Август Эгг «Прошлое и настоящее», 1858 год. (Public Domain)  | Epoch Times Россия
Август Эгг «Прошлое и настоящее», 1858 год. (Public Domain)

Суровые викторианские нравы на картинах Августа Эгга

В картинах зашифровано множество скрытых символов, которые косвенно рассказывают зрителю о произошедшем
Автор: 17.11.2021 Обновлено: 17.11.2021 14:46
На картине Августа Эгга «Прошлое и настоящее» мы видим сцену из жизни зажиточной викторианской семьи. Уже с первого взгляда зритель замечает странность — женщина лежит на полу лицом вниз, а мужчина задумчиво смотрит в одну точку, словно размышляя, как ему теперь жить. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло?

Картина является частью триптиха «Прошлое и настоящее», который принёс своему создателю Августу Эггу мировую славу. Живописец изобразил историю одной викторианской семьи, которая закончилась весьма трагично.

Как известно, Эгг всегда восхищался творчеством прерафаэлитов, поэтому их идеи оказали большое влияние на работы самого художника, в частности, и на этот триптих. Здесь зашифровано множество скрытых символов, которые косвенно рассказывают зрителю о произошедшем.

Например, на стенах по обе стороны зеркала можно увидеть портреты супругов. Только вот над портретом жены висит картина, изображающая изгнание Адама и Евы из рая, а над портретом мужа — изображение кораблекрушения.

По замыслу автора, в этой семье произошло разоблачение измены. Супругу попало в руки письмо с доказательствами адюльтера, которое он крепко сжимает в кулаке, думая, что же делать дальше. Жена, узнав об этом, рухнула на пол в полном раскаянии. Женщина рыдает, понимая, что теперь её жизнь пойдёт под откос.

Браслеты на её руках похожи на кандалы как символ неизбежности наказания за проступок. А раскрытая настежь дверь, отражённая в зеркале, символизирует последующее изгнание.

Особенно показательны две половинки яблока: одна половина лежит на столе с ножом, который пронзил его сердцевину, а другая — выброшена на пол.

Чтобы позволить зрителю заглянуть в будущее героев картины, художник сделал триптих. На второй его части мы видим двух сестёр, которые сидят у окна лунной ночью в скромно обставленной комнате.

Девушки смотрят в окно и, вероятно, вспоминают о том злосчастном дне, когда жизнь их семьи была безвозвратно разрушена. Судя по тёмному платью одной из дочерей, отец недавно скончался, и девушки остались сиротами.

Их мать была изгнана из дома, отца не стало, и теперь будущее двух молодых женщин весьма туманно. Обстановка их жилища гораздо более бедная, чем в предыдущем доме. По каким-то обстоятельствам девушки не могли остаться там жить и вынуждены были сменить жильё на более скромное.

Что же случилось с матерью?

Заключительная часть трилогии показывает нам нищенку, сидящую под мостом в Лондоне. Вероятно, это место — дом изгнанной женщины. Глядя на эту картину, зрителю становится понятно, что после разоблачения супружеской измены, муж выгнал её, после чего она стала бездомной.

Если присмотреться, то можно увидеть на коленках женщины маленькие ножки. Значит, она родила ребёнка уже после того, как её выгнали. Под мостом обычно жили падшие женщины, и малыш, вероятнее всего, является плодом греха.

Примечательной деталью этой части триптиха являются афиши с говорящими названиями «Жертвы» Тома Тейлора (1857) и «Лекарство от любви» Тома Парри (1842). Обе пьесы повествуют о людях, оказавшихся в ловушках несчастных браков.

Также интересным штрихом является одинаковая луна на второй и третьей части триптиха. Это говорит о том, что мать и дочери смотрят на один и тот же пейзаж одной и той же ночью.

Август Эгг экспонировал свои работы на отдельной выставке, которая вызвала огромный общественный резонанс. Зрителю было предложено «прочесть» в этой трилогии судьбу некогда процветающей семьи, распавшейся из-за адюльтера. При этом первая картина триптиха была помещена в центре экспозиции, а две другие — по краям.

Изначально картины не имели названия. Чтобы подсказать сюжет картин, художник оставил подпись: «4 августа. Недавно узнал, что Б. умер больше двух недель назад, значит, его бедные дети теперь потеряли обоих родителей. Слышал, что последний раз мать видели в пятницу возле Стрэнда, очевидно, ей негде было преклонить голову. Каково же было её падение!»

Зрителю предлагалось определить, следует ли женщину осуждать или же её нужно пожалеть. В викторианской Англии адюльтер имел гораздо более серьёзные последствия для женщины, чем для мужчины.

В 1857 году лорд-канцлер засвидетельствовал, что «жена может… мириться с прелюбодеянием со стороны мужа; но муж не мог мириться с подобным поступком со стороны жены».

Неизвестно, когда именно этому триптиху было присвоено название «Прошлое и настоящее». Однако впервые оно появилось в печати 5 мая 1863 года в рекламе аукциона Christie’s в Times.

Источник: Картины с историей

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА