Вечные учения Шекспира
Произведения барда веками читал весь мир и учился различать добро и злоВесь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир
Хотя я не являюсь знатоком английского языка и не могу читать курс лекций по творчеству Шекспира, но я знаю, что в произведениях этого прославленного автора содержится глубокая мудрость. И я считаю, что они актуальны сегодня так же, как и много лет назад.
Когда я была моложе, я думала, что Шекспир — для чопорных профессоров в университетских залах, которые курят трубки и размышляют о жизни. Его язык казался мне трудным для понимания, и поэмы, как я думала, были написаны для определённого круга людей определённого возраста.
Моя учительница английского языка в средней школе миссис Джудит Джек помогла мне полюбить и понять Шекспира. Эта любовь к классику английской литературы сохранилась и по сей день.
Взгляд учителя
Миссис Джек была одним из лучших, одним из самых любимых учителей в моей маленькой средней школе в Элкинсе, Западная Вирджиния. У неё был свой способ преподносить и объяснять вещи, чтобы мы могли не только лучше их понять, но и захотели бы узнать о них больше. Я связалась с её сыном, который был моим одноклассником в старшей школе, и через него попросила миссис Джек поделиться своими мыслями о преподавании Шекспира. В ответ на мою просьбу она любезно согласилась.
Сейчас миссис Джек живёт во Флориде. Хотя ей уже 80 лет, но её ум стал ещё острее. Когда я спросила у неё о любимых произведениях Шекспира, она процитировала такие строчки барда:
«Завтра, завтра, завтра, — А дни ползут…»
Я поинтересовалась у миссис Джек, как она смогла подобрать такие эффективные методические приёмы, которые неотступно приводят учеников к пониманию Шекспира, а ведь это совсем непросто.
«Язык автора для учеников может быть совсем неясным, — сказала она. — Я могла бы попросить учеников прочитать произведение и рассказать о том, что они прочитали. Но я чувствовала, что, если сама прочитаю, а потом объясню, это будет воспринято лучше. То, как я читала на уроках Шекспира, тоже помогало ученикам постигать смысл произведений».
Действительно, миссис Джек не просто читала Шекспира, она декламировала монологи с такой страстью, что это было похоже на пьесу, написанную для одного актёра. Я с нетерпением ждала каждого занятия, предвкушая, как интригующие события будут разворачиваться дальше.
«Если вам что-то трудно усвоить и кто-то вам это объяснит, то всё вдруг становится простым и доступным», — сказала она.
Миссис Джек также понимала, что произведения Шекспира находятся вне времени.
«Как говорится, если мы не извлечём уроки из прошлого, мы будем повторять свои ошибки вновь», — продолжила она.
Запоминание и чтение монологов из Шекспира было обязательной частью урока, и, хотя это было нелегко, труд окупился с лихвой.
«Я надеялась, что, заучивая наизусть, ученики будут стараться это делать хорошо и действительно постепенно смогут понять то, что осталось в памяти. Тем более, когда прилежные ученики и не очень добиваются этого, то неизбежно остаются довольны собой, потому что они потратили много усилий, чтобы запомнить поэтические строки Шекспира», — сказала миссис Джек.
Я до сих пор помню многие строки, звучавшие в то время на уроке литературы. И, кажется, в этом я не одинока.
«Мне очень приятно, когда мои бывшие ученики, которым сейчас уже за 40 или 50 лет, при встрече со мной с удовольствием цитируют строки из Шекспира, выученные когда-то на моём уроке, — сказала миссис Джек. — Это означает, что его творчество оставило в них свой след и хорошие воспоминания».
Кажется, мудрые слова Шекспира произвели на многих из нас глубокое впечатление.
Делать правильные вещи
В своих произведениях Шекспир даёт нам много уроков о том, как важно поступать правильно. Его несовершенные персонажи, охваченные такими пороками, как, например, амбициозность и мстительность, часто демонстрируют поведение, которое резко контрастирует с таким, которое является правильным, хорошим и несущим добро. Их поведение противоречит чувству моральной чистоты, напоминая нам, что эгоистичные тёмные вещи, которые скрываются внутри нас, могут легко выйти из-под контроля и привести к гибели.
В статье в Deseret News «Спустя 400 лет после смерти Шекспир всё ещё учит нас добру и злу» профессор из Северо-Западного университета Регина Шварц сказала:
«После просмотра пьесы Шекспира вы выходите из театра с обострённым чувством того, что правильно, а что нет. Отчасти это происходит потому, что его персонажи невероятно привлекательны. Они могут быть такие же, как мы, они могут быть духовно выше или ниже нас. Это как послание и предостережение нам».
Согласно Регине Шварц, Шекспир черпал вдохновение и брал сюжеты из Библии. Например, мотив мести Гамлета основан на истории Каина и Авеля, а леди Макбет — это воплощение образа прародительницы Евы.
В этой же статье приводятся слова английского профессора Кристена Пула:
«Его (Шекспира) наставление о сострадании — любить Бога, любить своего ближнего. Ну… как это выглядит? И как выглядит сострадание к людям, которые вам не нравятся?»
Интересно, что людям, находящимся в заключении, также пошло на пользу изучение творчества Шекспира. В интервью NPR профессор Линда Бейтс, автор книги «Шекспир спас мне жизнь: десять лет в одиночестве с бардом», поделилась, что знакомство заключённых с его произведениями помогло им оценить собственное поведение.
«Чем больше вы понимаете персонажей Шекспира, тем лучше вы понимаете самого себя», — сказал один из заключённых.
В частности, заключённый Ларри Ньютон сказал, что Шекспир буквально и образно спас ему жизнь. Бейтс начала читать курс по творчеству Шекспира в то время, когда Ньютон боролся с тяжёлой депрессией. Он сказал, что Шекспир дал ему нечто положительное, на чём он смог сосредоточиться, когда находился на грани самоубийства. Он сказал, что Шекспир также открыл ему новый взгляд на жизнь.
Бейтс и Ньютон совместно проанализировали 13 пьес Шекспира. Все этапы этой кропотливой работы и её результаты фиксировались в специальной тетради. По словам Бейтс, Ньютон включил работу с пьесами в свой ежедневный план действий. Шаг за шагом он сначала изучал поведение и его мотивацию у персонажа, а затем возвращался к своему поведению, анализировал, как происходило формирование мотивов его поступков, как осуществлялся собственный выбор пути.
Наши мысли имеют значение
Шекспир в своих трагедиях демонстрирует важность мыслей, взаимосвязь образа мыслей персонажей с тем, что происходит с ними в конечном итоге и нередко приводит к гибели.
В произведениях Шекспира не столь существенно то, чем занимаются персонажи. Наиболее важным является то, о чём они думают. Прослеживая судьбу персонажа через сложный мыслительный процесс, мы не только лучше его понимаем, но и получаем окно в собственное мышление.
Работы Шекспира помогают нам понять, что мы не полностью такие, какими видят нас люди, и даже не обязательно такие, кем мы себя считаем или называем. Благодаря персонажам Шекспира мы понимаем, что прежде всего должны познать самих себя, чтобы измениться к лучшему. Это подтверждает одна из цитат Гамлета:
«Мы знаем, кто мы такие, но не знаем, кем можем стать».
Что мы выбираем, зависит от нас
Миссис Джек сказала:
«У нас есть возможность создавать собственное будущее. Мы можем решить, каким мы хотим видеть наше будущее. Если учащиеся осознают это, то такое понимание может побудить их к осуществлению своей мечты».
Каждый день нам даётся возможность выбрать свой путь: следовать нашему врождённому моральному компасу или идти путём совершения проступков. Ещё раз процитирую Гамлета:
«Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Шекспир отмечает, что человек ограничен в своих познаниях, понимании жизни и Вселенной.
Если мы решим, что не имеет значения, какие поступки мы совершаем, пока мы здесь, или что мы можем просто следовать ошибочному мышлению и пойти по плохому пути, мы упустим драгоценные возможности. Эту мысль подтверждают слова Кассия в трагедии «Юлий Цезарь»:
«Порой своей судьбою люди правят. Не звёзды, милый Брут, а сами мы виновны в том, что сделались рабами».
Исследуя себя
Уроки, содержащиеся в произведениях Шекспира, наставляют нас исследовать наши собственные сердца и умы и глубоко копать в поисках того, что может быть скрыто даже от нас самих.
Когда наш лучший друг получает повышение по работе, чувствуем ли мы приступ ревности, как впервые почувствовал Макбет? Когда мы сталкиваемся с выбором поступать правильно или идти по ложному пути, что мы выбираем? И когда кто-то обижает нас, ищем ли мы мести, как Гамлет, или же прощаем обидчиков и сохраняем доброту?
То, что мы думаем и что делаем, также напрямую влияет на наше здоровье.
По мере того как мы стремимся к большему — больше денег, вещей, технологий, славы — мы усиливаем стресс и тревогу, что приводит к множеству заболеваний: от высокого кровяного давления до сердечных заболеваний, одиночества и депрессии.
«Шекспир написал несколько удивительных комедий, чтобы заставить нас смеяться, — сказала миссис Джек. — Но он также хотел напомнить нам, что жизнь — это не только клумба с розами. Она может быть непростой. В мире есть плохие люди, и они действительно могут нас испортить, если мы пойдём за ними».
Шекспир подчеркнул, что человеческому сознанию присуща внутренняя борьба и что очень важно быть бдительным и анализировать свои мысли, мотивы и действия.
Пьесы Шекспира служат предостережением о том, что может случиться, если мы не распознаем и не остановим вредные эмоции, такие как гнев, ревность, жадность. Они напоминают нам, что нужно использовать время, которое у нас есть, чтобы лучше узнать себя, избавиться от эгоизма и укрепить внутреннее ощущение доброты.
Татьяна Деннинг, терапевт, врач семейной медицины и владелец Simpura Weight Loss and Wellness. Она считает, что для эффективного поддержания здоровья пациента необходимо использовать специальные знания и навыки, в основе которых лежат здоровые привычки и своевременная профилактика заболеваний.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать