Эта женщина возвращала веру в себя солдатам, изувеченным Первой мировой. Лицевые протезы преображали внешность и дарили надежду
Первая мировая война привела к гибели миллионов солдат и гражданских лиц. Бесчисленное число людей пострадали от увечий и обезображивания.
Возможно, самыми удручающими были травмы лица, так как помимо физического ущерба изувеченным солдатам приходилось переносить постоянные психологические стрессы. Возвращаясь домой, они беспокоились о том, как примут их родные и друзья, какова будет реакция окружающих на их уродливый облик.
«Ветераны обречены на изоляцию, если операции не смогут устранить повреждение», — писали газеты того времени.
Для некоторых операция и пересадка кожи стали выходом из ситуации, но многие травмы не поддавались хирургическому вмешательству. К тому же пластическая хирургия в то время была очень болезненной и опасной, так как антибиотики ещё не изобрели.
И тогда несчастные солдаты обратились к портретным маскам. Пионерами в этой области стали английский скульптор, профессор лондонской Королевской академии художеств Френсис Дервент Вуд и скульптор из США Анна Коулман Лэдд, о которой и пойдёт речь.
Анна создавала маски по фотографиям, отснятым до травмы, и окрашивала слепки в краски, подобранные под тон лица пациента.
А началось всё в 1917 году в Бостоне.
Анна прочитала объявление, в котором Френсис Дервент Вуд приглашал скульпторов в «Магазин оловянных носов». Под этой вывеской скрывалась мастерская в одном из лондонских госпиталей, где изготавливали маски для лиц изуродованным британским солдатам. Так американка начала работать в паре с профессором.
Позже Анна Коулман Лэдд создала собственную студию в Париже, вылепливая новые лица для тех, кто потерял их в войне.
Сначала гипс накладывался на лицо пациенту для воссоздания идентичной скулы, овала лица, или глазницы. Затем ваялась полная или частичная маска из гальванизированной меди.
В итоге художница отработала свою технику до такого мастерства, что научилась создавать слепки по рисункам или фотографиям, сделанным до обезображивания солдат.
Готовые «протезы» весили от 100 до 250 граммов. Их крепили к голове верёвочками либо подвесками, идущими от очков.
Прикосновение металлической основы к раненому лицу не было приятным, поэтому мало кто носил маску с удовольствием. Но видимый эффект перевешивал все страдания. Личная жизнь многих изувеченных солдат налаживалась, и частые мысли о самоубийстве отступали.
Например, один пациент-француз признался Анне:
«Моё новое лицо больше не отталкивает женщину, которую я люблю».
У масок имелись и другие недостатки: они не выражали эмоции, оставаясь безжизненными, и получались очень хрупкими. Срок носки лицевого протеза был всего несколько лет (из-за внешних воздействий маски трескались и ломались).
Несмотря на ажиотаж, работа Анны Лэдд и Дервента Вуда над изготовлением лицевых протезов велась недолго. В 1919–1920 гг. их студии закрыли. Скульптор успела изготовить к тому времени всего около 185 масок (при этом в Париже к концу 1919 г. в них нуждалось порядка 3 000 французских солдат), пишет веб-журнал smithsonianmag.com.
После закрытия мастерской американка переехала в Нью-Йорк, о чём сожалели многие её французские коллеги.
В 1932 году художницу удостоили звания кавалера французского Ордена Почётного легиона.
Ни одна из масок Анны Лэдд не сохранилась до наших дней.
Друзья, если у вас есть вдохновляющая, добрая, трогательная история, и вы хотите ею поделиться, напишите на почту [email protected], и мы с радостью расскажем вашу историю на страницах нашего сайта.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать