Уильям Сомерсет Моэм (1880 — 1964). Фото: commons.wikimedia.org / Carl Van Vechten / Creative Commons | Epoch Times Россия
Уильям Сомерсет Моэм (1880 — 1964). Фото: commons.wikimedia.org / Carl Van Vechten / Creative Commons

Сомерсет Моэм: Я помогу вам не быть смешными

Пища для вдохновения
Автор: 03.05.2022 Обновлено: 03.05.2022 15:56
Этот человек прожил 92 года. Жизнь его была насыщена путешествиями, общением со знаменитыми современниками и творчеством. Он был и остаётся одним из самых популярных и богатых английских авторов ХХ века. Будучи человеком сугубо партикулярным (врачом по  профессии и литератором по призванию), он нередко соприкасался с делами войны и мира.

Речь не идёт об участии в боевых действиях, а о том, что принято называть «тайной войной». В политике этот англичанин разбирался хорошо, так как долгие годы был агентом английской разведки. С целью помочь Временному правительству  Керенского удержаться у власти, он прибыл в Россию в 1917 году, после Февральской революции. Миссия, как мы знаем, не удалась. Уже будучи стариком, этот  англичанин писал в своих мемуарах, что оказался никудышным «миссионером», а Керенский и его команда и того хуже. Несмотря на самоиронию этого человека, мы понимаем, что в английскую разведку «никудышных» не берут.

Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965 гг. г.) родился в семье служащего британского посольства в Париже. Стоит отметить, что будущий  писатель появился на свет именно в стенах британского посольства, а не в какой-либо элитной клинике. Его родители были очень предусмотрительными людьми. В те времена во Франции зрел закон о том, что человек, родившийся на территории государства, в будущем, если это мальчик, будет призван во французскую армию.

Сомерсет Моэм рано потерял родителей и воспитывался дядей-викарием в небольшом городке на юго-западе Англии. Стресс от ранней смерти обоих родителей привёл мальчика к нервному заболеванию — заиканию, от которого Моэм никогда не избавился. Естественно, этот физический недостаток привёл к формированию особенностей  характера будущего писателя: он вырос человеком немногословным, но очень наблюдательным. Вербальная ограниченность стала причиной развития мыслительных способностей и умения излагать свои размышления письменно.

Об годах его детской жизни можно узнать, прочитав два романа Моэма: «Бремя страстей человеческих» (1915 г.) и «Пироги и капуста, или Скелет в шкафу» (1929 г.) В первом романе воссоздаётся жизнь ранимого увечного мальчика в доме родственника-священника, а во втором читатель знакомится с высокомерным подростком, который с большим трудом избавляется от своего снобизма.

Нужно сказать, что «бремя страстей человеческих» стало сквозной темой всего творческого пути этого писателя. Снобизм же англичанин Моэм считал наиболее уязвимой чертой такого замечательного во всём остальном национального характера истинного англосакса. Почти во всех своих произведениях автор оттачивает свои непревзойдённые иронию и сарказм, едко высмеивая героев и героинь, страдающих снобизмом.

Читать Моэма легко и полезно. Мы все мучаемся под бременем своих страстей, и автор, помогающий нам взглянуть на себя со стороны и намекающий как смешны мы в своём эгоизме и самомнении, несомненно, может стать настоящим другом, предостерегающим нас от многих ошибок и от возможности стать посмешищем.

Сам человек творческий, Моэм на страницах своих романов создал незабываемые портреты творческих людей. «Творческая личность», по мнению автора, это всегда интересно и замечательно, но часто просто невыносимо и даже опасно для окружающих, потому что художник («Луна и грош»), писатель («Острие бритвы») или актриса («Театр») — это всегда, опять же, по мнению Моэма, эгоцентризм, замкнутый на самом себе.

Человек, осознавший свои неординарные способности, и хоть раз почувствовавший власть над людьми своего творчества, преображается духовно и часто в худшую сторону. Ему становятся безразличны люди как таковые. На их проблемы «настоящий художник» смотрит как на помеху самому себе сосредоточиться на творческом процессе, который происходит внутри. В лучшем случае, «творческая личность» с интересом наблюдает за страданиями ближнего, чтобы получить пищу для вдохновения.

В середине 80-х годов прошлого века на экране советского телевидения появился замечательный фильм «Театр», снятый по одноимённому роману Сомерсета Моэма. Великолепная Вия Артмане сыграла роль актрисы Джулии Ламберт. Вот образ творческой личности, как её понимал английский писатель. Героиня зрелого возраста вдруг влюбилась в молодого человека, друга своего сына. Она считает, что сердцу не прикажешь, и не собирается бороться со своей страстью. Логика жизни заставляет стареющую актрису страдать от ревности. Но побеждает Актриса. Спасают её от поражения лицедейский талант и профессиональное мастерство. Актриса получает новый эмоциональный опыт и вкладывает его в свою творческую копилку.

Казалось бы, талантливая актриса имеет право не считаться с общепринятыми моральными законами общества. Она и не считается. Но автор без всякой назидательности всё-таки наказывает героиню. Наказывает своей насмешкой. А быть смешной в чьих-то глазах — это самое страшное для женщины, давно привыкшей к восхищению.

Творческая биография Сомерсета Моэма сложилась очень благополучно в полном взаимопонимании писателя и читателей. Писатель уважительно относился и к своему ремеслу, и к потенциальному читателю, каковым мог быть не только человек с высшим филологическим образованием. У Моэма есть замечательное произведение  «Подводя итоги», в котором он делится своим человеческим и творческим опытом со всеми, кто только пожелает. Эта книга стоит того, чтобы познакомиться с таким замечательным собеседником, настоящим английским джентльменом и просто умным человеком Сомерсетом Моэмом.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА