Фотографии знаменитого Родни Смита: во имя жизни
Сегодня, когда время, кажется, пролетает быстрее, чем когда-либо раньше, а мир выглядит хаотичным и сбивает с толку, когда вульгарность воспевают, а так называемое произведение искусства ничем не отличается от кучи мусора, американский фотограф Родни Смит продолжает создавать красивые фотографии. /epochtimes.ru/
Его снимки удивляют и вызывают восхищение, их невозможно забыть. Красота, выраженная в фотографиях, исходит от человека, который от всего сердца хочет поделиться своим видением и оптимизмом, несмотря на всю суровость нашего мира.
«Я представляю мир, который станет реальностью, если люди будут поступать наилучшим образом. Это мир, который за пределами досягаемости, за границами повседневности, но он совершенно реален», — говорит Смит.
Смит сетует на «плачевные последствия модернизма. «Он (модернизм) создал вульгарность, всё, что вы чувствуете и думаете, пропитано ею. Это может проявляться у вас на лице, утончённости совсем нет. Чувство благопристойности утрачено, я думаю, что для культуры это проблема», — отметил он.
«Почему для этого мира нет противовеса, почему нет чего-то по-настоящему красивого, чистого и изящного, чтобы вытащить людей из такой ситуации?» — спрашивает Смит.
Так же, как в фильмах 40-х гг., показывающих идеализированные отношения между мужчинами и женщинами, с благовоспитанностью и утончённостью, Родни Смит хочет, чтобы его фотографии могли вытянуть людей из уродливости.
Он считает, что это его призвание. Это центральная проблема, которая интересовала фотографа с самого начала. Эту тему Смит затронул первой, когда я брала у него интервью для фотожурнала 20 лет назад.
«Я понимаю, что всё изменилось, но изменение не всегда бывает к лучшему», — написал Смит в своём блоге The End Starts Here («Конец начинается здесь»), в котором с юмором и проницательностью делится своими размышлениями.
Хотя классическая и эксцентричная эстетика его фотографий, опубликованных в огромном количестве журналов и книг и представленных в галереях по всему миру, легко узнаваема, имя фотографа не так широко известно.
Недавно Родни закончил свою пятую книгу, ретроспективное, богато иллюстрированное издание, включающее более 175 фоторабот за последние 25 лет 45-летнего творческого пути Смита. Это единственная его книга, содержащая цветные фотографии, которые он начал делать только десять лет назад.
Книга с простым названием «Родни Смит» начнёт продаваться в книжных магазинах и онлайн в этом году по цене в два раза ниже её реальной стоимости, так как фотограф хочет, чтобы его работы были доступны широкой аудитории.
Будь верен себе
Всё, связанное с Родни Смитом, кажется парадоксальным. Его фотографии выглядят как постановочные, но на самом деле они спонтанные. Смит одевается как генеральный директор, но на самом деле он очень эксцентричен. Он закрытый человек, но делится довольно личной информацией в блоге. Смит не интересуется модой, хотя делает фэшн-фотографии. Он серьёзен и критичен, но при этом оптимистичен и очень остроумен. Смит чувствует себя тревожным и незначительным, в то время как его работы несут умиротворение и силу.
Он понял, что хочет быть фотографом, в первый год учёбы в колледже, когда побывал на выставке фотографии в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Он почувствовал, что это его, пришло осознание, что с помощью фотографии он может выразить себя.
Первые фотографии, которые сделал Смит, удивили его: «Я помню, как смотрел на фото и думал: “О, Боже, кто сделал эти фотографии, это не я”. Было невероятное чувство отсутствия связи с ними, потому что фотографии были такими мощными, сильными и спокойными, а я ощущал себя таким бренным, слабым и встревоженным. Я не мог понять, кто сделал эти фотографии».
Смит изучал теологию в Йельском университете, но всё это время знал, что станет фотографом. Это заложило в нём основы для поиска ответов на такие важные вопросы, как вопрос о бытии, почему мы здесь и в чём цель жизни, которые помогали ему справиться со смятением.
Творческий процесс для Родни Смита связан с тем, как он изучает собственную жизнь, как познаёт самого себя, разбирается в своих эмоциях и переносит их в фотографии. Это напряжённый процесс и путь, который стоит того, чтобы по нему идти.
Героями ранних работ Смита были фермеры и арендаторы из различных мест, а пейзажи изображали мир, очень непохожий на его обеспеченную жизнь.
Далее, к своей досаде, он стал снимать портреты директоров транснациональных компаний, таких же мужчин, как его отец. Постепенно, тоже неохотно, Смит стал делать модные фотографии, на которых были модели на природе, мужчины в костюмах и шляпах. Каждый новый этап требовал от фотографа огромных усилий для того, чтобы приспособиться эмоционально.
Родни Смит продолжает снимать на камеру Hasselblad, в основном чёрно-белые фотографии и только на плёнку, в реальных местах и с естественным освещением.
Сегодня, в цифровой век, очень просто снимать технически качественные фотографии, но Смит утверждает, что фотографов, обладающих уникальным видением, очень мало, возможно, один на 15 тысяч. Смит назвал Картье-Брессона, Ирвина Пенна, Юджина Смита и Доротею Ланж — фотографов, с которыми познакомился в Нью-Йоркском музее современного искусства.
«Фотография — очень сложная вещь в том смысле, что вы переносите и измеряете этот трёхмерный мир. Возможно, существует даже больше, чем три измерения, но в любом случае этот трёхмерный мир, полный разного рода ощущений — звуков, запахов, вкусов и воспоминаний — нужно перенести на двухмерный лист бумаги, а затем попросить людей, не имеющих никакого отношения к вам или пережитому вами, взглянуть и чтобы они сказали “Мне нравится этот снимок”. Эти фотографы умели так делать», — говорит Смит.
«Очень сложно иметь своё видение. Чтобы тебе было что сказать и это было очевидно на всех фотографиях, чтобы говорили “О, это похоже на фото Родни Смита”. И неважно, было ли это снято 50 лет назад или сегодня. Это очень сложно сделать», — сказал Смит, добавив, что это практически невозможно, если у вас нет чего-то, что вы можете выразить от всего сердца.
Он процитировал английского поэта Уильяма Вордсворта: «Спасибо человеческому сердцу, благодаря которому мы живём».
Родни Смит обучал студентов-фотографов во множестве университетов, среди которых Йельский университет, «Новая школа», Международный центр фотографии и Институт Пратта. Смит изменил жизнь многих из своих учеников, вдохновляя их найти своё видение.
«Вам не нужно волноваться, что будете похожи на кого-то, если вы сможете услышать собственный особенный голос, но вы удивитесь, насколько люди сопротивляются этому. Они не хотят идти туда, потому что это психологический путь, не механический. А люди не хотят иметь дело со своим прошлым, своей историей, своей эмоциональной сутью. Для них это слишком больно, поэтому они остаются на поверхности и делают приемлемые снимки, но не мощные по-настоящему. Нужно на самом деле этого хотеть. Нужно иметь желание посетить места, в которые вы, возможно, не хотите идти», — говорит фотограф.
Ритм сердца
Чтобы проникнуть в самое сердце предмета, Смит доверяет своим инстинктам. Если вы застанете его за работой, то увидите, как он перемещается с места на место и внезапно останавливается, когда находит нужную точку, чтобы сделать снимок. Хотя большинство фотографий Смита выглядят как тщательно спланированные, самые лучшие из них — это триумф спонтанности.
«Это интуиция подсказывает, какими будут пропорции и масштаб и как я связан с героем фото. Это не умственная концепция, а эмоциональная. Также если на снимке есть другие люди, важно, как они связаны друг с другом, таким образом, это очень сложная вещь», — говорит Смит.
Сначала нужно найти место съёмки, потом приходит всё остальное. Смит учился у Энсела Адамса и знает его технику, как снимать пейзажи и как вписывать в пейзаж человека. В то время как он уделяет пристальное внимание композиции, многие его снимки непреднамеренно рассказывают некую историю.
«Композиция, как ритм в музыке, где всё согласовано. Весь снимок лаконично и тщательно согласуется», — объясняет фотограф.
Раньше Смит любил обедать со своим другом, покойным поэтом Питером Виреком, лауреатом Пулитцеровской премии. Фотограф рассказывает, что его друг «говорил о написании поэзии пятистопным ямбом. Читатель воспринимает это хорошо, потому что здесь есть гармония или резонанс с ритмом тела, с сердцебиением, и поэтому, если поэзия написана без учёта стихотворного размера, то она воспринимается как нестройная и несогласованная».
Возможно, фото Смита кажутся неподвластными времени потому, что они гармоничны, и пропорции, масштаб и отношения именно такие, как нужно.
На краю эпохи
Чаще всего Смит чувствует отстранённость от этого мира. Фотография — это его способ примирить будничное и мирское с идеальным.
«Я всегда на этой эксцентричной стороне, как одиночка, который вроде бы снаружи, но всегда заглядывает внутрь, смотрит через дверь, но никогда не заходит в неё», — говорит фотограф.
Смит называет себя кем-то вроде последнего из могикан фотографии. Всю свою жизнь он боролся за фотографию и оставался верен своему видению, не делая различия между тем, что делал за деньги, и творческими работами для себя.
Перед началом интервью для этой статьи Смит предложил кофе в утончённых китайских фарфоровых чашках на серебряном подносе. Нежно играла классическая музыка и щебетала канарейка в клетке. Дом, студия и сад Родни Смита в Палисейдс, такие же умиротворённые, элегантные и тщательно продуманные, как и его фотографии.
Смит пошутил, что вместо своего интервью хотел бы взять интервью у фотографов, которые пришли со мной. Он поинтересовался их работой и поделился опытом.
«Никогда мне не давалось что-то легко. То есть люди приходят сюда и думают: “У этого парня всё отлично”. Но за 25 лет я не заработал ни цента. Мне трудно было даже купить еду, но я не продавал свои работы, когда люди хотели заплатить за них очень мало. Я очень долго боролся за фотографию. Это нелёгкая жизнь, и если вы хотите её, то вам нужно по-настоящему бороться за неё, потому что никто не собирается вам её предоставить», — сказал Смит фотографам The Epoch Times.
Фотографии Родни Смита и, наверное, даже он сам как личность, представляют собой эпоху, абсолютно отличную от той, в которой мы живём сейчас. Это также отражают и его дом, студия и сад в классическом стиле.
Когда я спросила Смита, что он планирует делать после выхода книги, он ответил: «Я точно чувствую, что я на новом этапе, и не знаю, что это будет. Я открыт, посмотрим».
Сейчас мы можем насладиться собранием его работ, изображающих мир спокойствия, «где есть небольшой намёк на другие формы искусства, но средство остаётся уникальным. Это мир, где мужчины носят костюмы не потому, что это модно, а потому, что это символизирует обходительность, доброту и выдержку в присутствии дам. Это придуманный мир, который я очень стараюсь снова воплотить в реальность», — написал Родни Смит в блоге.
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать