Вездесущность обезогенов в повседневных продуктах, а также отсутствие прозрачности со стороны компаний в отношении химических веществ в их продуктах затрудняют исследования. (*Shutterstock)

Толстеете? Проверьте химический состав вашего шампуня, мыла, да и всей косметики

Бытовые химические вещества разрушают эндокринную систему и провоцируют ожирение
Обновлено: 08.04.2023 23:05
Когда доктор Роб Саргис видит пациента с ожирением, его рекомендации выходят за рамки диеты и физических упражнений. Он может посоветовать им перестать разогревать пищу в пластике или избегать перегруженных дорог в час пик.

Саргис, практикующий врач и профессор медицины в Университете Иллинойса, является одним из многих врачей, внедряющих в свою клиническую практику научные знания об ожирении — химических веществах, разрушающих эндокринную систему, которые провоцируют ожирение.

Обезогены — это подгруппа химических веществ, разрушающих эндокринную систему, — искусственных соединений, которые изменяют активность гормонов. Они обычно определяются как любые химические вещества, которые могут заставить человеческий организм производить больше жира, чем обычно, и могут включать вещества, которые мы обычно считаем жировыми, например, сахар или искусственные подсластители.

Однако ожирение может быть не только от пищи, но и через попадание в организм потребительских товаров, таких как косметика, шампуни, мыло, пластмассы и упаковки для продуктов питания. Люди подвергаются воздействию химических веществ при контакте с ними и при употреблении загрязнённых продуктов питания.

Химикаты также могут накапливаться в домашней пыли, которую люди вдыхают. PFAS, или пер- и полифторалкильные вещества (токсичные химикаты, используемые во многих потребительских и промышленных товарах) — ещё один пример ожирения, как и бисфенол-А (BPA).

Нарушая гормональную активность, эти химические вещества могут провоцировать ожирение различными способами. Они могут изменять обмен веществ, заставлять организм вырабатывать новые жировые клетки, изменять пищевое поведение и даже изменять способ переваривания пищи.

Ожиряющие химикаты оказывают и другое вредное воздействие на здоровье — например, PFAS и BPA также связаны с некоторыми видами рака и репродуктивными проблемами. Снижение воздействия ожирения полезно для всего спектра здоровья.

«За последние несколько лет в медицине произошёл сдвиг от индивидуальных факторов, таких как генетика, образ жизни и диета, к социальным детерминантам здоровья, включая такие вещи, как питание, окружающая среда, физические упражнения и образование», — сказал Саргис в интервью EHN.

Однако Саргис и другие врачи, заинтересованные в использовании концепции ожирения, сталкиваются с препятствиями, такими как трудности сбора данных об ожирении, предвзятое отношение к диете и физическим упражнениям, а также недостаточная подготовка в медицинских учебных заведениях по вопросам воздействия окружающей среды.

Кроме того, отсутствие регулирования в отношении ожирения затрудняет снижение воздействия — даже для пациентов, которые знают о рисках.

«Проблема заключается в том, что существуют системные силы, с которыми приходится бороться, и во многом это политика, а во многом эта политика заложена в политике», — говорит Саргис.

Отсутствие данных

Толстеете? Проверьте химический состав вашего шампуня, мыла, да и всей косметики
Врачи не решаются включать в свою клиническую практику отказ от препаратов, вызывающих ожирение, поскольку нет данных о том, что если человек уменьшит воздействие ожирения, то сможет сбросить больше веса. (Pixabay)

Основным препятствием для внедрения понимания проблемы ожирения в клиническую практику является то, что врачей иногда не убеждают имеющиеся данные. В то время как существует множество данных, свидетельствующих о корреляции между воздействием ожирения и ожирением, существует меньше данных, которые показывают, что если человек уменьшит воздействие ожирения, он сможет сбросить больше веса.

Собрать такие данные сложно, но возможно, говорит Саргис. Однако повсеместное присутствие ожиряющих веществ в повседневных продуктах, а также недостаточная прозрачность компаний в отношении химических веществ, содержащихся в их продукции, затрудняет проведение такого исследования.

Кроме того, сложности добавляет и огромное количество химических веществ, которые необходимо протестировать — например, существует более 9 тыс. видов PFAS.

Джерри Хайндел, биохимик, основатель и директор HEEDS*, коалиции исследователей, выступающих за улучшение регулирования химических веществ, сказал EHN, что врачи и пациенты могли бы извлечь пользу из доступного и дешёвого способа измерения воздействия ожирения.

Таким образом, пациенты могли бы гипотетически увидеть, снижается ли уровень их воздействия со временем, когда они работают над устранением ожирения из своей повседневной жизни. В настоящее время, по его словам, пациентам придётся самим платить за анализы, но он надеется, что в будущем страховые компании будут покрывать эти анализы.

Дженна Хуа, врач, ставшая генеральным директором компании Million Marker, занимающейся медицинским тестированием, считает, что продукт её компании может сыграть в этом роль. Million Marker предлагает наборы для домашнего тестирования, которые измеряют уровень 13 распространённых эндокринных разрушителей, некоторые из которых также действуют как ожирители, в моче человека.

Тесты позволяют обнаружить BPA, две альтернативы BPA, пять видов фталатов, четыре вида парабенов и оксибензон. Как сказала Хуа в интервью EHN, это «весьма обнадёживает», когда человек, использующий тесты, видит, что уровень его воздействия снижается по мере того, как он меняет продукты, в состав которых входят ожиряющие вещества.

Тип тестирования, который предлагает компания Million Marker, станет ещё одним инструментом в управлении потерей веса.

«Невозможно определить, какая часть увеличения веса связана с ожирением, — говорит Хайндел. — Врач должен будет объяснить пациенту все возможные варианты, и как устранить каждый из них, чтобы снизить вес».

По словам Хуа, когда всё больше пациентов признают, что воздействие ожирения представляет угрозу для их здоровья, общественность может быть более склонна оказывать давление на правительства с целью регулирования химических веществ, разрушающих эндокринную систему.

В настоящее время в США большинство ожирителей не регулируется, например, Управление по контролю над продуктами и лекарствами не ограничивает использование BPA в упаковке продуктов питания, и нет федеральных стандартов, ограничивающих выбросы PFAS в питьевую воду.

Предвзятое отношение к индивидуальным факторам

По словам Саргиса, одна из причин, по которой ожирение не учитывается, заключается в том, что при лечении ожирения предвзято относятся к индивидуальным факторам, таким как диета и физические упражнения.

«Существует врождённое предубеждение, что это в какой-то степени личная неудача», — сказал он.

Такое мышление, по его словам, может корениться в общепринятых стандартах красоты и идее о том, что ожирение — это скорее эстетическая проблема, чем проблема здоровья. Исследования показали, что в США люди с ожирением часто подвергаются стигматизации, их называют ленивыми, немотивированными и лишёнными самодисциплины.

Студенты-медики сами могут увековечить эту стигму — одно исследование, проведённое среди студентов третьего курса медицинского факультета Университета Уэйк Форест, показало, что более трети будущих врачей ассоциируют ожирение с негативными качествами, причём большинство студентов (72%) заявили, что предпочитают «худых» людей «толстым».

Повышение уровня образования, больше информативности

Толстеете? Проверьте химический состав вашего шампуня, мыла, да и всей косметики
Отсутствие в медицинских учебных заведениях подготовки по вопросам воздействия окружающей среды является серьёзным препятствием к решению проблемы ожирения. (Credit: National Cancer Institute/Unsplash)

По словам Саргиса, в обучении в медицинских вузах до сих пор существует огромный пробел, когда речь заходит об ожирении. Огромный объём знаний, которые должны усвоить студенты-медики, оставляет мало места для обсуждения воздействия окружающей среды.

В итоге врачи часто не включают вопросы воздействия окружающей среды в свою практику — например, исследование, проведённое в 2015 году среди врачей, занимающихся проблемами материнства и детства, показало, что оценка состояния окружающей среды «нечасто» является частью рутинного консультирования пациентов.

Доктор Джамаджи Нванаджи-Энверем, выпускник Гарвардской медицинской школы 2021 года и нынешний ординатор Медицинской школы Университета Эмори, говорит, что в медицинской школе он получил очень мало знаний о воздействии окружающей среды.

«Студенты-медики по всей стране не получают обширной информации и не проходят формального обучения вопросам влияния окружающей среды на здоровье пациента», — сказал он.

Напротив, Нванаджи-Энверем, который также является доцентом кафедры гигиены окружающей среды в Эмори, приобрёл свой опыт в изучении воздействия окружающей среды на занятиях вне медицинской школы и в ходе собственной практики.

Один из пациентов, страдающий от гипертонии и проблем с дыханием, вдохновил Нванаджи-Энверема на написание статьи о важности учёта экологических рисков. В своей работе Нванаджи-Энверем пишет, что другие врачи должны спрашивать своих пациентов о химических веществах, с которыми они контактируют на работе, и о том, носят ли они надлежащие средства индивидуальной защиты, чтобы защитить себя от воздействия химических веществ.

По словам Хайнделя, в дополнение к обучению в медицинских учебных заведениях по вопросам ожирения, профессиональные общества, такие как Эндокринное общество, Общество по борьбе с ожирением и Педиатрическое общество, могут стать хорошей отправной точкой, чтобы помочь молодым врачам узнать об ожирении. Например, профессор и педиатр Университета Восточной Каролины Дэвид Коллиер впервые узнал о воздействии окружающей среды на конференции для практикующих академических педиатров. По словам Колльера, необходимо «много точек соприкосновения», где исследователи и врачи могут вести подобные беседы.

Кроме того, сказал Саргис, у врачей очень мало времени на общение с пациентами. Трудно уложиться в 20-минутную консультацию и поговорить о рисках, связанных с ожирением. Чтобы помочь, он сказал, что хотел бы видеть больше образовательных материалов, доступных пациентам после посещения врача, например, короткие видеоролики, объясняющие воздействие ожирения.

По словам Саргиса, часть решения проблемы может заключаться в том, чтобы заставить врачей больше заботиться о здоровье окружающей среды в районах, где живут их пациенты. Хотя врачи, возможно, не хотят участвовать в политических дискуссиях, они могут сыграть ключевую роль в снижении воздействия химических веществ на своих пациентов.

По его словам, привлечение врачей к обсуждению вопросов, касающихся жилья, городского планирования, строительных норм и правил, охраны порядка, водопользования и экологической политики, может изменить к лучшему здоровье людей, живущих в этих районах.

«Когда у вас есть врачи, которые не хотят выходить из клиники и участвовать в этих дискуссиях, это становится затруднительным, — сказал он. — Нам действительно нужны врачи, учёные и эксперты по политике здравоохранения за столом переговоров».

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА