(Фото) Ступенчатые колодцы — перевёрнутые храмы в Индии: архитектура, предназначение, легенды
Содержание статьи:
- Самые древние ступенчатые колодцы
- Современные исследования колодцев в Индии
- Адаладжский ступенчатый колодец
- Легенды о строительстве Адаладж Вав
- Стиль строения и поверья
- Колодец Дада Харир Вав
- Архитектурные украшения
- Сходство и особенности ступенчатых колодцев Адаладж и Дада
- Зачем в Индии строили ступенчатые колодцы-храмы?
Все знают, что такое колодцы и для чего они нужны. Но мы будем говорить о совершенно особенных сооружениях, которые построили в Индии много веков тому назад — о ступенчатых колодцах.
Самые древние ступенчатые колодцы
Одни из самых древних колодцев в этом регионе были найдены в городах Хараппской цивилизации, в частности, в Мохенджо-Даро, возникновение которого датируется 2600 годам до н. э. Эти древнейшие колодцы тоже были ступенчатого типа, возможно, наполнялись они грунтовыми водами. Строили их из кирпича по типу открытых бассейнов.
Позднее, в V веке нашей эры, колодцы строились в степи в районе между современными Индией и Пакистаном. У них иная, довольно простая конструкция, поскольку они предназначались для сбора дождевой воды.
Первые ступенчатые колодцы в виде сложных сооружений появились в 200 году нашей эры и возводились вплоть до XIX века. Наибольшего расцвета строительство колодцев достигло в мусульманский период (в XIII – XVI веках). В одном только штате Гуджарат их насчитывается около 120.
Язык не поворачивается назвать эти грандиозные строения колодцами. Больше всего они напоминают храмы, только не обычные, а подземные и как будто перевёрнутые.
Современные исследования колодцев в Индии
В феврале 2020 года команда исследователей отправилась в экспедицию, организованную Научно-исследовательским центром «Лаборатория альтернативной истории» (НИЦ ЛАИ) и Научно-исследовательским институтом гиперкомплексных систем в геометрии и физике (НИИ ГСГФ) в Индию для изучения необычных объектов, в том числе и колодцев.
Екатерина Норкина, архитектор и исследователь, возглавившая экспедицию, поделилась собранным материалом на научно-практическом семинаре.
Адаладжский ступенчатый колодец
Один из удивительных индийских колодцев — Адаладж (Адалай) Вав (Вав — на языке гуджарати означает колодец, ведущий к уровню воды) в штате Гуджарат. Он находится относительно недалеко от реки, чьё русло не менялось последнюю тысячу лет.
Размеры сооружения в документах не зафиксированы, его глубина (на вскидку) превышает 30 метров, ориентирован он по линии север-юг, с южным входом.
История древнего колодца написана на мраморной плите, установленной на первом этаже сооружения.
По официальным данным, построила колодец в 1498 году вдова индийского царя в честь мужа. Точнее, она начала строительство, а завершил его мусульманский правитель Махмуд Бегада.
Легенды о строительстве Адаладж Вав
Существует легенда о строительстве этого колодца. Этими землями в конце XV века правил Рана Веер Сингх из династии индуистских царей. Но вскоре на его земли напал Махмуд Бегада — правитель соседнего султаната.
В то время продолжалось постепенное завоевание Индии мусульманскими правителями, которое началось ещё в начале XI века.
В битве с противником Рана Веер Сингх погиб. Безутешная вдова хотела взойти на погребальный костёр усопшего, но Махмуд Бегада не позволил ей это сделать и предложил царице стать его женой.
Она согласилась при условии, что «будущий муж» достроит ступенчатый колодец. На радостях Бегада очень быстро закончил сооружение и напомнил красавице об обещании.
Она обошла колодец с молитвами, потом бросилась в него и утонула.
Норкина рассказывает ещё одну легенду о шести могилах рядом с колодцем. И это не просто погибшие при строительстве люди.
«Султан спросил их, могут ли они построить ещё подобное сооружение. Они сказали: «Да». За что он их казнил, чтобы не была построена копия».
Но достоверность этой легенды проверить невозможно, добавляет исследователь, хотя могилы действительно существуют.
Стиль строения и поверия
Колодец Адаладж Вав построен в смешанном индуистско-исламском стиле, практически нет изображений людей и богов, в основном украшен растительными орнаментами. Лишь на одном маленьком фризе изображён правитель, танцоры и музыканты.
Очень много изображений так называемого дерева жизни. Рассказы о древе жизни встречаются в индийских Ведах. Это дерево содержит в себе все семена растительного царства, существующего в мире; оно некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо.
В колодце есть маленький фриз с изображением наваграха. Считается, что он защищает от злых духов, говорит Норкина. Этот индийский ведический символ означает девять планет: Юпитер, Венера, Марс, Сатурн, Меркурий, Солнце и Луна, а так же Раху и Кету. Это не планеты, а так называемые лунные узлы. Раху — это северный или восходящий узел, в котором Луна, пересекая эклиптику, направляется вверх, в сторону Северного полюса Земли. Кету — это противоположный, южный или нисходящий узел, в котором Луна направляется вниз, к Южному полюсу.
«Считается, что каждая из планет подключается» к ауре человека при рождении и определяет дальнейшую его жизнь», — говорит исследователь.
К сожалению, по словам Норкиной, не все уголки колодца легкодоступны, поэтому увидеть это изображение не удалось.
Ограничен доступ и к дальнему колодцу, самому глубокому, все глубокие шахты закрыты решётками.
Сейчас колодец наполняется водой лишь в сезон дождей и пересыхает зимой.
Колодец Дада Харир Вав
Этот древний колодец сохранился практически в идеальном состоянии. Он находится почти в центре города Ахмедабада, но найти его сложно, так как большинство местных жителей о нём не знают.
Строилось сооружение с 1485 по 1499 год. Размеры его известны: длина — 57 м, а ширина — 21,3 м. Чёткой ориентации по сторонам света нет, приблизительно соответствует оси запад — восток, с восточным входом.
С этим колодцем не связано никаких легенд, но с авторством, по словам Норкиной, не всё понятно.
«По некоторым источникам, он был найден в мусульманский период и восстановлен, по другим — колодец, гробница и мечеть были построены для смотрительницы гарема при том же Махмуде Бегада».
В колодце есть две надписи: на арабском языке и на санскрите. Первая гласит, что это очень полезная, «святая вода» и «дом для путешественников с расписными стенами под сенью фруктовых деревьев», и что в бассейне можно купаться. Далее восхваляется правитель, который это создал.
Надпись на санскрите говорит, что ступенчатый колодец построил Махмуд Бегада и что стоило строительство 329 тыс. монет.
Трудно сказать, как было на самом деле, считает Норкина, поскольку правители часто приписывали себе те сооружения, которые они находили оставленными и восстанавливали.
«В Индии это происходило повсеместно. Часто писали не «я построил», а «я дарю», или что это «прекрасное место, которым вы можете пользоваться»».
Архитектурные украшения
Украшений на стенах сооружения очень мало. Это основное отличие его от первого строения.
Рядом с колодцем находится гробница, в которой похоронена хранительница гарема, и мечеть. Гробница выдержана в одном стиле с колодцем, но неясно, строились они в одно время или же это подражание.
И если мавзолей не вызывает сомнений в своём предназначении, то сооружение, которое сейчас считается мечетью, по мнению исследователя, на мечеть не похоже. В строении есть детали орнамента, свойственные скорее индуистским храмам, чем мусульманским.
Например, классические индуистские мандалы на потолке, или изображение сосуда с «живой водой» и «дерева жизни».
Индия была не сразу и полностью покорена мусульманскими завоевателями. Им пришлось существовать бок о бок с индийской культурой. Очень часто они использовали доставшееся им индуистское наследие, просто сбивая фигуры богов или их лица и немного перестраивая храмы и сооружения под свои нужды.
Считалось, говорит Норкина, что воду из колодца добывали с помощью волов, которые ходили вокруг подъёмника и тянули рычаги механизма. Потом вода сливалась в каналы, а оттуда поступала в резервуары.
Но именно вокруг колодца Дада Харир Вав волы ходить никак не могли, там нет для этого места, хотя эта версия считается официальной.
Зато посреди площади, где стоят усыпальница и мечеть, есть подземный бункер, частично затопленный и замусоренный.
Местные смотрители говорят, что это подземный ход, ведущий к базарам «старого города», которые находятся как минимум в шести километрах от колодца. Со стороны базаров вход сейчас замурован.
Но зачем делать такое огромное помещение для подземного хода? Его размеры, по прикидкам исследователей ЛАИ, 40 на 40 м и глубина около 10 м. При этом сам лаз, ведущий к базарам, по словам местных, небольшой.
Есть там и несколько могил рабочих, строивших этот колодец. Считается, что это так, но точных данных нет и захоронения давно заброшены.
Примерно с 1975 года колодец совсем пересох. Возможно, что он так долго просуществовал благодаря знаниям строителей о почвах и сейсмической обстановке этого места. В Гуджарате часто случаются землетрясения, но они не повредили ни колодец, ни строения рядом с ним. А вот другие «светские» сооружения давно развалились.
Сходство и особенности ступенчатых колодцев Адаладж и Дада
Ступенчатые колодцы Адаладж и Дада очень похожи. Расстояние между ними около 20 км. Структура обоих сооружений классическая: сначала идёт ступенчатая галерея, потом бассейн, а потом уже шахта колодца.
У колодцев пять уровней. Чтобы перейти с одного этажа на другой, нужно либо пройти по карнизу, что довольно опасно, либо по спиральным лестницам. Лестницы находятся у главного входа и ведут только на второй и третий уровни, но не в самый низ.
Второй способ очень неудобный, поэтому в основном переходить можно лишь по узким карнизам. И это странно, задумывать для сбора воды такую сложную структуру, продумать всё до мелочей, кроме возможности быстро и безопасно перемещаться с этажа на этаж.
Очень хорошо продумана система вентиляции. Нет плесени и затхлого запаха. Несмотря на большую глубину колодца, в какой бы его части вы ни находились, воздух всегда свежий и дышится легко.
Климат в этой части Индии очень жаркий, температура летом может доходить до 50° С в тени, но в этих колодцах всегда прохладно, а зимой, наоборот, теплее, чем снаружи. То есть среднегодовая температура внутри сооружений остаётся примерно одинаковой.
Древние архитекторы продумали всё до мелочей — не только вентиляцию и температурный режим, но и естественное освещение.
Зачем в Индии строили ступенчатые колодцы-храмы?
Согласно доступным документам, говорит Норкина, огромное значение придавалось составу воды на каждом из уровней колодца. Это абсолютно не дождевая вода, а именно грунтовая. Причём вода уникальная, с особыми свойствами, о которых хорошо знали строители.
В этих колодцах грунтовые воды не просто наполняли резервуары. С водой что-то происходило, от чего целебные свойства усиливались.
Возможно, дело не только в химическом составе воды, но и в том, в какой обстановке она хранилась, через что протекала. Знания о том, как именно функционировали ступенчатые колодцы, уже утеряны.
По мнению Норкиной, этот объект имеет большее сакральное значение и смысл, чем другие колодцы. Но, возможно, это потому, что сравнивать почти не с чем. Большая часть колодцев Индии либо разрушена, либо ещё не раскопана.
Также скудна и информация об этих объектах. Исследования, данные археологических раскопок практически отсутствуют.
Эти ступенчатые колодцы могли быть нечто большим, чем храмы, считает Норкина:
«Здесь собирались люди, здесь могли вестись как научные беседы, так и [проходить] празднества какие-то. Сюда приходили путешественники, здесь могли купаться, но это никак не банальный сбор воды».
От себя добавим, что, возможно, это была своеобразная водолечебница, некое общественное место, аналог римских терм.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать