Произведение для размышления — как Гераклу удалось вознестись на небо?

На своём пути Геракл безуспешно проходит через монстров и пороки, которые пытаются его остановить
Автор: 17.12.2022 Обновлено: 17.12.2022 17:57
Четыре года французский живописец Франсуа Лемуан работал над картиной «Апофеоз Геракла» (1736) на потолке салона Версальского дворца. Лемуан был профессором Академии скульптуры и живописи в Париже, которому король Людовик XV поручил разрисовать потолок салона.

Сначала Лемуан хотел отобразить славу французской монархии и династий, отразить их суверенитет. Но Людовик XV, объявивший Лемуана первым художником Франции, поручил ему изобразить вознесение Геракла как символическую сцену, которая прославит французских монархов и отразит их веру в Небеса. Прошло 300 лет, а эта великая работа продолжает поднимать вопросы о наших человеческих судьбах, о нашей способности подняться «ввысь» личностно и духовно.

В картине Геракл восходит на небо в колеснице, ведомый ангелом «Любви к добродетелям» — символической фигурой, олицетворяющей способность каждого человека превзойти самого себя, если он руководствуется добродетелями. Ангела сопровождают одноимённые джинны, которые тянут колесницу полубога и привозят его к отцу Юпитеру. Юпитер знакомит Геракла с Гебой, богиней юности, ведо́мую богом Гименеем.

На своём пути Геракл безуспешно проходит через монстров и пороки, которые пытаются его остановить. Ослеплённые выбором героя следовать за ангелом «любви к добродетели», чудовища и пороки падают с конвульсиями на лицах.

Вокруг расположены фигуры, прославляющие Геракла, в том числе Аполлон, Вакх (бог вина) и бог Пан (бог пастухов), Марс (бог войны), бог Плутон (бог подземного мира) и бог моря. Джинны, музы и ангелы также парят в небе.The Apotheosis of Hercules, François Lemoyne (from 1731 until 1736), Public Domain

В четырёх углах картины находятся четыре женщины, представляющие собой аллегории новых добродетелей (достоинств) восходящего на небо героя: силы, справедливости, умеренности и благоразумия. В то время достоинства имели другое значение, чем сегодня. «Сила» относилась не к физической силе, а к мужеству и силе морали. «Справедливость» символизировало стабильность и решимость дать каждому то, что он заслуживает.

«Умеренность» трактовалась как способность человека управлять своими желаниями, не поддаваясь страстям и прихотям. «Благоразумие» воплощалось в мудрости и практическом разуме, что позволяло человеку различать истинное добро и истинное зло. Это были общечеловеческие ценности, которые позволяли честному человеку преодолевать трудности, искать добра и противостоять разрушительным искушениям.

Против этих добродетелей стоят пороки, которые пытаются сбросить человека вниз, представленные ужасными фигурами, истязающими себя. В том числе «гнев», «разногласия» и прочие пороки, которые Геракл преодолел благодаря ангелу «любви к добродетелям». Зависть считалась в XVIII веке чудовищем, «самым опасным из всех зол, и единственным, чей гнев простирается за пределы смерти», писал литературный журнал «Меркюр де Франс» в 1736 г., и она ближе всех к Гераклу и угрожает его способности вознестись. Только ангел добродетельной любви, окружённый четырьмя основными добродетелями, может обеспечить ему победу.

Геракл поднимается вверх и исполняет своё предназначение, преодолевая трудности всю свою жизнь и терпя неудачи снова и снова. Контраст в картине между добродетелями и пороками иллюстрирует то, что если бы не трудности, у Геракла не было бы возможности преуспеть. И если бы не неудачи, он мог бы и не увидеть того пути, по которому должен был идти.

В своё время произведение Лемуана было одними из величайших в Европе. Его размер составляет около 480 квадратных метров, и в нём фигурирует около 142 фигур.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА