Мятежный ангел откидывается назад после того, как его сбросили с небес. «Тотчас прямо он поднимается из пруда / Его могучий рост» 1866 года Густава Доре для «Потерянного рая» Джона Мильтона. Гравюра. (PublicDomain) | Epoch Times Россия
Мятежный ангел откидывается назад после того, как его сбросили с небес. «Тотчас прямо он поднимается из пруда / Его могучий рост» 1866 года Густава Доре для «Потерянного рая» Джона Мильтона. Гравюра. (PublicDomain)

Сатана собирает свои войска: Что происходит, когда мы пренебрегаем искоренением греха

Сатана олицетворение зла: надо изгнать из себя всё зло, которое может запятнать нашу божественную природу
Автор: 28.11.2022 Обновлено: 01.12.2022 08:32
После того как Сатана был изгнан с небес за соперничество с Богом, он и его армия мятежных ангелов попадают в ад. Однако вскоре Сатана, несмотря на неизбежность поражения, пытается собрать свои войска, чтобы продолжить борьбу с Богом и небесными ангелами.

Мильтон говорит:

«Туда устремимся
От бушующих этих огненных волн,
Там отдохнём, если там может приютиться хоть какой-нибудь покой,
И, вновь собрав наши угнетённые силы,
Решим, как нам отныне больше всего оскорбить

Нашего врага, как восстановить нашу собственную потерю,
Как преодолеть это ужасное бедствие,
Какое подкрепление мы можем получить от надежды,
Если не какое решение от отчаяния.

Так сатана разговаривает со своим ближайшим спутником, подняв
голову над волной и сверкая глазами… (Книга 1, строки 183—194)».

Всё начинается с одного

Густав Дорэ интерпретирует этот отрывок в своей второй иллюстрации к «Потерянному раю» Мильтона. Тёмная и дымная сцена показывает двух мятежных ангелов. Ближайший к нам ангел-мятежник сидит на скале, выступающей из огненного озера, и огонь освещает его доспехи.

Этот мятежный ангел смотрит через плечо на то, что его завораживает: Сатана в обрамлении клубящегося дыма с обеих сторон стоит на берегу огненного озера. Он находится в тени, но язык его тела — он стоит над мятежным ангелом, с поднятыми руками — даёт нам понять, что он общается с мятежным ангелом с позиции власти. А длинное копьё в его руке показывает, что он не отказывается от битвы с Богом.

Описание Мильтона и иллюстрация Доре показывают, что Сатана продолжит свою битву. Он собирается отдохнуть в аду, успокоить себя и свою армию, выдержать натиск боли и продолжить «оскорблять» Бога — своего врага. Мятежный ангел внимательно слушает и принимает послание своего лидера.

Один превращается во многих

Мильтон продолжает:

«Из этого воспламенённого моря он встал и призвал
свои легионы, ангельские формы, которые лежали в зачарованном виде…
В изумлении их отвратительной перемены.
Он звал так громко, что вся глубокая лощина
Ада звенела. Князья, Властелины,
Воины, потоки Неба, когда-то ваши теперь потерянные,
Если такое изумление, как это, может овладеть
Вечными Духами: или вы выбрали это место
После тяжёлых битв, чтобы отдохнуть
Свою утомлённую добродетель, ибо лёгкость, которую вы находите,
Чтобы дремать здесь, как в долинах Небес?
Или в этой жалкой позе вы поклялись
Поклоняться Победителю? Кто теперь созерцает
Херувима и Серафима, катящихся в потоке
С разбросанным оружием и знамёнами, до скорого
Его стремительные преследователи от Небесных врат усматривают Твою
выгоду и, спускаясь, попирают нас,
Так поникнув, или сцепленными молниями,

Пронзая нас на дно этой пропасти.
Проснись, встань или пади навеки! Услышали,

и смутились, и вскочили…»

(Книга 1, строки 300–301, 313–331).

Здесь Доре изобразил, как Сатана обращается ко всей армии мятежников, а не к одному ангелу. Армия переместилась из озера огненного на сухую землю. Мятежные ангелы побеждены: они разбросаны по композиции в позах скорби и покорности.

Доре снова установил иерархию фигур. Как и на иллюстрации, рассмотренной выше, он изобразил Сатану стоящим высоко и гордо над другими мятежными ангелами. Его поза почти не изменилась: он поднимает руки, держит копьё и общается со своей армией. Однако изменилось одно — количество мятежных ангелов, к которым он обращается.

Сатана стыдит ангелов за их покорность и ставит под сомнение их настойчивость. По сути, он спрашивает: вы со мной или с Богом? Ангелам становится стыдно за себя, и они готовы продолжать своё противостояние Богу.

Опасность возрождённого зла

Давайте продолжим рассматривать идеи Мильтона и Доре применительно к нашему внутреннему миру и битвам, которые там иногда происходят. Сатана, образец зла, изгнан с небес, потому что небеса не могут оставаться чистыми, когда он там. Мы тоже должны изгнать из себя любое зло, которое может запятнать нашу божественную природу.

Однако в этом отрывке мы сталкиваемся с более глубокой проблемой: что, если мы не полностью изгоняем из себя зло? Что, если мы что-то пропустим? Отрывок Мильтона и иллюстрация Доре говорят о том, что зло быстро размножается. Достаточно одного злого желания — даже ослабленного — чтобы оно умножилось, если только в нас есть для него место. И не успеем мы оглянуться, как окажемся в состоянии войны, которую, как нам казалось, мы выиграли.

Как мы можем быть уверены, что тщательно исследуем себя и ограждаем себя от злых мыслей и действий?

Гюстав Доре был плодовитым иллюстратором XIX века. Он создал иллюстрации к некоторым из величайших произведений классической литературы западного мира, включая Библию, «Потерянный рай» и «Божественную комедию».

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА