Мёд манука обладает противовирусными, противогрибковыми свойствами и активен в отношении 80 различных видов бактерий. (Natali Zakharova/Shutterstock)

Мёд манука борется с устойчивыми к антибиотикам бактериями и многими другими

Лишь небольшая концентрация мёда способна уничтожить 85% биоплёнок в чашке Петри
Автор: 24.07.2022 Обновлено: 24.07.2022 10:22
Неуклонно обостряющаяся проблема устойчивых к антибиотикам патогенов — повод для серьёзного беспокойства в медицинском сообществе, который заставляет исследователей работать сверхурочно, чтобы найти решения.

Но несколько исследований позволяют надеяться, что мёд манука может стать ключом к борьбе с MRSA и другими устойчивыми к лекарствам штаммами.

В одном из исследований, проведённом в Кардиффском университете Метрополитен и опубликованном в 2012 году в журнале «Микробиология», учёные приблизились к пониманию механизмов, с помощью которых мёд препятствует образованию биоплёнок — трудно поддающихся лечению сообществ бактерий — и помогает очистить хронические раны.

Мёд манука быстро обезвреживает бактерии, вызывающие инфекции

Исследователи обнаружили, что мёд манука, производимый в Новой Зеландии и Австралии, обладает способностью атаковать распространённую бактерию Streptococcus pyogenes, часто ответственную за хронические инфекции, а также за разрушение кожных трансплантатов. Фактически потребовалась лишь небольшая концентрация мёда, чтобы уничтожить 85% биоплёнок в чашке Петри — в течение двух часов.

И S. pyogenes не единственный патоген, чувствительный к мёду — многочисленные исследования показывают, что мёд манука является противовирусным, противогрибковым средством и активен против 80 различных видов бактерий, включая кишечную палочку, P. aeruginosa и метициллин-резистентный золотистый стафилококк, или MRSA. Команда отметила, что не зарегистрировано ни одного случая появления бактерий, устойчивых к мёду.

Отметив, что мёд дешевле и безопаснее обычных лекарств, они призвали использовать его в качестве дополнительной терапии в сочетании с антибиотиками.

Мёд манука не только лечит бактериальные инфекции — он может предотвратить их развитие в первую очередь

Исследователи обнаружили, что мёд нарушает взаимодействие между S. pyogenes и белком под названием фибронектин, который находится на поверхности повреждённых клеток. Фибронектин действует как фиксатор или клей, позволяя бактериям прилипать к ранам. Мёд нарушает связь двух различных типов фибронектина, известных как Sof и Sfbl.

Но мёд — это не просто «пони с одним трюком», когда речь идёт о его инструментах для борьбы с инфекцией и заживления застарелых ран. Согласно исследованиям, представленным в 2014 году на 247-м заседании Американского химического общества, мёд также подавляет бактерии с помощью перекиси водорода, кислотности и антиоксидантных флавоноидов и полифенолов, таких как кофейная кислота, п-кумаровая кислота и эллаговая кислота.

Кроме того, в нём используется осмотический эффект, при котором высокий процент сахара вытягивает воду из бактериальных клеток, обезвоживая и затем убивая их. Для формирования биоплёнок бактерии используют систему коммуникации, называемую чувством кворума. Прерывая эту систему, мёд работает как глушитель сигналов, предотвращая развитие биоплёнок.

Мёд ускоряет восстановление ран и многое другое

Конечно, мёд манука можно использовать не только для заживления ран. Медицинский центр Мэрилендского университета сообщает, что его можно принимать для облегчения ларингита, боли в горле, фарингита и кашля. Мёд также используется в народной медицине и аюрведе для улучшения пищеварения, облегчения запоров и успокоения кислотного рефлюкса.

Естественно, не следует использовать мёд для лечения заболеваний, если только вы не находитесь под руководством надёжного медицинского специалиста. Но, несомненно, сырой мёд очень эффективен для поддержания оптимального здоровья.

Как узнать, какой мёд выбрать, при всём разнообразии марок и сортов?

Эксперты в области натурального здоровья сходятся во мнении: лучше всего выбирать сырой, нефильтрованный органический мёд, который можно приобрести в магазинах здорового питания и через интернет. Мёд манука, конечно, считается королём полезного мёда и стоит дополнительных затрат, но местный сырой мёд во многих случаях может быть не менее эффективным.

Избегайте фильтрованного мёда из супермаркетов: многие из них содержат антибиотики и (сюрприз!) кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы. Кроме того, из него удалена пчелиная пыльца. Сырой, органический мёд, напротив, сохраняет все витамины, питательные вещества, антиоксиданты и пыльцу.

Помимо того, что он обладает мощными бактерицидными свойствами и считается безопасным и надёжным домашним средством от мелких недугов, сырой мёд — это вкусная альтернатива рафинированному белому сахару. В итоге всегда ищите «сырой» мёд — и покупайте как можно больше местных сортов.

Александр Иванов — обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на медицинской тематике и материалах о здоровье.