Даосские истории. Днём слуга, ночью монарх
1. До чего же жизнь прекрасна!
Однажды Конфуций прогуливался близ горы Тайшань. Когда он проходил мимо деревни, то увидел Жун Цици в одежде из грубой ткани. Поясом ему служила верёвка. Он в это время играл на струнном инструменте и во всю глотку пел. Жун Цици выглядел совершенно счастливым.
Конфуций подошёл к нему, совершил церемонию приветствия, скрестив кулаки перед грудью, и спросил: «Господин такой довольный. Произошло какое-то радостное событие?»
Жун Цици ответил: «Много радостных событий!»
Конфуций молвил: «Хотелось бы услышать подробнее».
Жун Цици сказал: «Всё сущее породила природа, и самым драгоценным из порождённого ею является человек. Я пришёл в этот мир человеком. Это первое, что заслуживает радости».
Конфуций: «А второе?»
Жун Цици: «С рождения мужчины и женщины отличаются друг от друга. Я — мужчина. Естественно, мне стоит радоваться. Это вторая вещь, заслуживающая радости».
Конфуций: «А третья?»
Жун Цици: «Жизнь у людей бывает долгая, а бывает короткая. Те, у кого она короткая, ещё и не родившись, умирают в утробе матери, или в младенческом возрасте. А я сейчас уже прожил девяносто с лишним лет. Это можно считать долголетием. Это третья радостная вещь».
Конфуций: «Есть чему радоваться!»
Жун Цици: «Это частое явление, когда человек нищий, но с высокими идеалами; смерть — это конец человеческой жизни. И то, и другое — весьма естественные вещи. Я здесь спокойно себе живу. От чего же мне печалиться?»
Конфуций: «Браво! Господин поистине способен следовать естественному ходу вещей, уверенный в себе человек!»
Послесловие
По мнению Жун Цици, в жизни каждого человека есть множество вещей, которым стоит радоваться. Даже если ты беден, это вполне нормально; а смерть является всего лишь неизбежным завершением жизни.
Можно радостно смотреть в лицо даже бедности и смерти. Что ещё может быть такого, из-за чего стоит печалиться? Даосская школа считает, что жизнь человека подвластна судьбе. Там требуют, чтобы человек следовал воле Неба. Нельзя тревожиться из-за жизненных проблем, нельзя позволять себе отдаваться нестоящим печалям. Нельзя позволять себе упасть духом, нужно счастливо идти к завершению своей жизни.
Жун Цици — отшельник, живший в период Весны и осени (прибл. 771 – 476 гг.). О его жизни мало что известно. О нём упоминается в таких канонических даосских книгах, как «Чжуанцзы», «Лецзы» и т.п.
2. Днём слуга, ночью монарх
Давным-давно в царстве Чжоу жил человек по фамилии Инь, который был очень богатым. Дома у него насчитывалось несколько сотен слуг. Каждый день с утра до ночи они без передышки трудились. У этого богача был старый слуга, которому каждый день, когда он вечером ложился спать, постоянно снилось, что он царь. Ежедневно он в дворцовых палатах давал праздничный пир. Ему было чрезвычайно весело, и он предавался удовольствиям.
Кто-то заметил, что этот пожилой слуга, несмотря на возраст, весь день усердно трудится, старается изо всех сил, и подошёл, чтобы его утешить.
Но старый слуга возразил: «В человеческой жизни сто лет. На день и на ночь приходится по её половине. Днём я слуга и действительно работаю в поте лица; но когда наступает ночь, я становлюсь царём, которому очень весело. На что же тут жаловаться?»
Инь, хоть и был очень богат, но он целыми днями был погружён в управление делами своего дома, что его духовно и физически изматывало. А когда наступала ночь, он просто валился от усталости, падал на кровать и засыпал.
Каждую ночь ему снилось, что он прислуживает другим, будучи лакеем. На нём одном лежала вся тяжёлая работа. При этом его часто пороли. Инь от этого жутко страдал. И вот однажды он отправился в гости к своему не лишённому мудрости другу.
Друг сказал: «У тебя такое высокое положение, что можно в полной мере наслаждаться славой, да и богатства в изобилии. И того, и другого у тебя намного больше, чем у других. Днём твоя жизнь полна роскоши, а ночью тебе снится, что ты слуга. Беззаботность и тяжкий труд сменяют друг друга. Это полностью соответствует законам природы. Ты хочешь, чтобы и днём, и ночью тебе было весело. Разве такое возможно?»
Инь, услышав слова своего друга, вернулся домой и после этого стал относиться к своим слугам очень великодушно. Он стал уже меньше заниматься напряжённым обдумыванием своих дел. С тех пор его страдания во сне действительно сильно уменьшились.
Послесловие
В даосизме считается, что очень многие явления нашего мира взаимосвязаны. Долгое и короткое зависят друг от друга. Верх и низ взаимосвязаны. Если в одном отношении будет избыток, то в другом непременно будет нехватка. Поэтому в даосской школе часто говорят, что ни в чём нельзя проявлять чрезмерность. Как только её проявишь, будет нарушено равновесие, что неизбежно принесёт вред.
Из этой истории мы можем увидеть, что эта даосская идея внутренне согласуется с конфуцианским «учением о Середине» и буддийским «круговоротом причин и следствий».
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать