Все новости » Китай » Доклад: китайский инвестиционный проект «Один пояс — один путь» обанкротит страны-партнёры

Доклад: китайский инвестиционный проект «Один пояс — один путь» обанкротит страны-партнёры



Амбициозный проект Китая «Один пояс — один путь» (ОПОП) — своеобразная «тренировка» по наращиванию геополитического влияния. Китайский режим использовал исторический образ Великого Шёлкового пути как обоснование для сотрудничества более чем с 60 странами Азии, Европы и Африки в сфере масштабных инфраструктурных проектов.

Эти проекты всё больше привлекают внимание, и некоторые страны обеспокоены тем, что китайский режим может использовать программу для получения политической лояльности и продвижения своих геополитических интересов.

Главы государств и официальные лица принимают участие в саммите форума «Пояс и Путь». 15 мая 2017 года, Пекин. Фото / Thomas Peter-Pool/Getty Images

Базирующийся в США Центр Глобального Развития (ЦГР) недавно опубликовал доклад, который показал, что некоторые страны-участницы проекта ОПОП рискуют стать банкротами в результате будущего финансирования проектов ОПОП.

Центр проанализировал риски экономического кризиса, а также наличие «дефолтных» или движущихся к банкротству ценных бумаг. Анализ показал, что среди 68 стран-участниц проекта ОПОП 23 государства «экономически очень уязвимы», в то время как восемь стран «вызывают особое беспокойство».

К этим странам относятся Таджикистан, Лаос, Мальдивы, Джибути, Кыргызстан, Пакистан, Монголия и Черногория.

Рискованный бизнес

Пакистан является одним из центральных районов ОПОПа. Китайский режим запланировал китайско-пакистанский экономический коридор с энергетическими, транспортными и другими проектами стоимостью 62 млрд $ (~ 3.5 трлн рублей). Несмотря на обещания экономических возможностей, похоже, что эти возможности в большей степени относятся к КНР, т. к. Китай установил высокие процентные ставки по некоторым кредитам. Международный валютный фонд (МВФ) считает, что такой порядок приведёт к ситуации, когда отношение государственного долга к ВВП стран-участниц может составлять «более 70%», отмечается в докладе.

В ноябре прошлого года министр портов и судоходства Пакистана Мир Хасил Хан Бизенджо заявил, что стране придётся выплатить китайским банкам кредит в 16 млрд $ (~ 900 млрд рублей) по процентной ставке более 13%. Эта сумма необходима для развития глубоководного порта Гвадар, считающегося важной точкой китайско-пакистанского экономического коридора. В рамках 40-летней сделки Китай получит 91% прибыли от доходов порта и ещё 85% от окружающей его «свободной зоны», — сообщает Гонконгское издание Asia Times.

В ряде случаев странам приходилось уступать право контроля над инвестиционными проектами Китаю, когда они не могли погасить кредиты. Например, Шри-Ланка не смогла обслуживать кредит в 8 млрд $ (~ 455 млрд рублей), полученный под 6% годовых для строительства порта Хамбантота. После этого в июле 2017 года Китай и Шри-Ланка подписали соглашение о передаче контрольного пакета акций порта китайской государственной компании в обмен на списание долга и 99-летнюю аренду, сообщает издание.

Вид на порт в Хамбантоте. 10 февраля 2015 года, Шри-Ланка. Фото / Lakruwan Wanniarachchi/AFP/Getty Images

В Лаосе, одной из беднейших стран Юго-Восточной Азии, проекты ОПОП оказались тяжёлым финансовым бременем: строительство железной дороги Китай — Лаос обойдётся стране в 6 млрд $ (~ 341 млрд рублей), что составляет около половины ВВП Лаоса.

В докладе также указаны и другие страны с тревожной долей задолженности Китаю. Так, у Джибути, на территории которой располагается единственная зарубежная военная база Китая, почти 82% внешнего долга приходится на КНР, а доля внешнего долга Кыргызстана Китаю в ближайшие годы, вероятно, вырастет с 37% в 2016 году до 71% в ближайшие годы. Между тем процентная доля задолженности Таджикистана перед Китаем выросла на 80% с 2007 по 2016 год.

Будущая неопределённость

У Китая плохая репутация в отношении управления долговыми обязательствами. Доклад рекомендует международным финансовым учреждениям, таким как Всемирный банк, удерживать Китай в рамках установленных стандартов кредитования. «Они должны более подробно проработать соглашение с китайским правительством, когда речь заходит о кредитовании, которое будет применяться для любого проекта ОПОПа независимо от кредитора». Однако в докладе не говорится, какие рычаги воздействия применить Всемирному банку или другим аналогичным учреждениям, чтобы заставить Китай придерживаться условий кредитования.

Страны также сокращают инвестиции в ОПОП. Так, в ноябре Пакистан, ссылаясь на финансовые проблемы, отказался от сделки по строительству дамбы Даймер — Бхаши в рамках экономического коридора на сумму в 14 млрд $ (~ 798 млрд рублей), сообщает пакистанская газета The Express Tribune.

Шри-Ланка в октябре также отклонила предложение о строительстве нефтеперерабатывающего завода возле порта Хамбантота, сообщает Гонконгская газета Apple Daily.

В апреле 2017 года Новая Зеландия разрешила Китайской железной дороге участвовать в развитии экономически отсталых северных районов страны, передаёт агентство Reuters.

Однако новое правительство сомневается в отношении участия Новой Зеландии. «Я сожалею, что предыдущее правительство так быстро подписало данное соглашение», — сказал министр иностранных дел Уинстон Питерс во время недавнего визита в Австралию, сообщает австралийская телекомпания SBS.

«Я не считаю, что мы должны каким-либо образом сотрудничать только потому, что предыдущее правительство подписалось на что-то», — добавил Питерс.

Статья написана при содействии Чжана Тина

 

Источник: theepochtimes





Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top