nobeastsofierce/Shutterstock
 | Epoch Times Россия
nobeastsofierce/Shutterstock

Кишечные бактерии могут помочь защититься от COVID-19

Также учёные выяснили, что вещество урсодезоксихолат блокирует связь коронавируса с клетками
Автор: 07.02.2022 Обновлено: 07.02.2022 14:07
Количество людей, умерших от COVID-19 сильно варьируется по всему миру. В Перу — самой неблагополучной стране мира — на каждый миллион жителей приходится 6 067 смертей от COVID-19 и 88 345 зарегистрированных случаев на миллион человек. Примерно один из каждых 15 человек, заразившихся COVID-19 в Перу, умер.

На другом конце спектра находится Новая Зеландия. В этой стране было зарегистрировано всего 10 смертей и 3 136 случаев на миллион человек, то есть только один из 313 случаев заражения COVID-19 в Новой Зеландии заканчивался смертью.

Между ними находятся страны, в которых было зарегистрировано относительно большое количество инфекций, но которым всё же удалось сохранить низкий уровень смертности — такие страны, как Япония. В этой стране на миллион человек приходится 17 612 случаев инфицирования и всего 146 смертей на миллион.

И это несмотря на то что почти каждый третий житель Японии старше 65 лет и, следовательно, подвержен большему риску тяжёлой формы COVID-19 (средний возраст людей, умирающих от COVID-19, превышает 80 лет). Что же позволило им снизить уровень смертности?

Недавнее японское исследование показало возможный ответ на вопрос. В нём сообщается, что низкий риск смерти людей от COVID-19 в Японии связан с микробами, присутствующими в их кишечнике.

Это не первое исследование, которое указывает на связь между микробами в кишечнике и тем, насколько тяжёлой формой COVID-19 болеют люди. О связи между кишечными бактериями и COVID-19 уже сообщалось в исследованиях Гонконга и Китая.

Действительно ли микробы кишечника у японцев так сильно отличаются от микробов у людей в других странах? На самом деле, да, отличаются. Хотя наш рацион питания и гены очень важны для определения кишечных бактерий, которые мы переносим, географическое положение — также один из основных факторов, влияющих на разнообразие наших микробов.

И вполне возможно, что бактерии кишечника могут оказывать большое влияние на исход COVID-19.

Было доказано, что тяжёлая форма COVID-19 чаще встречается у людей, у которых больше определённых видов бактерий, участвующих в расщеплении и ферментации сахаров. Эти микробы и их функции также наблюдаются у людей с высоким уровнем воспаления и низким уровнем иммунных клеток.

Это неудивительно. Микробы кишечника очень важны для регулирования нашего иммунного ответа. В частности, они играют решающую роль в том, чтобы Т-клетки, регулирующие иммунную систему (Т-регуляторные клетки), были правильно активированы.

Важность желчи

Чем же уникально это японское исследование? Во-первых, его авторы утверждают, что обилие особого вида бактерий под названием Collinsella защищает от тяжёлой формы COVID-19. Это необычно, потому что учёные США и Великобритании связывают Collinsella с повышенным уровнем воспаления и диетой с низким количеством овощей.

Но японские исследователи обнаружили и другое. У людей, защищённых от тяжёлой формы COVID-19, был зафиксирован высокий уровень урсодезоксихолата, известного как вторичная желчная кислота.

Первичные желчные кислоты вырабатываются печенью и используются организмом для расщепления жиров. Они также преобразуются бактериями в кишечнике для производства вторичных желчных кислот, таких как урсодезоксихолат. Похоже, что у некоторых японцев обилие бактерий Collinsella ускоряет этот процесс, производя больше урсодезоксихолата, чем обычно.

Урсодезоксихолат полезен тем, что блокирует связывание коронавируса с клетками, которое необходимо вирусу для их заражения, размножения и активации заболевания.

Мало того, в лабораторных экспериментах было показано, что урсодезоксихолат уменьшает воспаление у крыс с травмой позвоночника и помогает им быстрее восстановиться. Это вещество может помочь уменьшить тяжесть COVID-19, потому что в тяжёлых случаях болезнь усугубляется, когда иммунная система слишком остро реагирует на вирус и повреждает собственные ткани организма.

Снижая воспалительную реакцию на COVID-19, урсодезоксихолат может оказывать вторичный защитный эффект.

Бактерии кишечника играют важную роль в производстве этой вторичной желчной кислоты, но уровень урсодезоксихолата не полностью зависит от присутствующих в кишечнике микробов. Его уровень также зависит от количества желчных кислот, вырабатываемых печенью, и, возможно, от рациона питания.

Есть хорошая новость — урсодезоксихолат безопасен и доступен для приёма в качестве лекарства — он используется для лечения некоторых заболеваний печени. Данное японское исследование предполагает, что мы потенциально можем использовать урсодезоксихолат в качестве лекарства для уменьшения тяжести COVID-19.

Очевидно, что необходимы клинические исследования, чтобы показать, действительно ли приём этого препарата улучшит состояние людей, инфицированных COVID-19. Пока это лишь новая захватывающая возможность.

Ана Вальдес — профессор молекулярной и генетической эпидемиологии в Ноттингемском университете. Эта статья перепечатана из The Conversation по лицензии Creative Commons.