«Частный взгляд на Королевской Академии», 1883 год, Уильям Пауэлл Фрит. Королевская Академия художеств, Лондон. (Всеобщее достояние) | Epoch Times Россия
«Частный взгляд на Королевской Академии», 1883 год, Уильям Пауэлл Фрит. Королевская Академия художеств, Лондон. (Всеобщее достояние)

Вдохновляющий Мусоргский

«Картинки с выставки» Мусоргского — вечный концертный фаворит
Автор: 27.03.2022 Обновлено: 27.03.2022 10:52
Представьте себе произведение, в котором вы слышите гнома у замка с привидениями или звуки крупнорогатого скота, тянущего тяжёлый груз.

Любителей классической музыки всегда привлекали произведения с красивыми и выразительными названиями, особенно историческими. Программа таких вечеров, как правило, включают симфоническое произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»; Вивальди «Времена года»; стихотворение, вроде известного «Ученика чародея» Поля Дюка; звуки природных стихий, вроде бурь и пения птиц, как в «Пасторальной» симфонии Бетховена. И всё это в окружении картин…

Среди самых популярных и интересных произведений, вдохновлённых живописью, и, по сути, одно из самых известных классических произведений — «Картинки с выставки» (1874 г.) Модеста Мусоргского (1839–1881 гг.).

В недавнем отчёте Лиги американских оркестров «Картинки с выставки» стали вторым исполняемым произведением американских оркестров, а самой популярной была первая симфония Иоганнеса Брамса.

Некоторые читатели с любовью вспоминают, что произведения Мусоргского даже вдохновили на создание альбома 1971 года, вошедшего в топ-10, в рок-аранжировке группы Emerson, Lake и Palmer и широко распространённой электронной (в стиле «Switched-On-Bach») версии 1975 года Исао Томита.

Как и в другом знаменитом сочинении Мусоргского «Ночь на Лысой горе», одной из привлекательных сторон «Картинок» — её красочная оркестровка. Однако немногие люди знают, что версия пьесы Мусоргского была написана для соло-фортепиано.

В 1922 году великий композитор и оркестровщик Морис Равель написал популярную оркестровую версию, исполняемую и сегодня. (А версия «Ночи на Лысой горе», который мы слышим сегодня в исполнении оркестров, была аранжирована композитором Николаем Римским-Корсаковым.)

Путь к славе

Несколько других композиторов и дирижёров, как известных, так и давно забытых, также пытались создать оркестровку «Картинок» из оригинальной фортепианной партитуры, которую теперь затмила версия Равеля.

Среди этих оркестров были русский Михаил Тушмалов (1886 г.), англичанин Генри Вуд (1915 г.), словенец Лео Фунтек (1922 г.), ученик Равеля Леонидес Леонарди (1924 г.), дирижёр Филадельфийского оркестра Леопольд Стоковский (1939 г.), французско-американский Люсьен Кайе (1937 г.), россиянин Сергей Горчаков (1954 г.) и, совсем недавно ставший известным русский дирижёр и пианист Владимир Ашкенази (1982 г.).

Аранжировки для разных ансамблей также свидетельствуют об уважении и популярности произведений, таких как духовой ансамбль Филипа Джонса (1977 г.), школьных концертных групп и разных сольных инструментов, даже соло классической гитары.

Однако, если не считать оркестровки Равеля, оригинальная сольная фортепианная версия остаётся самой исполняемой: только на YouTube насчитывается более 60 исполнений разных пианистов.

Действительно, фортепианная версия остаётся, возможно, непревзойдённой как виртуозная демонстрация многих красочных, почти оркестровых качеств, которые великие пианисты исполняют на фортепиано.

Два гения: композитор и художник

Композитор Модест Мусоргский родился в богатой семье в небольшом русском городке. В возрасте 10 лет, когда проявился его музыкальный гений, его отправили на обучение в Санкт-Петербург.

В юношестве на военной и гражданской службе он продолжал своё музыкальное образование. В первую очередь, у композитора Милия Балакирева (1837–1910 гг.), что привело к тому, что он полностью посвятил себя музыке. Страдая от алкоголизма, он умер через неделю после своего 42-го дня рождения.

Балакирев был великим сторонником русского национализма в музыке и возглавил формирование «Пятёрки», также называемой «Могучей кучкой» русских композиторов, в которую входили он и Мусоргский, а также Александр Бородин, Цезарь Кюи и Римский-Корсаков.

Они создали национальный музыкальный стиль, резко отличающийся от немецкого. Это был некий симбиоз русского духовного и народного музыкальных стилей и элементов международного признания творчества Чайковского.

Сюита из 10 фортепианных пьес «Картинки с выставки» была вдохновлена художественной выставкой, состоящей в основном из рисунков и акварельных картин хорошего друга композитора Виктора Гартмана. В произведениях была проведена тема «Прогулка» в пяти вариациях, каждая из которых изображала композитора как посетителя выставки, идущего из одной части галереи в другую.

Мусоргский и Гартман открыли друг в друге художественный родственный дух и взаимное восхищение, поскольку Гартман представлял себе исконно русский стиль живописи.

Большинство работ Гартмана с выставки со временем были утеряны, но шесть из уцелевших являются сегментами для некоторых произведений, образцами «древнерусского стиля» в искусстве, как и его музыкальный аналог, изображающий русский реализм, простых людей и фольклор.

Трагическая смерть Гартмана в возрасте 39 лет в 1873 году побудила его друзей организовать через год (в феврале и марте 1874 года) в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге выставку из 400 его произведений.

Несмотря на депрессию и дальнейшее злоупотребление алкоголя из-за смерти близкого друга, Мусоргский почувствовал вдохновение, чтобы почтить его память музыкальным произведением. Оно было написано всего за три недели.

Образная музыка

Описания первых пяти частей достаточно, чтобы понять, насколько образна эта музыка, и почему она так популярна. Музыка начинается с темы «Прогулка», которая действительно является звуковой дорожкой к прогулке.

«Гном» — это злой карлик, который выпрыгивает из-под земли, начинает крутиться, вертеться и потом, в последнем пассаже, он проваливается под землю — туда, откуда пришёл.

«Старый замок» представляет собой одно из немногих пронзительных соло альт-саксофона в оркестровом репертуаре на фоне жуткого и мрачного замка.

«Тюильри», сад возле Лувра в Париже, является музыкальной сценой, имитирующей ритм детского смеха и их ссору после игры.

«Быдло» («Крупный рогатый скот») изображаются редким соло высокой тубы или эуфонии над неуклюжим ритмом, словно повозка, запряжённая тяжело шагающими волами, спешащая по грунтовой дороге.

«Балет невылупившихся птенцов» звучит так, словно цыплята вылупляются из своих скорлупок с музыкальным звукоподражанием цыплят, не имеющим себе равных во всей музыке.

Ни одна публичная версия произведения не была записана до смерти Мусоргского, но есть частная запись, где он играет фортепианную версию для друзей, и их удивление радикальному воображению композитора по меркам того времени — новизна в представлении таких персонажей, как птенцы и гномы.

Несмотря на попытки его оркестровки, произведение томилось в безвестности с момента его написания в 1874 году до тех пор, пока дирижёр Серж Кусевицкий в 1922 году не заказал знаменитую оркестровку Мориса Равеля.

Последняя часть и грандиозный финал пьесы были основаны на картине Гартмана «Великие Киевские ворота», достойном воспоминании в эти дни военного конфликта об одном из величайших памятников современного города Киева — огромных золотых воротах, которые когда-то были входом в средневековый город Киев.

Таким образом, эти музыкальные «Картинки» не только сохранились, но и являются вечным концертным фаворитом. Похоже, всё ещё есть потребность в повествовательной классической музыке, которая рассказывает историю и рисует красочные картины на холстах нашего воображения.

Майкл Куреккомпозитор, музыкальный обозреватель. 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА