milky way 5422901 960 720 696x464 0 676x450 1 - Данные телескопа «Хаббл» подтверждают, что в некоторых галактиках отсутствует тёмная материя
Исследование вызвало большой научный интерес, а также горячие дебаты среди сторонников альтернативных теорий тёмной материи, таких как Модифицированная Ньютоновская Динамика (MOND). Фото: Baptiste_lheurette / CC0 1.0 / Pixabay License

Автор: 26.06.2021 Обновлено: 26.06.2021 14:50

Последнее точное измеренное расстояние до ультрадиффузной галактики UDG NGC1052-DF2 подтверждает отсутствие в ней тёмной материи . Расстояние в 22,1 +/-1,2 мегапарсека было получено группой исследователей во главе с Зили Шен и Питером ван Доккумом из Йельского университета и Шани Даниэли , научным сотрудником NASA Hubble в Институте перспективных исследований.

«Определение точного расстояния до этой галактики сыграло ключевую роль в подтверждении наших результатов. Новое измерение, представленное в этом исследовании, имеет решающее значение для оценки физических свойств галактики, тем самым подтверждая отсутствие в ней тёмной материи», — сказала Шани Даниэли.

Результаты , опубликованные в журнале Astrophysical Journal Letters 9 июня 2021 года, основаны на данных космического телескопа «Хаббл». Изображения получены с помощью усовершенствованной камеры для съёмок и анализа «вершин ветви красных гигантов (ВВКГ)» — золотого стандарта для подобных точных измерений. В 2019 году команда опубликовала результаты  измерения расстояния до соседней галактики UDG NGC1052-DF4 (DF4) на основе данных «Хаббла» и анализа ВВКГ, которые предоставили убедительные доказательства отсутствия в ней тёмной материи. Данный метод позволяет «расширить» исследования 2018 года, которые основаны на «колебаниях поверхностной яркости». Обе галактики были обнаружены телеобъективом Dragonfly в обсерватории Нью-Мексико.

«В 2018 году мы решили рискнуть и понаблюдать за этой галактикой, и, похоже, были правы, так как полученный результат был очень необычным», — сказал Питер ван Доккум.

«Хаббл» не только подтвердил ранее полученные данные о расстоянии, но и показал, что галактики расположены немного дальше, чем предполагалось ранее, что подтверждает то, что они практически не содержат тёмной материи. Если бы галактика DF2 была ближе к Земле, то, как утверждают некоторые астрономы, она была бы более слабой и менее массивной, ей также потребовалась бы тёмная материя для объяснения наблюдаемых эффектов общей массы.

Тёмная материя считается важным компонентом галактик, но это исследование показывает, что её присутствие не всегда является неизбежным. Хотя тёмную материю ещё предстоит изучить, её гравитационное влияние подобно клею, который удерживает галактики вместе и управляет движением видимой материи.

В случае с галактиками DF2 и DF4 учёные смогли объяснить движение звёзд, основываясь только на звёздной массе, что свидетельствует об отсутствии или недостатке тёмной материи. Как ни странно, обнаружение подобных галактик помогает раскрыть загадочную природу тёмной материи и может дать новое представление об эволюции галактик.

Dragonfly — это роботизированная рефракционная матрица с несколькими линзами, специально оптимизированная для обнаружения излучения низкой поверхностной яркости. В настоящее время Dragonfly состоит из десяти телеобъективов Canon 400 мм, которые при совместной работе эквивалентны системе f/0.9.

Быстрая оптика в сочетании с большим полем обзора и нанотехнологическим покрытием с субволновой структурой на оптических элементах, предназначенных для подавления рассеянного света, позволяют телескопу эффективно исследовать видимую Вселенную со сверхнизкой поверхностной яркостью. Телескоп был введён в эксплуатацию в 2013 году и размещается в обсерватории Нью-Мексико.

Альтернативные теории тёмной материи

Несмотря на то, что галактики DF2 и DF4 по размеру сопоставимы с галактикой Млечный путь, их общая масса составляет всего 1% от массы Млечного Пути. Также было обнаружено, что в этих ультрадиффузных галактиках имеется большое количество особо ярких шаровых скоплений. Это исследование вызвало большой научный интерес, а также бурную дискуссию среди сторонников альтернативных теорий тёмной материи, таких как Модифицированная Ньютоновская Динамика. Однако, учитывая последние результаты, включая относительные расстояния между галактиками, такие альтернативные теории кажутся менее вероятными.

«Говорят, что экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств, и новое измерение расстояний убедительно подтверждает наш предыдущий вывод о том, что в галактике DF2 отсутствует тёмная материя. Пришло время прекратить споры о расстояниях и сосредоточиться на том, как появились такие галактики», — говорит Зили Шен.

Учёные продолжают поиски новых необычных галактик, одновременно рассматривая вопросы: Как образуются ультрадиффузные галактики? Что они могут сказать нам о стандартных космологических моделях? Насколько распространены подобные галактики и какими ещё уникальными свойствами обладают? Потребуется изучить множество таких галактик, чтобы разрешить эти загадки и решить главный вопрос о том, что такое тёмная материя на самом деле.

Трой Оукс