Все новости » Культура и искусство » Древние цивилизации » Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Александра Клюева
Древнеегипетское изобразительное искусство через призму черчения — нестандартное прочтение загадочной живописи

Папирус Хунефера Суд над мертвыми в присутствии Осириса. Британский музей/wikimedia.org/Public domain

Содержание статьи:

Другой взгляд на древнеегипетское изобразительное искусство

Древнеегипетское изобразительное искусство знакомо нам ещё из учебника истории для пятого класса. Человеческие фигуры, изображённые то ли в профиль, то ли анфас и выстроенные на одной линии. Люди и предметы то несоразмерно большие, то маленькие. Боги, фараоны, сценки из обыденной жизни — будто всё это нарисовано неумелой рукой ребёнка.

Незрелое искусство на заре цивилизации, когда человечество только начало постигать азы художественного творчества — такой вывод прочно укоренился в нашем сознании.

Но, возможно, мы не понимаем искусство древних египтян, потому что оно отличается подходом, целями и задачами, формами и методами исполнения. Давайте посмотрим на египетский рисунок под другим углом.

До настоящего времени считалось, что научно правильной системой перспективы является та, которая была разработана художниками эпохи Ренессанса. В действительности ренессансная перспектива учитывает только работу глаза, полностью игнорируя работу мозга в обработке видимого изображения.

Ренессансная перспектива. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Много искажений визуального пространства вовлечено в ренессансную перспективу, хотя она веками считалась идеальным, точным и научно обоснованным методом передачи трёхмерного пространства на плоскости.

Как зарождалась теория художественного черчения

В 1960-х гг. у советского космического корабля «Союз» была проблема: отсутствовал фронтальный иллюминатор, а вместо него был стыковочный порт. Поэтому для контроля стыковки в режиме реального времени космонавты полагались на помощь оптики и видеокамер, работа которых основана на принципе линейной перспективы.

Но возникал вопрос, насколько точно оборудование космического корабля передаёт реальное пространство, которое человек видит собственными глазами. Тогда этой проблемой занялся физик-инженер Борис Викторович Раушенбах.

«Возникли вопросы восприятия. Насколько правильно человек воспринимает пространство? Можно ли доверить стыковку кораблей человеческому зрению? Я занимался профессиональной космонавтикой, но был вынужден заняться проблемой человеческого зрения. Из этого как побочный результат возникло искусство… Передача пространства на плоскости стала для меня инженерной проблемой в космонавтике», ― говорит профессор Раушенбах.

Человеческий глаз

Harry Quan/unsplash.com/License Unsplash

Учёный взглянул на древнеегипетское изобразительное искусство с точки зрения космической инженерии.

«Художник эпохи Возрождения передавал видимый образ, а древнеегипетские художники не заботились об этом. Они передавали объективное пространство: как объект выглядит на самом деле — то, что сейчас видят инженеры. Поэтому древнеегипетское искусство прекрасно могут понять учёные, и не могут понять художники», ― считает физик.

Современные инженеры для передачи объективного пространства на плоскости используют специальную технику — черчение, а результатом черчения называют технический чертёж.

Любой объект может быть изображён как иллюстрация и как чертеж. Профессор Раушенбах обнаружил, что у древнеегипетского рисунка есть сходство с чертежом. Он назвал это художественным черчением.

Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Оказывается, древнеегипетский художник и современный инженер решали одни и те же задачи по визуализации геометрии объективного пространства на плоскости.

Но методы древних египтян не относятся к теории ренессансной перспективы, поэтому их иллюстрации выглядят для нас странно и непривычно.

«Я думаю, что это распространённое предубеждение. Как поётся в песне Бенгалс ― „Ходи, как египтянин“. Всё выглядит немного смешно, потому что они, якобы ещё не знали, как правильно рисовать. Это неправда», ― говорит Кристина Риггс, британско-американский историк, которая специализируется на древнеегипетском искусстве.

На самом деле, представления о наивности и неразвитости древнеегипетского изобразительного искусства происходят от непонимания того, что основной задачей древних художников была иллюстрация истинных качеств вещей. Иными словами, на плоскости изображали те характеристики объекта, которые передавали точные знания о нём в реальности.

Ян Мандейн. Искушения св. Антония

Ян Мандейн. Искушения св. Антония. Около 1550, музей Франса Халса, Харлем wikipedia.org/Public domain

Визуальное искусство субъективно, неоднозначно, имеет множество смыслов и значений, поэтому воспринимается всеми по-разному. В отличие от черчения, которое абсолютно однозначно.

Чертёж. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

В древнем Египте методы художественного черчения достигли своего наивысшего развития, они практически совершенны.

В классическом черчении каждый предмет изображается в трёх проекциях. Но для художественного творчества это неприемлемо — утрачивается наглядность. Египтяне разработали свои каноны и смогли передать все необходимые характеристики в одной проекции.

Сравнительный анализ методов визуализации объектов древних египтян и современных инженеров показывает, что они идентичны. Давайте посмотрим, так ли это.

Метод ортогональных проекций

Это означает, что мы должны изобразить объект таким способом, чтобы наиболее по́лно передать его уникальные геометрические свойства. В Древнем Египте это было главным правилом: чаще всего они выбрали боковую поверхность как самую информативную, поскольку именно она позволяет отличить движущийся объект от статичного.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Вид сбоку. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

А вот поверженных врагов чаще всего изображали как «вид сверху».

Древнеегипетское изобразительное искусство

Вид сверху. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Изображение земли жёстко регламентировалось: её всегда проецировали в линию, и фигуры выглядели так, как будто они стояли на горизонте. Если необходимо было изобразить глубину пространства, то прибегали к приёму, который в техническом черчении называется «перекрытие».

Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Или рисовали план пруда, поля, реки — тех объектов, которые при боковой проекции выглядели бы линией и сливались с землёй. Изображённые как план, они были вполне узнаваемы и понятны.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Интересная особенность этого метода заключается в том, что размеры предмета зависели вовсе не от его удалённости. Эти параметры подчинялись совсем другим правилам, относящимся к техническому чертежу, о которых мы расскажем далее.

Жесткие рамки художественного черчения и необходимость изображать объекты только в одной проекции требовали особых дополнительных правил и условий, чтобы изображения были понятны. И с этими условиями были знакомы и художники, и зрители, поэтому изображения легко «прочитывались».

Древнеегипетский художник не мог изобретать новые методы, он должен был использовать общепринятые и стандартизированные. Это полная аналогия с техническим черчением.

Метод поворота плоскостей проекций

Это условный поворот плоскостей проекций. Сочетание боковых проекций фигур с фронтальной проекцией плеч. Такое странное изображение фигур абсолютно обосновано в контексте чертежа, но этот приём применяли только при необходимости. Придерживались таких же правил, как и в черчении: если можно обойтись одной проекцией, то она и используется.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Метод поворота плоскостей проекций. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Метод разрезов

При нём иллюстрируют скрытые поверхности объектов. Например, корзина, наполненная фруктами, показана в разрезе для того, чтобы не осталось сомнений в том, что внутри. Такой метод невозможен в классическом искусстве, а вот в черчении применяется широко.

Метод сдвига

В случае когда одна фигура перекрывала другую (а это частое явление при использовании боковой проекции), древнеегипетские художники прибегали к особому приёму: они сдвигали изображения. Обычно фигуры жён смещали относительно их мужей в сторону.

Современные инженеры называют это методом условного сдвига.

Очень часто, когда художник хотел изобразить то, что, к примеру, лежит на столике, он показывал предметы «парящими» над ним. Та же техника использовалась при иллюстрации труда ремесленников. Инструменты всегда «парят» над их головами или рядом с ними.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Метод сдвига. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

В настоящее время этот метод используется в различных бытовых инструкциях. Например, по сбору мебели, чтобы помочь покупателю понять, как собрать предмет.

Метод развёртки

Он используется, чтобы показать размер и форму плоской детали, которую необходимо впоследствии согнуть и сложить в трёхмерный объект.

Если зритель знает, что это развёртка, то он согнет её в уме. И изображение будет выглядеть так же, как в реальности.

Метод развёртки. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Древний зритель сгибал сумку на осле в уме, и для него изображение выглядело таким, как в реальной жизни.

Разномасштабность

Размеры изображаемых фигур на древнеегипетском рисунке разные, но они не говорят о степени удалённости объекта. Ранее мы упоминали, что размеры связаны с ещё одним приёмом черчения ― разномасштабностью.

В современном черчении этот приём используется, когда в одном чертеже необходимо сообщить информацию о различных частях машины или архитектурного сооружения с различным уровнем детализации.

Разномасштабный чертёж. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Наиболее важные детали даются в большем масштабе, то есть крупно. Точно таким же способом подчеркивался статус и значимость изображаемых объектов.

Например, богов всегда рисовали самыми большими, фараонов, как ставленников богов, поменьше, но крупнее, чем их подданных. Поверженные враги всегда меньше, чем египтяне-победители, рабы меньше, чем надсмотрщики и так далее.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Птица на ветке. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Птица, сидящая на ветке несоразмерно большая, потому что важнее она, а не дерево. Причём прорисована птица настолько детально, что можно определить её вид.

Метод стандартов и знаков

Главное заключается в том, чтобы вся эта живопись была понятна не только самому художнику, но и всем остальным. Поэтому в древнеегипетском изобразительном искусстве существовала система знаков. Например, знак, означающий воду (волнистая линия), применялся, когда нужно нарисовать любой водоём или изобразить жидкость, вытекающую из сосуда.

Причём все знаки, приёмы и методы были строго стандартизированы, иначе, изображение просто не смогут «прочитать» зрители.

Давайте рассмотрим один из древнеегипетских рисунков ― иллюстрацию из «Книги мёртвых».

Трон и фигуры богов даны в боковой проекции, но их плечи ― во фронтальной. Пруд, окружённый деревьями ― это часть глубокого пространства, поэтому изображён в виде плана, а деревья показаны методом условного поворота, и понятно, что они растут перпендикулярно пруду. Наличие символа воды указывает на то, что это именно водоем. В то же время фигуры богов гораздо крупнее, чем пруд неподалёку, что отражает уважение и почтительное отношение к ним.

Древнеегипетское изобразительное искусство

Иллюстрация из Книги мёртвых. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

Эта техника визуализации настолько хороша, что даже сегодня её используют, например, в туристических картах.

Египтяне не претендовали на авторство системы художественного черчения. Все древнеегипетские источники говорят, что эту систему людям подарили Боги Египта.

Из всего этого можно сделать вывод, что если сравнить древнеегипетское изобразительное искусство и современное черчение, то их методы совпадают на 100%. Кажется, что древний художник, перед началом работы, внимательно изучал современные промышленные стандарты на изготовление чертежей и строго следовал им, нигде не ошибаясь.

Древнеегипетский рисунок и современный чертёж. Фрагмент видео «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» / Ютуб-канал VERSADOCO.

«Древнеегипетское искусство ничуть не хуже, чем искусство эпохи Возрождения. Оно такое же совершенное», ― говорит Борис Викторович Раушенбах.

Древнеегипетское изобразительное искусство ― это неотъемлемая часть истории древней цивилизации, которая прошла огромный путь и добилась совершенства в методах иллюстрирования объектов. Для современного человека оно непонятно, так как использует другие приёмы, но это совсем не делает его странным или недоразвитым ― оно просто другое.

По материалам фильма «Художники богов: что такое древнеегипетское искусство на самом деле» на Ютуб-канале VERSADOCO.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем