Все новости » Культура и искусство » Древняя китайская традиция: поклонение многим богам и предкам

Древняя китайская традиция: поклонение многим богам и предкам

логотип Epoch times
Древняя китайская традиция: поклонение многим богам и предкам

Портрет предков с изображением супружеской пары с ребёнком, склоняющимся к женщине, что является символом плодородия, Династия Цин (1644-1911 гг.). Неизвестный художник. Размеры полотна 138,43 см на 77,47 см. Королевский музей Онтарио, 2013 г.

В недалёком прошлом китайцы поклонялись предкам и божествам в своих домах. Поклонение было важной частью повседневной жизни. Так повелось с давних времен.

Коммунистическая партия Китая (КПК) с 1949 года практически полностью уничтожила традиционную китайскую культуру. На сегодняшний день традиционные верования китайского народа запрещены, а следы их существования уничтожены или опорочены.

5 января в Королевском музее Онтарио, Канада, завершилась выставка «Боги в моём доме: китайский Новый год с изображениями предков и образами Божеств». По словам руководителя выставки Вэньчиэнь Чэн, в Китае больше не существует домашних религиозных рисунков. Вы не встретите их даже в частных коллекциях. Но они сохранились во многих крупных учреждениях по всему миру».

«Многим из этих портретов очень повезло выжить, потому что в то время они не считались предметами искусства. Часто их просто вешали на стены домов или сжигали в рамках религиозных ритуалов. И, конечно же, многие изображения были уничтожены КПК», — объясняет Чэн.

Некоторые из изображений предков, которые посетители могли увидеть на выставке, были приобретены западными коллекционерами в начале XX века. В то время в результате падения династии Цин и республиканской революции 1911 года Китай переживал огромные политические потрясения.

В начале 1920-х годов многие предметы сохранились благодаря миссионерам и исследователям, которые в то время находились в Китае. Миссионеры были поражены тем, что китайцы поклонялись многим богам, в отличие от Единого Бога на западе, и таким образом они хотели лучше изучить изображения для большего понимания.

«Они нашли эти рисунки довольно любопытными, интересными и очень дешёвыми для приобретения», — говорит руководитель выставки.

Экспонаты сильно различаются по качеству. От тщательно продуманных изображений до простых бумажных рисунков. Это сделано намеренно, чтобы показать, что независимо от того, был ли почитатель богат или беден, цель каждого изображения — благочестивое поклонение.

Божественные образы

Чэн предлагает посетителям посмотреть на экспонаты с «любопытством миссионера», потому что в китайской культуре отношение к божествам сильно отличается от других культур.

С древних времён китайцы признавали существование божественных духов. Они верили, что поддержание гармоничных и добрых отношений между божествами и земным миром является ключом к сохранению благополучия людей. Почитание божественного и получение благословения является распространённой идеей во многих религиях.

Чэн объясняет, что изображения делятся на две категории: общепризнанные божества, включая домашних богов, а также портреты предков.

Все китайцы знали и почитали тех или иных Божеств, которые пришли из различных религий, таких как буддизм и даосизм, а также из традиционных легенд.

В разных домах можно увидеть разные образы буддийской Бодхисатвы Гуаньин. Традиционно считается, что Гуаньинь имеет 33 образа (включая и мужские, и женские), и каждый образ, который принимает Бодхисатва, может помочь в решении конкретных человеческих проблем. Эти проявления подробно описаны в «Лотосовой сутре». Один из таких образов, где Гуаньинь держит на руках младенца, можно рассматривать как богиню материнства.

Китайский Печной Бог и его жена. Ориентировочно 19 – середина 20 века. Ксилографическая печать цветными чернилами на бумаге

Печной Бог и его жена. Ориентировочно 19 – середина 20 века. Ксилографическая печать цветными чернилами на бумаге. Размеры полотна 37,46 см на 19,05 см

Ещё одним примером «домашнего божества» служат «Печные Боги», которые оберегают домашнее хозяйство, или профессиональные божества, которые приносят процветание определённым профессиям. Профессиональными божествами могу стать даже легендарные личности, которые также помогают оберегать бизнес.

Китайский Воинствующий Дверной Бог с боевыми топорами, 19 – середина 20 века. Ксилографическая печать и ручной рисунок

Воинствующий Дверной Бог с боевыми топорами, 19 – середина 20 века. Ксилографическая печать и ручной рисунок. Размеры полотна 65 см на 41 см. Янваньфа, Лянпин, Чунцин. Королевский музей Онтарио, 2013 г.

Почитание предков

Это напоминает западную традицию, где подобные изображения (портреты предков) также вывешивались в замках или богатых домах. Чэн отмечает, что, в отличие от западных традиций, китайские портреты не висели постоянно. Их вывешивали на определённое время для поклонения, например на Новый год, а затем сворачивали и бережно хранили.

Портрет пожилой женщины династии Цин (1664-1991), выполненный неизвестным художником. цветные чернила на шелке

Портрет пожилой женщины династии Цин (1664-1991), выполненный неизвестным художником. цветные чернила на шёлке. Размеры полотна 170 см на 96,5 см. Королевский музей Онтарио, 2013 г.

Богатые семьи часто заказывали свои собственные портреты, чтобы подготовить изображения для поклонения после смерти. Бедные семьи обычно покупали готовые рисунки, на которых изображалась духовная табличка, а затем на неё добавляли свою фамилию.

Духовная табличка — это деревянная конструкция, которая названа в честь предка и даёт странствующей душе место для проживания. Таким образом, табличка представляет дух умершего. Такие таблички обычно хранили в специальном шкафу в прихожей дома или в семейном святилище.

Духовная табличка отражает древнее китайское поверье, согласно которому в момент смерти из тела выходит две души, одна из которых поднимается на небо, а другая уходит под землю. Чэн говорит, что нечто подобное можно увидеть на свитке в гробнице династии Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.), хотя это поверье существовало и раньше. На свитке нарисован монах, в котором находится земная душа, и изображена вторая душа, восходящая к небесам.

Сила поклонения

Одни из самых простых изображений, которые можно было увидеть на выставке, — это наборы из 100 бумажных образов богов, представляющих богов во Вселенной.

«Несмотря на то, что эти изображения выглядят просто, люди им тоже поклоняются», — говорит Чен.

Король драконов, 19 – середина 20-го века. Ксилографическая печать цветными чернилами на бумаге

Король драконов, 19 – середина 20-го века. Ксилографическая печать цветными чернилами на бумаге. Размеры 31,1 см на 27,94 см. Пекин. (Королевский музей Онтарио)

На выставке представлены 78 бумажных богов, выполненных в пекинском стиле: простой контур на бумаге, слегка окрашенный в красный, иногда зеленый цвета. Основное внимание уделяется лику божества, как это видно на изображении «Короля дракона».

100 образов обычно являются частью празднования Китайского нового года. Для этого не обязательно иметь «полный комплект богов». В бедных семьях образ бумажного бога располагали поверх стопки чистой бумаги.

«Акцент делался на веру, пока вы искренне верите в то, что образ представляет богов, он будет представлять богов», — говорит Чэн.

Китайцы считали, что божества спускались на землю в момент наступления Нового года. Как правило, в канун Китайского нового года на стол рядом с бумажными богами устанавливали алтарь, и когда приближался момент праздника, зажигали благовония и петарды.

После поклонения бумажным богам изображения сжигали, чтобы отправить их обратно на небеса. Эта традиция всё ещё имеет место в некоторых китайских деревнях.

Некоторые из упомянутых здесь традиций существуют и сегодня, например, на Тайване. Также китайцы, живущие в Гонконге и некоторых отдалённых деревнях Китая, по-прежнему чтят своё истинное наследие и продолжают эти традиции.

Источник: The EpochTimes

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем