»

Эта картина — великая находка или грандиозная афера?
Автор: 03.11.2021 Обновлено: 03.11.2021 13:31
«Великий замысел искусства — восстановить упадок, произошедший с человеческой природой в результате грехопадения, путём восстановления порядка», — написал английский критик Джон Деннис в 1704 году.

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi) полностью соответствует «великому замыслу искусства». На картине Христос благословляет правой рукой, держа в левой руке матовую сферу, представляющую собой вселенную. Эта картина имеет много копий, но считалось, что оригинал давно утерян.

Интересно, что по словам выдающегося реставратора Дайанны Дуайер Модестини, ни в каких известных описаниях жизни Леонардо картина не упоминается.

В недавно выпущенном студией Sony Pictures Classics документальном фильме «Утраченный Леонардо» рассказывается история знаменитой картины с момента её обнаружения до реставрации и атрибуции (установление авторства). Также представлены различные мнения экспертов и истории последующих продаж.

«Утраченный Леонардо» — хорошо снятый, увлекательный документальный фильм, который я больше не хочу смотреть. Если вас интересует бизнес и коммерческие тенденции рынка, стоящие за великим искусством, этот фильм для вас. Но если вы цените Леонардо и священное искусство само по себе, фильм может вас разочаровать, потому что он раскрывает мрачный закулисный мир искусства.

Тёмное искусство

Под руководством датского режиссёра Андреаса Кефоэда команда документалистов потратила три года, проводя интервью с экспертами, которые в фильме мастерски связаны друг с другом и позволяют зрителю заглянуть по другую сторону мира искусства.

В самом начале фильма я понял, что, хотя в центре внимания документального фильма находится произведение живописи, происходящее вокруг картины связано не столько с самим искусством, сколько с людьми от «искусства».

И действия, связанные с нахождением, маркетингом и продажей предполагаемой картины Леонардо да Винчи, прекрасно демонстрируют, насколько далеко ушло человечество от возвышенного предназначения творчества.

Часто проявляется далеко не самая красивая сторона человеческой натуры — жажда славы и денег, и закулисные сделки, далёкие от делового этикета.

В фильме также освещены важные проблемы. Он демонстрирует очень сильное влияние мнения известных искусствоведов, аукционных домов, художественных галерей и музеев. При этом некоторые события могут повлиять на их решение.

Открытие

В первых сценах фильма искусствовед Александр Пэриш находится в кладовой, полной картин самых разных размеров и форм, уложенных у стен. Пэриш — «охотник за спящими» или арт-детектив, который скрупулёзно изучает произведения искусства, которые вот-вот уйдут «с молотка». Он надеется найти работу более известного художника, чем указано в каталоге аукциона.

Именно Пэриш и арт-дилер Роберт Саймон обнаружили «Спасителя мира», потерянную картину, приписываемую кисти Леонардо да Винчи, на аукционе в Новом Орлеане в 2005 году.

Они купили картину всего за 1175 долларов. Лик Христа был перекрашен и восстановлен. Но обоих экспертов заинтересовали те части картины, которые остались нетронутыми. Могли ли эти нетронутые части картины принадлежать кисти самого Леонардо?

Практически беспрецедентно, что картина старого мастера может появиться в таком виде. Леонардо приписывают около 20 картин. Это ставит под угрозу профессиональную репутацию.

Пэриш и Саймон привлекли к экспертизе всемирно известного реставратора Дайан Дуайер Модестини, и она подтвердила их предположения.

Если вы поклонник искусства и следите за происходящими событиями, вы вспомните, что в 2017 году эта картина, отреставрированная, была продана на аукционе Сhristie’s («Кристис») в Нью-Йорке как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи за рекордные 450,3 млн долларов.

Находка оригинала «Спасителя мира» Леонардо да Винчи была и остаётся предметом споров. Многие эксперты до сих пор не уверены, была ли картина написана великим мастером. Фильм «Утраченный Леонардо» призван показать обе стороны истории.

Игроки

Этот фильм — своего рода искусствоведческий детектив, в котором больше поворотов, чем в романе Дэна Брауна. Вы спросите, писал ли вообще Леонардо эту картину?

Среди участвующих в продаже картины многие могли бы быть персонажами книг Брауна.

Это и саудовский принц, и русский миллиардер, и швейцарский бизнесмен, и даже бывший профессиональный игрок в покер. (Игроки в покер обычно заключают выгодные сделки).
Наряду с экспертами в области искусства, представители сыска и журналисты, ведущие расследования, с энтузиазмом следят за продажей картины.

Основные учреждения, связанные со «Спасителем», — Лувр, аукционные дома «Кристис» и «Сотбис», Национальная галерея Великобритании, Министерство культуры Саудовской Аравии — все они отказались от комментариев в документальном фильме.

Ящик Пандоры мира искусства

Споры о подлинности этой картины открыли пресловутый ящик Пандоры.
«Когда речь идёт о больших деньгах, мир становится похож на ящик Пандоры, который вы хотите открыть», — говорит художественный критик и писатель Кенни Шехтер в фильме.
Мнения экспертов по поводу атрибуции разделились.

«Ожидания опасны, в конце концов вы видите то, что хотите видеть», — говорит в фильме эксперт по произведениям Леонардо да Винчи Мартин Кемп из Оксфордского университета. Он сказал, что старался сохранять непредвзятость, когда впервые увидел картину в 2008 году.

Кемп был в числе пяти экспертов, приглашённых куратором Люком Сисоном для неформального осмотра картины «Спаситель мира». Сисон работал в Национальной галерее Лондона. Как ни странно, он представил картину на выставке 2011 года как произведение Леонардо с автографом. Вам надо посмотреть фильм, чтобы понять, почему решение было спорным.

В фильме мы слышим, как Пэриш и Саймон не смогли продать картину всемирно известным художественным галереям. С художественным музеем Далласа не получилось, тогда они обратились в Берлинскую картинную галерею. Её бывший директор Бернд Линдеманн говорит в фильме: «Роль музеев не в том, чтобы представлять картину, о которой так много говорят».

В конце концов швейцарский бизнесмен Ив Бувье купил картину от имени российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Без ведома Рыболовлева Бувье заработал на этой сделке около 44 миллионов долларов. Бувье также является одним из героев фильма и рассказывает в нём, как он теперь расплачивается после того, как его разоблачили. Судебные дела ещё продолжаются.

В 2017 году аукционный дом «Кристис» приступил к продаже картины, которую он представлял, как знаменитую картину Леонардо да Винчи, с просмотром в Лондоне, Гонконге, Сан-Франциско и Нью-Йорке, хотя главный реставратор картины Дайан Модестини была против.

Результат продажи нам известен. Тем не менее, помимо атрибуции «Спасителя мира», есть ещё много загадок. Предполагается, что Саудовское королевство приобрело картину, чтобы увеличить поток туристов в страну. Другой поворот истории — это саудовский принц, президент Франции и Лувр.

Где сейчас находится картина, неизвестно. Предполагают, что она может быть в каком-то из хранилищ произведений искусства в аэропортах или портах — в местах, которые не облагаются налогом.

Название документального фильма «Утраченный Леонардо» может быть действительно пророческим для традиционного искусства в современном мире. Как говорит Джон Деннис, великое искусство действительно ведёт нас к человеческой природе. Судя по количеству заработанных денег на картине Леонардо «Спаситель мира», мы могли просто потерять картину (если она застряла на складе).

Но что ещё более важно — многие из тех, кто показан в фильме, похоже, утратили понимание содержания самой картины и того, почему Леонардо мог написать её. А сделал это великий художник для того, чтобы соединить нас с богом, чтобы люди стали лучше!

Я бы не стал пересматривать этот хорошо сделанный документальный фильм, который вводит нас в закулисный мир интриг в искусстве, вместо того чтобы дарить наслаждение от самого божественного искусства.

Режиссёр документального фильма «Утраченный Леонардо»: Андреас Кефоед
Продолжительность: 1 час 40 минут
Рейтинг MPAA: PG-13
Дата выхода: 13 августа 2021 г.
Рейтинг: 3,5 из 5

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА