Первый и главный этап психологической первой помощи — установление контакта. Фото: pexels.com/ru-ru/@polina-zimmerman | Epoch Times Россия
Первый и главный этап психологической первой помощи — установление контакта. Фото: pexels.com/ru-ru/@polina-zimmerman

Как помочь человеку, пережившему горе

Общение и социальная поддержка наиболее эффективны для восстановления психологического здоровья
Автор: 30.09.2021 Обновлено: 30.09.2021 08:27
Очень многие из нас теряются, когда кто-то из знакомых, друзей, родственников попадает в настоящую беду и переживает горе. Начинаем судорожно вспоминать всё, чему учили в институте, и изо всех сил стараемся быть полезным. Но, как показывает опыт и результаты исследований, в итоге всё сводится к присутствию рядом.

В прошлом году я прошла обучающий курс по неотложной психологической помощи и в течение года работала на Федеральной горячей линии #Мывместе. Часто сталкиваюсь с переживанием горя в частной практике. Искренне надеюсь, что тем, кто прочитает эту статью, удастся облегчить чужую боль.

Экстренная помощь

Для начала отмечу, что речь идёт не о психотерапии и не о психодиагностике. Это руководство к действию для каждого, кто видит человека на грани отчаяния после пережитого несчастья, готового совершить опасные поступки во вред себе или окружающим. Это модель психологической первой помощи, которой может воспользоваться любой человек, даже не имеющий специальной подготовки в области психологии и медицины.

В общих чертах психологическая первая помощь сводится к сочувственному и поддерживающему присутствию — это помогает снизить остроту переживаний. Кроме того, одна из задач неотложной помощи — оценить, требуется ли пострадавшему более глубокая работа с психологом или психиатром в дальнейшем. Процесс помощи включает пять действий, английские названия которых образуют аббревиатуру RAPID («быстрый»):

  • rapport — доверительный контакт,
  • assessment — оценка состояния,
  • prioritization — приоритетность нуждающихся в экстренной помощи,
  • intervention — непосредственно помощь,
  • disposition — дальнейший план действий.

R: rapport — доверительный контакт и готовность слушать

Первый и главный этап психологической первой помощи — установление раппорта, то есть доверительного контакта, даже если пострадавший вам незнаком. С самых первых слов и в ходе общения важно показывать человеку, что вы его готовы слушать и вникать в то, какие чувства он сейчас испытывает, а главное — вы рядом и готовы помочь. Для этого пригодятся техники рефлексивного слушания: покажите собеседнику, что вы его стараетесь понять, а значит, он может вам доверять.

Установить контакт необходимо как можно скорее, потому что острое психическое состояние может привести к принятию неадекватных решений. Начиная разговор с таким человеком, представьтесь, объясните, зачем вы здесь и зачем сейчас разговариваете с ним. А затем задайте свой первый вопрос.

Правильно заданные вопросы — ключ к доверительному контакту, человек поймёт, что важен для вас, что вы здесь, чтобы помочь ему. Попросите его рассказать о том, что с ним случилось.

Все вопросы можно разделить на три категории:

  •  закрытые (на да/нет) — помогают быстро получить фактическую информацию;
  •  открытые (что, зачем, как) — предоставляют больше деталей и подсказывают вам, какая именно помощь может потребоваться;
  • рефлексивные, перефразирующие («Правильно ли я понимаю, что…», «То есть, другими словами…», «Ты говоришь о том, что…,» «Я слышу, что тебе сейчас…») — это не всегда вопросы в прямом смысле, но они необходимы для того, чтобы показать ему, что вы внимательно его слушаете и стараетесь понять.

Ваша задача — стать человеком-зеркалом: считывать состояние человека по его словам, жестам и выражению лица и возвращать ему свой отклик. Чтобы человек смог вам довериться, важно действительно быть рядом с ним, слушать его, дать ему возможность излить своё горе, ярость или отчаяние, чтобы произошёл катарсис.

Пусть накопившееся эмоциональное напряжение разряжается. Не бросайтесь сразу решать все его проблемы, не упрощайте его ситуацию фразами вроде «Всё на самом деле не так страшно» или «Это ведь сущие пустяки, главное, что ты жив». Таким образом в его сознании вы только обесцениваете происходящее с ним и показываете своё непонимание того, насколько ему плохо. И главное — не спорьте. Это сейчас ему нужно меньше всего.

A: assessment — оценка состояния и необходимой помощи

Следующий этап после установления доверительного контакта — это получение информации.

История, которую вам расскажет пострадавший, включает две вещи: контекст (что именно случилось) и его реакцию на произошедшее. И вам предстоит отделить нормальные реакции от экстремальных — однако ещё раз подчеркнём, что речь не идёт о клинической оценке и постановке диагноза. Здесь работает исключительно здравый смысл.

Важна чёткая последовательность действий:

  1. Оцените текущее физическое и психическое состояние — как человек себя чувствует.
  2.  Помните, что в первую очередь надо понять его медицинский статус и, если нужно, отвести к врачу. Остальное потом.
  3. Разузнайте подробности о случившемся, чтобы его состояние для вас обрело тот самый контекст.
  4. Задавайте наводящие вопросы, чтобы прояснить противоречивые аспекты реакций человека и ситуации.
  5.  После таких расспросов вам станет понятно, с кем вы имеете дело и насколько срочно требуется помощь. Всегда найдутся люди, которые справятся с трудностями сами. Они способны сохранять оптимистичный настрой и готовы двигаться дальше. С такими людьми всё просто: будьте рядом на случай, если хоть чем-то можете быть полезны. Самое сложное — понять, кто из пострадавших вменяем, хоть и остро переживает, а кто рискует не справиться с потрясением самостоятельно.

Пусть у вас в уме загорается «красная лампочка», если вы видите:

  •  спутанное мышление;
  •  суицидальные намерения;
  •  агрессивное поведение;
  •  галлюцинации;
  •  панические атаки;
  •  импульсивные и рискованные действия;
  •  злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Тревожным сигналом может быть и отсутствие выражения чувств, полное бездействие, избегание контакта с кем бы то ни было.

Критическими показателями являются изменения в работе сердца и пищеварения, следы внутренних кровотечений, обмороки, боль в груди, головокружение, онемение или паралич (особенно конечностей или лица), неспособность говорить или распознавать речь. В этом случае нужна срочная помощь врача.

P: prioritization — расстановка приоритетов, кому больше всего требуется помощь

Если есть несколько пострадавших, важно понять, кому из них нужна поддержка в первую очередь. На основе информации, полученной на этапе оценки, вы можете выделить людей в наиболее тяжёлом состоянии: неспособных логически рассуждать и обслуживать себя, собирающихся причинить вред себе или окружающим, неспособных решать организационные вопросы по выходу из кризиса.

Кроме того, вы можете оценить факторы, которые увеличивают шансы, что человеку станет хуже спустя какое-то время:

  • смерть (видел ли он умерших людей и насколько близок сам был к смерти);
  •  потерянность (разделён ли он со своими родными и близкими, есть ли ему где остановиться);
  •  ущерб (телесные повреждения и травмирующий психологический опыт).

Во всех этих случаях важно оказать своевременную поддержку.

I: intervention — действия, призванные помочь

Ещё раз напомню: первая психологическая помощь — это не психотерапия и не хирургическая операция. Не стремитесь решить проблемы пострадавшего, если это не входит в сферу ваших компетенций. Подчас гораздо важнее просто быть рядом и слушать не оценивая. Исследования подтверждают, что общение и социальная поддержка — это самый значимый фактор для восстановления после пережитых несчастных случаев.

Но в чём же заключается сама помощь?

  1.  Надо понять, есть ли у вашего собеседника еда, одежда, документы, знакомые, которые могут приютить.
  2.  Важно снизить психологическое напряжение. Если человек кажется вам психически неустойчивым, надо уравновесить его состояние: дайте ему простое техническое поручение, отвлеките от болезненного зрелища, позвольте ему выпустить пар и выговориться.
  3. И главное — заставьте его отложить исполнение поспешных решений.

Если же пострадавший более или менее устойчив, помощь заключается в поддержке его жизнеспособности. Предоставьте ему информацию о том, как себя вести и что может произойти с ним дальше, объясните, что чувства, которые он испытывает, нормальны в такой ситуации.

Постарайтесь вселить в него надежду на то, что он справится. Если знаете какие-нибудь техники борьбы со стрессом, поделитесь своими навыками. И если это покажется уместным, поищите вместе с ним какой-то иной взгляд на случившееся.

D: disposition — дальнейший план действий

Даже если настроение вашего собеседника улучшилось, и вы убедились, что кризис преодолён, не бросайте его на произвол судьбы. Что с ним будет после всего этого? Способен ли человек восстановить по кусочкам свою жизнь? Есть ли что-то ещё, чем можно ему помочь? Если вы берёте на себя смелость помогать человеку, пережившему серьёзное жизненное потрясение, необходимо ещё хотя бы раз проведать его спустя какое-то время.

Оставьте ему свои контакты, чтобы он чувствовал вашу поддержку — так он будет знать, что не одинок. Спросите, не будет ли он против, если через неделю или месяц вы встретитесь с ним снова. Главное, с чем стоит разобраться, — надо ли к кому-то направить пострадавшего за помощью. Это может быть врач, психолог, психиатр, социальный работник, родственники или друзья, сотрудники центров трудоустройства и финансовых организаций.

Важно не просто дать нужный номер телефона пострадавшему, но и объяснить ему значимость этого шага, вместе с ним обратиться к специалистам и в инстанции и, главное, продолжать поддерживать его. Постепенно благодаря вам человек поверит, что не всё потеряно, и возродится к жизни.

Воронова Инна, практический психолог, гипнотерапевт, транзактный аналитик, экспертный член Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи» (МОО РПП), президент регионального отделения МОО РПП

Мурманск, член комитета по этике, комитета по взаимодействию с детьми и родителями, волонтёр-психолог, г. Мурманск.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА