Иллюстрация к басне «Волк и ягненок», Жаном-Батистом Удри, 1747 год, Версальский дворец. (PD- США.)
 | Epoch Times Россия
Иллюстрация к басне «Волк и ягненок», Жаном-Батистом Удри, 1747 год, Версальский дворец. (PD- США.)

Сказки для детей и взрослых

Басни Эзопа актуальны в период нравственного падения
Автор: 26.01.2022 Обновлено: 26.01.2022 10:44
Классика западной литературы подобна легендарной золотой жиле — глубокой, старой и полной богатств.

Библия. «Илиада» и «Одиссея». «Энеида». «Размышления Марка Аврелия». «Кентерберийские рассказы». «Божественная комедия» Данте. Пьесы Мольера и Уильяма Шекспира. Джейн Остин «Гордость и предубеждение». «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого.

Этот краткий список лишь поверхностно отражает сотни выдающихся книг за последние 3 000 лет. Философия, научные трактаты, истории и биографии, поэзия — список писателей и их произведений кажется неисчерпаемым.

Философ Роджер Скрутон (1944-2020) всю жизнь исследовал эти сокровища.

«Культура цивилизации — сказал он однажды, — это искусство и литература, через которые она поднимается к самосознанию и определяет свое видение мира».

Заявление Скрутона справедливо для всех великих цивилизаций мира. Даже сегодня в западном обществе, когда многие либо игнорируют традиционную культуру и ценности, либо нападают на них, все мы — даже самые ярые противники — в долгу перед такими мыслителями и художниками, как Сократ, Паскаль, Джотто, Микеланджело, Скарлатти и Моцарт.

Одним из часто упускаемых из виду архитекторов западной культуры является человек, окутанный туманом времени, но чье влияние было огромным: создатель басен Эзоп.

Человек-загадка

Ученые долгое время спорили о происхождении Эзопа и о том, существовал ли он вообще. Дошедшие до нас сведения противоречивы. Но он упоминается в работах Геродота и Гераклида Понтийского. Также созданная его современником Лисиппом скульптура, дает нам повод предполагать, что Эзоп существовал в действительности. Некоторые исследователи считали его рабом, отпущенным на свободу хозяином Ксанфом, другие — советником царя Креза, третьи — греком, фракийцем, эфиопом или толкователем загадок с острова Самос, который стал советником вавилонского царя. Кто-то утверждает, что Эзоп, в принципе, собирательный образ.

Хотя мы никогда не узнаем, ходил ли человек по имени Эзоп по земле, сочинял или собирал басни, а затем передавал их своим современникам, мы точно знаем, что нравоучительные сказки, собранные под его именем, безусловно, повлияли на нашу культуру.

Сегодня басни Эзопа часто появляются в детских сборниках. Например, в «Книге добродетелей для молодежи» Уильяма Беннета мы встречаем «Ворон и лисица», «Две лягушки и колодец», «Мухи и горшок с медом», «Путники и медведь» и «Крестьянин и его сыновья».

Черепаха и заяц

Пожалуй, это самая известная басня Эзопа. Мы находим эту историю о соревновании между кроликом и черепахой в многочисленных сборниках детской литературы, а также в отдельных сборниках сказок. Если зайти на YouTube и поискать «Черепаха и заяц», то можно обнаружить множество видеороликов об этой самой известной гонке. Действительно, еще в 1934 году студия Уолта Диснея выпустила мультфильм по этой популярной сказке.

Если вам нужно напомнить, вот краткое содержание басни. Заяц провозгласил себя самым быстрым существом во всем лесу. Устав от заячьего бахвальства, черепаха принимает вызов на состязание. Заяц соглашается, и они отправляются в путь. Заяц так быстро обгоняет черепаху, что решается передохнуть, ложится и засыпает на освещенной солнцем траве. Медлительная черепаха обходит спящего зайца и пересекает финишную черту как раз в тот момент, когда заяц просыпается и обнаруживает, что проиграл.

Мораль этой истории такова: неторопливые, но настойчивые выигрывают состязание.
Первый римский император Цезарь Август, также известный как Октавиан, принял в качестве своего личного девиза Festina lente, что переводится как «Торопись не спеша» в смысле «не делай наспех». Другими словами, не останавливайтесь, но тщательно работайте. Вдохновила ли басня Эзопа Октавиана на этот поступок? Мы не можем быть уверены, но он наверняка был знаком с греком и его историями, поскольку один из вольноотпущенников императора, Федр, собрал коллекцию этих историй.

Моралитэ для взрослых и детей

Среди других популярных басен, приписываемых Эзопу: «Лиса и виноград», «Муравей и кузнечик», «Лев и мышь» и «Волк в овечьей шкуре».

Как и «Черепаха и заяц», каждая из этих сказок преподносит урок. В «Лев и мышь», например, мышь будит льва, который намеревается съесть своего крошечного незваного гостя. Мышонок умоляет сохранить ему жизнь, обещая льву, что когда-нибудь он сможет помочь королю джунглей. Смеясь над этой нелепостью, лев отпускает мышь. Позже, когда лев попадает в ловушку, мышь слышит его рев, бежит на помощь, перегрызает, связывающие его веревки и спасает льву жизнь.

Мораль этой истории такова: зачастую при переменах судьбы даже самые сильные нуждаются в самых слабых.

Но что делать с баснями, менее известными читателям? В частности, какие басни могут соответствовать нашей эпохе и нашему положению в жизни?

Ниже приведены две басни Эзопа, которые, кажется, нацелены на сегодняшние политические беспорядки и неразбериху. Обе они взяты из подборки басен Эзопа из сборника «Эзоп для детей», представленного на сайте Библиотеки Конгресса США. Несмотря на такое название, многие из нас в любом возрасте могут найти в этих сказках здравые советы для жизни. Кроме того, некоторые из сказок, кажется, предназначены скорее для взрослых, чем для детей. Вот две из них.

В басне «Животные и чума» рассказывается о том, как животные, страдающие от болезни, собираются вместе, чтобы обсудить ситуацию. Лев предлагает принести в жертву самого виновного из них, чтобы умилостивить богов, а затем признается в своих собственных «грехах» — он съел разных животных и даже пастуха или двух. Другие хищники, такие как волк, рассказывают о таких же кровавых нападениях на своих собратьев. Но когда осел признается, что ел траву с чужого поля, другие животные обвиняют его в том, что он является причиной чумы, набрасываются на него и тут же пожирают.

Мораль этой истории такова: слабые страдают за проступки сильных. Это также осуждение поиска козла отпущения и возложения ложных обвинений.

«Волк и ягненок» демонстрирует нам еще один урок тирании. Волк подкарауливает ягненка на берегу ручья и говорит: «Зачем водою мутною питье мне портишь». Ягненок отрицает это обвинение, но волк упорствует, предъявляет следующие претензии: «Но ты мне нагрубил прошлым летом!» Когда ягненок отрицает обвинение, волк говорит: «Так, значит, это твой отец ругал меня». Волку надоедают отговорки ягненка, и он, в итоге, все равно его съедает.

Мораль этой истории такова: автор показывает бесправие простого народа против силы и власти тирана.

Обе эти сказки кажутся особенно актуальными в наше время пандемии и мандатов.

Мудрость не имеет границ и национальности

Эти басни актуальны нашему времени, потому что они пересекают культурные границы. Научное предположение этнической принадлежности Эзопа — был ли он греком? Фракийцем? Эфиопом? Это совершенно не имеет значения.

И в отличие от трудов Платона или Декарта, на которые сегодня нападают те, кто стремится подорвать западную цивилизацию, басни Эзопа, как и басни Западной Африки, Индии или любого другого региона, являются носителями истин, которые превыше расы и вероисповедания. Их мораль универсальна в своем обращении к общепринятой порядочности и нашей человечности.

Использование антропоморфизма в баснях и сказках лишь усиливает универсализм, создавая персонажей, далеких от племенного уклада человеческой расы. Говорящие медведи и петухи усиливают нейтралитет, которого могло бы и не быть, если бы баснописец использовал людей.

Независимо от нашей расы или политических убеждений, мораль этих басен должна находить отклик в нас. «Больше всего жалуются те, кто меньше всего страдает» («Волы и ось»), «В критической ситуации оказывай помощь, а не советуй» («Купающийся мальчик») и «Докажи делом, а не словами» («Хвастливый путешественник»): Все эти три примера выражают здравые идеи, которые, особенно в наш век моральной двусмысленности, могут служить основой для формирования добродетели и характера у молодого поколения.

Дерево жизни

В своем предисловии к книге «Культура имеет значение» Роджер Скрутон отмечает:

«Наша цивилизация была выкорчевана. Но когда дерево выкорчевывают, оно не всегда погибает. Вода может попасть на брошенную ветвь, и она продолжит жизнь дерева в маленьком ростке, который окрепнет с годами. Такова и наша задача — сохранить наше нравственное наследие и выстоять перед лицом туманного будущего».

Среди древних корней этого дерева культуры и цивилизации находятся басни Эзопа. Когда мы делимся этими историями с нашими детьми, когда мы сами обращаемся к этим старым, убедительным принципам жизни, размышляя над их значением и принимая их в свое сердце, мы поливаем эти корни, поддерживая жизнь этого дерева.

Мораль этой истории такова: читайте Эзопа и знакомьте детей с его баснями.

Джефф Миникпреподаватель истории и литературы, писатель. Личный сайт JeffMinick.com.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА