«Святая Цецилия», 1895 год, Джон Уильям Уотерхаус. Масло на холсте. (Всеобщее достояние)  | Epoch Times Россия
«Святая Цецилия», 1895 год, Джон Уильям Уотерхаус. Масло на холсте. (Всеобщее достояние)

Святая Цецилия и музыкальное торжество Бога

Достижение внутри: Что традиционное искусство предлагает сердцу
Автор: 28.01.2022 Обновлено: 28.01.2022 10:10
В ритмическом выражении, которое мы называем музыкой, есть что-то такое, что влияет на нас эмоционально и духовно. Мы любим музыку. Мы слышим её повсюду: в наших машинах по дороге на работу, на работе, снова в наших машинах, когда мы едем в продуктовый магазин, и да, даже в продуктовом магазине. Почти везде, куда бы мы ни пошли, играет музыка.

Когда мы с женой ходим по магазинам, я часто шучу, что из-за музыки, которую я слышу, эти универмаги, должно быть, хотят, чтобы их покупатели ушли как можно быстрее. Но, похоже, никто этого не замечает и никого это не волнует. Когда музыки так много и так часто, я задаюсь вопросом, не стали ли мы невосприимчивы к плохой музыке. Если да, то как мы распознаем хорошую музыку?

Я наткнулся на картину Джона Уильяма Уотерхауса «Святая Цецилия», которая заставила меня критически задуматься о природе хорошей музыки.

Историческая фигура

Так кем же была Цецилия? Цецилия жила где-то между вторым и четвертым веками и была девственной мученицей раннехристианской церкви.

По легенде, она поклялась Богу в своей девственности, но её насильно выдали замуж за язычника Валериана. Несмотря на то, что её муж был язычником, она услышала музыку в своем сердце, когда они поженились. Она сказала мужу, что ангел Божий пожелал, чтобы она оставалась девственницей после замужества, и Валериан сказал, что будет уважать её желание, если ему будет позволено увидеть ангела. Она попросила, чтобы он крестился, и после крещения он увидел ангела, одаривающего его жену розами и лилиями.

Увидев ангела, Валериан помог гонимым христианам, похоронив тела мучеников после их казни. Цецилия также была казнена за проповеди и за то, что раздавала свое имущество бедным.

Кроме того, что она услышала музыку в своем сердце в день свадьбы, почему ещё Цецилия является святой покровительницей музыки? Считается, что в ранней жизни она отвергала музыку, звучавшую в доме её мужа. Она утверждала, что хочет слушать только небесную музыку, которая помогает ей сохранить чистоту души и тела.

Спящая Цецилия Уотерхауса

Уотерхаус изобразил Цецилию спящей в богато украшенном мраморном кресле в правой части композиции. На её коленях лежит иллюминированный песенник и роза. Позади неё у её головы расцветает розовый куст, а к её ногам вьется розовая лоза. У подножия стула, за древним фонтаном в правом нижнем углу, цветы мака.

Слева, на другой стороне композиции, два ангела стоят на коленях перед Цецилией по обе стороны небольшого органа, на котором, по словам Кристи, она играла перед тем, как заснуть. Два ангела, одетые во все белое в знак своей чистоты, играют для неё музыку. Вокруг ноги ближайшего к нам ангела возвышается куст белых роз, также означающий чистоту.

Празднование Божьей любви

Что же говорит о музыке картина Уотерхауса «Святая Цецилия»? Почему он изобразил Цецилию спящей с освещенным песенником? Почему он изобразил розы и маки вместо роз и лилий — двух цветов, традиционно ассоциирующихся со святой Цецилией? И почему два ангела стоят перед ней на коленях и играют свою музыку?

Начнем с того, что Цецилия изображена спящей с маками у подножия своего кресла. Мак — цветок, ассоциирующийся с забвением и сном, — намекает на несколько вещей. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, забвение может означать свободу от забот и тревог. Другими словами, поскольку она закрывает глаза на мир, она не обращает внимания на заботы и тревоги этого мира. Закрывая глаза на мир, она превосходит заботы и тревоги этого мира.

А что является источником её трансцендентности (выходу за пределы чувственного опыта)? Божья любовь является источником её трансцендентности, и об этом свидетельствует розовый куст, который возвышается над маками и цветет возле её головы. Куст роз представляет собой любовь Бога в средневековой христианской символике. Тот факт, что у её головы распускаются розы, говорит о том, что её мысли сосредоточены на Боге.

Однако она также держит розу на иллюминированном песеннике, лежащем у неё на коленях. Иллюминированные рукописи — это написанные от руки религиозные тексты, украшенные драгоценными металлами, такими как золото или серебро. Таким образом, иллюминированный песенник Цецилии — это книга рукописных гимнов Богу, украшенная золотом и серебром. Роза, которую она держит на книге, говорит о том, что эти гимны посвящены Божьей любви, и она пела их, играя на органе.

Может ли быть так, что игра на органе и пение гимнов о Божьей любви приводят её в состояние забвения — состояние забвения, которое символизирует её выход за пределы забот и тревог этого мира? Если это так, то музыка, которую она исполняет в честь Бога, также является музыкой, которая возвышает её над заботами и тревогами этого мира.

Тогда почему ангелы преклоняют колени у её ног и играют на музыкальных инструментах? Почему ангелы вообще играют музыку? Для меня музыка — это вид украшения. Я имею в виду, что музыка украшает и прославляет то, что она сопровождает. Музыка, сопровождающая слова о деньгах, сексе, наркотиках и насилии, украшает и прославляет эти вещи. Однако музыка, сопровождающая любовь к божественному, украшает и прославляет эту любовь.

Таким образом, ангелы, преклоняющие колени у ног Цецилии, преклоняют колени не перед Цецилией как личностью или святой; они преклоняют колени потому, что она выходит за пределы мира посредством музыки, воспевающей Бога, что является священным событием. Они празднуют её возвышение к Богу.

Ангелы играют для Цецилии в её состоянии забвения, и поскольку она вышла за пределы мирских забот, музыка, которую она слышит, не от мира сего. Ангелы подпевают и играют на своих инструментах, чтобы отметить празднование Цецилии Божьей любви. Они служат для неё источником чистой, небесной музыки — той музыки, которую она желает для поддержания собственной чистоты.

Олицетворяет ли святая Цецилия совершенство музыки? Представляет ли она музыку, которую мы можем создавать, чтобы прославлять Божью любовь, и небесную музыку, которая может звучать в наших сердцах и умах, когда мы выходим за пределы мира? Как мы можем создавать музыкальные творения, прославляющие Божественное, чтобы мы тоже могли возвыситься до любви к Богу?

Видели ли вы когда-нибудь произведение искусства, которое казалось вам прекрасным, но вы не знали, что оно означает? В нашей серии «Достигая внутри: Что традиционное искусство предлагает сердцу» мы интерпретируем классическое изобразительное искусство таким образом, что оно может быть нравственно значимым для нас сегодня. Мы стараемся подойти к каждому произведению искусства, чтобы увидеть, как исторические творения могут вдохновить в нас нашу собственную врожденную доброту.

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА