Джотто ди Бондоне — мастер визуального повествования

Автор: 08.07.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Прекрасные фрески Джотто существуют вне линейного времени и напоминают нам, что искусство вечно.

В тот день, когда я приехала в Падую, с запада шли чёрные тучи, снега было по колено.

Меня пригласили посмотреть фрески Джотто в Капелле дель Арена. По дороге мы зашли в крошечный ресторанчик, известный своим тирамису, что означает «вознеси меня» — знаменитый десерт, пропитанный горьким кофе и кремом из маскарпоне. Тирамису был великолепен. Потом мы отправились в часовню.

Джорджио Вазари, первый историк искусства, в своей книге «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что Джотто стал «внедрять технику точного рисования с натуры, которой пренебрегали более двухсот лет».

Средневековое и византийское искусство в Западной Европе характеризовалось бесчувственными, плоскими, схематическими изображениями людей, животных и предметов. Стиль Джотто был революционным, написала иллюстратор Маргарита Коул для My Modern Met. По этой причине его «часто считают отцом итальянского Возрождения и даже отцом европейской живописи».

Предание гласит, что Джотто родился в семье фермера около 1267 года в долине Муджелло на севере Тосканы, Италия, недалеко от Флоренции. Джотто был пастушком, талант которого открыл не кто иной, как Чимабуэ, известный тосканский художник.

Реалистичный рисунок овцы Джотто настолько впечатлил Чимабуэ, что он взял мальчика в ученики.

Вазари рассказывает много историй о мастерстве Джотто. Однажды он нарисовал такую реалистичную муху на картине, что Чимабуэ несколько раз пытался её смахнуть.

Джотто ди Бондоне — мастер, его фрески Капелле дель Арена напоминают нам, что искусство вечно.

Посетители в Капелле дель Арена в Падуе, Италия. (Zairon / CC BY-SA 4.0)

Капелла дель Арена

Джотто был и художником, и архитектором, но наиболее известен своими фресками в Капелле дель Арена (Капелла Скровеньи) в Падуе, завершенной около 1305 года. Она также известна как часовня Арены, поскольку была построена недалеко от места древнеримской арены.

Первоначально часовня была связана с дворцом Скровеньи. Есть циники, которые говорят, что Энрико Скровеньи построил часовню и заказал фрески, чтобы искупить грех своего отца, связанный с ростовщичеством. Но это неважно. Заказ произведений искусства для церквей был обычным способом делать добрые дела.

Снаружи Капелла дель Арена почти не привлекает внимания. Строгий фасад не даёт ни малейшего намека на то, что находится внутри. Переступив порог, я перенеслась в царство непостижимой и вневременной красоты. Фрески этой часовни — одно из высших достижений западного искусства.

Джотто ди Бондоне — мастер, его фрески Капелле дель Арена напоминают нам, что искусство вечно.

«Воскрешение Лазаря» на трехуровневых панелях. (Всеобщее достояние)

Джотто — мастер визуального повествования. Его цикл фресок из 38 сцен, расположенный в три горизонтальных яруса, рассказывает без слов истории из Библии, в том числе историю Христа, Девы Марии и Страшного суда. Это похоже на великолепные иллюстрации.

Большинство людей в средневековой Европе были неграмотными. Они слышали библейские истории от священников, глядя на картины и скульптуры. Изображения Джотто эпизодов из жизни Христа и Марии придают библейским сюжетам реальность и человечность.

Главные герои Джотто одновременно духовные и земные. Это личности. Каждое лицо индивидуально.

«Оплакивание Христа»

Тело Христа покоится на руках Девы Марии и не касается земли. Мария Магдалина скорбит у его ног, а Иоанн Евангелист широко развёл руки от шока и боли. Эмоции скорбящих показаны через их руки, лица и сгорбленные тела. Две фигуры повернуты спиной к зрителю.

Джотто ди Бондоне — мастер, его фрески Капелле дель Арена напоминают нам, что искусство вечно.

«Оплакивание Христа», между 1304–1306 гг., Джотто ди Бондоне. Фреска, 2 на 1,85 м. Часовня Скровеньи, Падуя, Италия. (Всеобщее достояние)

В традиционной иконописи того времени библейские фигуры отмечались ореолом. Позади Иоанна, вероятно, находятся Иосиф Аримафейский и Никодим, которые упоминаются в Евангелиях как присутствующие. На среднем плане слева изображена группа скорбящих женщин.

Джотто первым в искусстве стал использовать пейзаж, чтобы подчеркнуть настроение. Неровная диагональная линия горного плато направляет взгляд на фигуру Христа.

Справа — грубое дерево, символ библейского древа познания добра и зла, бесплодное со времён грехопадения человека.

В бескрайнем небе изображены 10 скорбящих ангелов. Небо и Земля соединяются в трауре.

В этой часовне всегда царят тишина и покой, которые превосходят всякое понимание. Каждая картина — это безмолвная молитва Создателю.

Прекрасные фрески Джотто существуют вне линейного времени и напоминают нам, что искусство вечно.

Джани Аллан — журналист, обозреватель, писатель и телеведущий.

Источник: The Epoch Tmes

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА