Использование противомикробных препаратов, включая антибиотики, возросло во время пандемии COVID-19. Усилия по дезинфекции поверхностей и лечению пациентов сделали многие бактерии более опасными. (sabyna75/Shutterstock) | Epoch Times Россия

Австралийские учёные научились уничтожать бактерии, устойчивые к антибиотикам

Устойчивость к противомикробным препаратам является одной из 10 главных угроз глобальному здравоохранению.
Автор: 02.02.2022 Обновлено: 02.02.2022 17:28
Супербактерии, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это одна из 10 главных угроз для здоровья населения планеты. Австралийские исследователи разработали новый способ уничтожения бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Исследователи из Университета Монаша в штате Виктория разработали новый метод, который может уничтожить супербактерии и предотвратить устойчивость к антибиотикам. Это поможет сократить использование антибиотиков, чтобы не допустить контакта нецелевых бактерий с лекарством и избежать развития устойчивости.

«Это потрясающее открытие в области того, как лекарства, которые мы принимаем, влияют на нас в будущем», — сказал ведущий исследователь проекта, доктор Хсин-Хуэй Шен с факультета материаловедения и инженерии Университета Монаша.

Новый метод лечения убивает супербактерии, используя антибиотики, к которым супербактерии ещё не выработали высокую устойчивость, в сочетании с наночастицами.

Метод, разработанный Шеном и профессором Цзянь Ли из университетского Института биомедицинских открытий, использует политерапевтический подход к борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам с помощью кубосом, которые разрушают внешнюю мембрану бактерии с помощью водостойких наночастиц, заряженных антибиотиками для супербактерий.

«В течение долгого времени наночастицы использовались именно как носители противомикробных препаратов, но использование наночастиц в политерапии с антибиотиками для преодоления устойчивости к противомикробным препаратам было упущено из виду», — сказал Шен.

«Использование наночастиц в комбинированной терапии с антибиотиками может уменьшить дозу для человеческого организма и преодолеть множественную лекарственную устойчивость».

Это двухэтапный процесс. На первом этапе используется антибиотик, такой как полимиксин, чтобы разрушить внешнюю мембрану супербактерии. Уникальная внешняя мембрана супербактерии придаёт ей устойчивость. Мембрана покрыта слизью, но её лучшая защита — это уникальные молекулы внутри неё, которые не позволяют большинству антибиотиков проникнуть внутрь и убить бактерию.

Полимиксин — один из антибиотиков, который может проникнуть через уникальные молекулы и разрушить клеточную стенку; однако, если постоянно использовать его для лечения, супербактерии выработают к нему устойчивость.

Поэтому на втором этапе используются наночастицы, такие как кубосомы, чтобы ещё больше разрушить внешнюю мембрану и уничтожить бактерию. Сами наночастицы обладают антибиотическими свойствами и поэтому могут помочь снизить дозу используемых антибиотиков, предотвращая развитие резистентности.

Эта разработка появилась после того, как в 2019 году ВОЗ объявила, что устойчивость супербактерий к противомикробным препаратам является одной из 10 главных угроз глобальному здравоохранению.

Устойчивость к противомикробным препаратам возникает из-за чрезмерного использования противомикробных лекарств, таких как антибиотики, и делает болезни всё более трудными или иногда невозможными для лечения, что приводит к смерти многих людей.

ВОЗ заявила, что большинство антибиотиков, появившихся на рынке в последние десятилетия, являются производными антибиотиков, созданных в 1980-х годах, а не новыми препаратами. Все 43 антибиотика, имеющиеся в настоящее время на рынке, не в достаточной степени борются с супербактериями, что означает, что всё больше и больше людей будут умирать от базовых болезней, таких как пневмония и инфекции мочевыводящих путей, потому что бактерии будут развивать устойчивость к нашему ограниченному запасу антибиотиков.

«Постоянная неспособность разрабатывать, производить и распространять новые эффективные антибиотики ещё больше усиливает воздействие устойчивости к противомикробным препаратам (AMR) и угрожает нашей способности успешно лечить бактериальные инфекции», — сказал Ханан Балхи, заместитель генерального директора ВОЗ по противомикробной устойчивости.

Люди, проходящие операцию или химиотерапию, будут подвергаться высокому риску, а необходимость разрабатывать всё больше и больше антибиотиков нанесёт ущерб мировой экономике.

Вот где новая технология вступает в свои права.

«Когда бактерии становятся устойчивыми, первоначальные антибиотики уже не могут их уничтожить. Вместо того чтобы искать новые антибиотики для борьбы с супербактериями, мы можем использовать нанотехнологический подход для снижения дозы принимаемого антибиотика, эффективно уничтожая организмы с множественной лекарственной устойчивостью», — сказал Шен.

В настоящее время исследовательский проект Университета Монаша проходит этап тестирования.

Лили Келлиавстралийский репортёр The Epoch Times, освещает социальные вопросы, возобновляемые источники энергии, экологию, здоровье и науку.