«Мадонна с младенцем» — картина Дирка Баутса. (Dierec Bouts) Commons/domaine public) | Epoch Times Россия
«Мадонна с младенцем» — картина Дирка Баутса. (Dierec Bouts) Commons/domaine public)

Древнее искусство прославляло красоту, а современное выставляет уродство

Автор: 15.06.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

В противовес волнениям из-за Covid-19 мы можем испытывать даже счастье, сравнивая себя со всем предыдущим человечеством. Во всяком случае, условия нашей жизни совершенно иные, каких не существовало никогда ранее. Более того, можно сказать, что они идеальны, совершенны.

Мы рассматриваем «совершенство» как естественное состояние мира, а всё, что ему не соответствует — результат чьей-то злонамеренности.

Мы можем сказать: «Кому-то всё, а мне ничего» или «Кому-то привилегии, а мне ущерб».

Я сознательно использую слово «привилегии», потому что в действительности мы ничего не сделали, чтобы заслужить их, они — результат усилий наших предшественников.

Ни для кого не новость, что страдания не пропорциональны объективным характеристикам мира, который их вызвал. И всё же меня удивила реклама выставки под названием Mother! («Мать!»), которая представлена сейчас в одной из галерей Копенгагена.

Я умолчу об инсталляции, похожей на ампутированные ноги беременной женщины, страдающей варикозом, развешенные под потолком. Я буду рассуждать только о двух картинах, упомянутых в рекламе. Первая — «Мадонна с младенцем» Дирка Баутса (1400 -1475 гг.) и вторая — «Джинни и Элизабет» Элис Нил (1900—1984 гг.).

Художников разделяет 500 лет, и сейчас условия жизни гораздо лучше, несмотря на страшные войны и режимы XX века.

Впрочем, когда Элис Нил писала свою картину «Джинни и Элизабет» (1975 г.), худшее в истории этого века было позади.

А во времена Дирка Баутса каждый день был переполнен невероятными трудностями, причём почти для всех, включая богачей, которые также жили в мире, наполненном болезнями, моральными страданиями и ежедневными проблемами, которые нам сегодня неведомы, например, отсутствие медицинской помощи.

Вот лишь один пример подобных страданий, связанный с темой этой выставки: во времена, когда жил Баутс, каждая двенадцатая женщина умирала при родах, а в 1975 году смертность от родов одна тысячная по сравнению с той порой.

Но картина Дирка Баутса наполнена чистотой и нежностью, а творение Элис Нил пронизано беспокойством и вызывает у зрителя неприятное чувство. Смотря на Джинни и Элизабет, думаешь, не вызвать врача или даже полицию, чтобы им помогли в этих трагических обстоятельствах.

Мать на картине «Джинни и Элизабет», похоже, едва жива. Да и ребёнок выглядит не лучше.

Я не критикую Элис Нил за то, что она усиливает страдания изображённых ею матерей. Это прослеживается на всех её картинах.

Никакого сомнения, что картина Нил очень сильно воздействует на воображение: мать морально подавлена, возможно, тяжело больна, как минимум, беспокоится за будущее.

Не вызывает удивления, что ребёнок не улыбается, не кажется счастливым, как те, с которыми хочется поворковать. Как врач, я знаком с множеством подобных случаев, они плохо заканчивались.

Дирк Баутс, возможно, написал «Мадонну с младенцем» с такой нежностью вследствие того, что это было требование религиозных установок, или потому что общество того периода нуждалось в успокоительном средстве в условиях трудной жизни.

Часто нам требуется, или думаем, что требуется, нечто противоположное тому, что имеем.

В наше время нередко мы можем прочитать, что обязанность художника вызвать сильное беспокойство, чтобы мы потом не думали, что кругом «тёплая ванна, наполненная удовольствием».

Вот и Covid-19 показывает, что наши жизни не столь уж и защищены, опасность вокруг.

Психологически удобства менее полезны для жизни, чем трудности.

Я не защищаю искусство, приукрашающее жизнь, и не требую, чтобы оно не представляло раздражающие образы. Не думаю, что искусство должно быть ограничено сюжетами предписанными или запрещёнными.

Самыми трогательными для меня являются изображения карликов и мальчика — умственного калеки, на картине Веласкеса в музее Прадо. Сами по себе они уже моральные учителя, потому что суть сюжетов Веласкеса — любовь и уважение, что не было столь привычным в его времена. Такие картины хотя и беспокоят, но несут в себе возвышенную красоту.

Вот и среди современных живописцев, достигших известности, есть такие, кто высказывается за беспорядок в ущерб прекрасному. Это не значит, что они не слишком талантливые, например, никто не скажет подобного в отношении Люсьена Фрейда.

Сам факт, что они талантливы, уже беспокоит, потому что они описывают наш мир, сверкающий холодом, словно они его не приемлют, представляют лишённым всякой нежности и достойным только жестокой судьбы.

Я не нахожу объяснений этому. Мне представляется, что это форма самозащиты. Изображение нежных чувств или любви делает человека уязвимым, это как открыто заявить о том, что вы считаете прекрасным.

А своеобразный агностицизм или даже цинизм в эстетике могли бы сделать вас неуязвимым, тогда было бы невозможно узнать, что вы считаете действительно прекрасным.

Если кто-то производит впечатление насмешливого человека, невозможно понять, что он думает на самом деле. Такой род эстетического цинизма оставляет мир красоты для тех, кто не желает или не в состоянии приподняться над китчем. Неудивительно, что мы так привержены уродливому.

Теодор Далримпл — бывший врач, помощник главного редактора нью-йоркского City Journal и автор 30 книг.

Эта статья выражает мнение автора, которое необязательно совпадает с точкой зрения Epoch Times.

Источник: The Epoch Tmes  

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА