Двойная спираль ДНК. Digitalgenetics/istock | Epoch Times Россия
Двойная спираль ДНК. Digitalgenetics/istock

Быстрый тест покажет ваш реальный возраст

Что анализ на метилирование ДНК может рассказать о вашем здоровье?
Автор: 03.02.2022 Обновлено: 03.02.2022 11:53
Райан Смит — основатель TruDiagnosti — коммерческой системы тестирования в США, которая проверяет биологический возраст человека, а не хронологический. Этот инструмент может быть полезен как объективный барометр, который покажет, действительно ли эффективны ваши стратегии по улучшению здоровья.

Компания TruDiagnostic была основана в марте 2020 года во время пандемии COVID-19, а первое коммерческое тестирование началось в июле того же года. С тех пор они запустили более 30 текущих клинических испытаний, в ходе которых изучались различные виды терапии. Они также исследуют, как COVID-19 влияет на показатели здоровья и продолжительность жизни.

«Мы разработали новые алгоритмы, новые способы считывания этих маркеров метилирования ДНК, которые мы измеряем для определения функциональных преимуществ здоровья, — говорит Смит. — Метилирование ДНК — это действительно надёжная платформа, но она также очень новая. Мы даже можем посмотреть, сколько мышьяка, тяжёлых металлов или пластмассы вы получили за всю свою жизнь.

Эпигенетическая платформа изменит все области медицины: она может многое рассказать нам о различных областях медицины и действительно удовлетворить потребности, которых у нас нет во многих видах диагностики.

Особенно меня волнует область старения: как количественно оценить этот процесс, и как обратить его вспять. Мы надеемся получить действительно хорошие результаты по увеличению продолжительности здоровья и жизни людей, чтобы они не только жили дольше, но и жили качественно».

Что такое метилирование ДНК?

Идея эпигенетического метилирования основана на концепции, что каждая клетка вашего тела имеет одинаковую ДНК, но выражает её совершенно по-разному. Например, клетки вашей кожи не выражают те же гены, что и клетки вашего сердца.

Теперь мы знаем, что экспрессия генов регулируется, отчасти эпигенетически. Когда ваши клетки дифференцируются в различные типы тканей, они изменяют свою эпигенетическую экспрессию, чтобы регулировать, какие гены включаются и выключаются.

«Я сравниваю это с лампочкой. Вы можете пригласить инженера, который посмотрит на лампочку и скажет вам, для чего она сделана и как её включать, но если вы не знаете, включена она или выключена, то вы упускаете важный момент в том, зачем она была создана. То же самое происходит с нашими клетками.

Идея измерения включений или выключений в нашей экспрессии ДНК была известна уже давно, но только недавно она была масштабирована до платформы, на которой мы можем исследовать это в больших масштабах. Итак, то, что мы измеряем, — это метилирование ДНК».

Метилирование ДНК — это подавление транскрипции генов. Ваши гены имеют промоторные участки в начале нити ДНК, и метилирование измеряется на этих участках. Уровень метилирования на промоторном участке коррелирует со степенью экспрессии данного конкретного гена.

«Обратный процесс — это ацетилирование, которое представляет собой заряженную молекулу, способную открывать эти белки, чтобы позволить вашим генам транскрибироваться [т.е. включить ген]. Мы измеряем именно этот негативный регуляторный процесс — метилирование ДНК», — объясняет Смит.

Измеряется не ваша способность метилировать или не метилировать. Скорее, измеряется фактическая экспрессия вашей ДНК. И, в отличие от обычного генетического тестирования, такого как 23andMe, которое проводится один раз, метилирование ДНК можно измерять несколько раз, поскольку фактическая экспрессия вашей ДНК изменчива и меняется со временем.

«Благодаря достижениям в области анализа больших данных и искусственного интеллекта, мы можем использовать большие массивы данных, просмотреть более 900 000 мест в вашем геноме и определить процент метилирования. Затем мы можем соотнести данные с несколькими различными факторами».

Метилирование ДНК и старение

Биологическое старение исследовалось одно из первых с помощью этой платформы, поскольку была обнаружена высокая корреляция между метилированием ДНК и старением. Публикации об этом появились ещё в 2009 году.

В 2013 году доктор Стивен Хорват создал часы метилирования с хронологическим возрастом, которые всего с двумя нанограммами ДНК могли помочь определить, сколько хронологических лет человеку.

«Тогда стало ясно, что процесс старения на самом деле может быть определён очень, очень точно, а также может отвечать за многие проблемы со здоровьем, которые мы наблюдаем с возрастом», — сказал Райан.

Важно отметить, что старение — фактор риска № 1 для всех хронических заболеваний и смерти. Если и можно что-то изменить в образе жизни для предотвращения возрастных заболеваний, то это, по сути, не стареть.

Это и есть цель, которую также очень трудно измерить и выполнить, потому что хронологический возраст был нашим единственным мерилом в течение некоторого времени. Мы все знаем людей в возрасте 70 лет, которые выглядят на 50. Мы все знаем людей в возрасте 50 лет, которые выглядят так, как будто им за 70.

Таким образом, хронологический возраст никогда не был лучшим измерением. Молекулярное измерение может дать нам гораздо лучшее представление о том, как мы стареем».

Область эпигенетики всё ещё находится в зачаточном состоянии, и в настоящее время существует множество увлекательных направлений исследований. Например, на рынке уже есть продукты, способные помочь диагностировать до 50 видов рака по одному анализу крови.

Исследователи также изучают сенолитические часы, которые могут быть полезны в лечении COVID-19, поскольку они могут определить общее бремя старения в вашем организме, и способны ли вам помочь сенолитические (противовозрастные) продукты.

TruDiagnostic в сравнении с другими компаниями

На вопрос о том, как сравнить TruDiagnostic с другими компаниями, работающими с аналогичными платформами, Смит отвечает:

«Есть три вещи, на которые я люблю обращать внимание всякий раз, когда мне задают этот вопрос. Первое — это широта измерений. Поскольку каждый день появляются новые измерения и новые анализы, важно убедиться, что вы измеряете большое количество данных, потому что по мере появления новых измерений или новых алгоритмов вы должны иметь возможность обновлять их, чтобы сделать ещё более точными и более глубокими.

Поэтому одним из основных принципов нашей работы было измерение большого количества ДНК. Мы измеряем более 900 тыс. мест из 26 миллионов, примерно. Таким образом, речь идёт всё ещё об очень небольшом количестве от общего числа, но это значительно больше, чем у любого из наших конкурентов, которые могут измерять не более 100 тыс.

Нам определённо нравится масштабирование, потому что данная платформа будет совместима с будущим. Геном человека только недавно был завершён в плане секвенирования, и то же самое произойдет с эпигенетическим метилированием: по мере того как мы научимся использовать эту информацию, мы сможем её по-разному интерпретировать.

Каждые три-четыре недели мы выпускаем новые отчёты с дополнительными сведениями, опубликованными в литературе. Таким образом, мы держим всех в курсе событий… Мы хотим обеспечить всех наших клиентов, которые проводят у нас тестирование, постоянными обновлениями.

Как правило, даже если кто-то сделал тест, когда мы только начинали работать, он, скорее всего, будет получать обновления в течение следующего десятилетия, поскольку мы продолжаем наблюдать за развитием информации и способностью её интерпретировать…
Следующая часть — это алгоритмы, в частности, интерпретация полученных данных. Мы используем только опубликованные алгоритмы.

Это одна из тех вещей, в отношении которых мы очень категоричны, потому что в противном случае, если вы не знаете, как эти ваши измерения связаны с результатами лечения или с различными методами лечения, это всё равно что верить на слово гадалке… Публикация — один из основных способов получить научно обоснованные и надёжные измерения».

[Наконец], при взятии образцов на метилирование ДНК важно то, какие ткани вы берёте. Мы используем только кровь, потому что большинство алгоритмов было создано на основе образцов крови. Одна из интересных вещей в эпигенетике заключается в том, что каждый тип клеток отличается от другого.

Если бы мы измерили ваш мозг с помощью того же алгоритма, который мы использовали для измерения вашей крови, мы бы получили гораздо более низкие показатели, чем при измерении вашей крови. Если бы мы тестировали, например, ткань вашей груди, мы получили бы гораздо более высокий возраст, чем если бы тестировали вашу кровь.

Таким образом, тип ткани очень важен, поэтому мы используем только кровь. Хотя её не так легко собрать, она определённо более надёжна с научной точки зрения.

Итак, когда вы оцениваете, услугами каких эпигенетических компаний стоит воспользоваться, вот три моих критерия. Выясните алгоритмы, которые они используют и сообщают, убедитесь, что они опубликованы, убедитесь, что они измеряют хорошее количество мест, если вы захотите узнать что-нибудь об этом образце в будущем.

И, наконец, убедитесь, что они используют метод сбора образцов, который был подтверждён в литературе, а это в основном на данный момент либо кровь, либо кожа».

Метилирование ДНК в сравнении с длиной теломер

Одним из методов оценки биологического старения в прошлом было измерение длины теломер. Мы со Смитом согласны с тем, что эпигенетические часы гораздо лучше подходят для этой цели.

Теломеры — это последовательности на конце вашей ДНК. Каждый раз, когда ваша клетка подвергается репликации, вы теряете немного теломер, и они становятся всё короче и короче с течением времени. В конце концов, вы можете начать терять настоящую ДНК.

Когда теломера укорачивается, клетка может начать испытывать проблемы.

«В течение многих лет теломеры считались золотым стандартом старения, потому что этот процесс сильно коррелирует с возрастом человека, поскольку со временем происходит больше репликаций и больше клеточного оборота», — говорит Смит.

Однако при сравнении «голова к голове» метилирование ДНК значительно больше коррелирует с процессом старения, чем теломеры. Что ещё более важно: оно лучше предсказывает состояние здоровья.

«Поэтому если мы действительно пытаемся узнать результаты, связанные с болезнями и продолжительностью здоровья, которые ассоциируются со старением, то метилирование ДНК позволяет сделать это гораздо лучше, — говорит Смит. — При этом длина теломер всё ещё остаётся одним из биомаркеров старения. Это отдельный процесс.

Если бы вы следили за тем, чтобы длина теломер в клетке никогда не уменьшалась, то вы бы также наблюдали биологическое старение, связанное с метилированием. Если бы возраст метилирования был сброшен, то вы бы всё равно наблюдали старение длины теломер. Таким образом, существуют два отдельных процесса.

В одном из последних обзоров учёные изучили близнецов и попытались определить, насколько разница в процессе старения зависит от этих разных маркеров. Они сказали, что около 2% различий в фенотипическом старении было связано с длиной теломер, в то время как около 35% было основано на эпигенетических часах метилирования.

Таким образом, хотя оба процесса могут быть важны, мы определённо считаем, что часы метилирования ДНК значительно лучше. Несмотря на это, мы также можем оценить длину теломер по метилированию ДНК — это один из отчётов, который мы делаем».

Метилирование ДНК и результаты COVID-19

Во время пандемии COVID-19 Смит сотрудничал с кафедрой иммунологии Корнельского университета, изучая метилирование ДНК и результаты COVID-19. Учёным повезло, что они смогли сравнить показатели у пациентов, которые проходили плановое тестирование до пандемии и после перенесённого ими COVID-19.

«Мы увидели несколько действительно интересных вещей, связанных с COVID-19 и старением», — говорит Смит.

Первое, что они заметили, — это укорочение длины теломер. Несколько исследований показали, что длина теломер уменьшается при воздействии COVID-19.

«Я пока не могу предположить механизм, но мы точно знаем: несколько исследований с различными измерениями длины теломер пришли к одному и тому же выводу», — говорит Смит.

Учёные также обнаружили любопытное различие в биологическом старении в сравнении с хронологическим возрастом.

«В нашей когорте, которая всё еще относительно мала, всего 22 человека. Мы увидели, что люди старше 50 лет имели тенденцию к прогрессивному старению в результате воздействия COVID-19, когда они старели даже при лёгкой и умеренной форме заболевания.

Однако у людей моложе 50 лет реакция была иной. У людей моложе 50 лет наблюдался антивозрастной эффект, когда они становились немного моложе», — объяснил он.

Перспективы очень маленьких эмбрионоподобных стволовых клеток

Среди наиболее интересных методов антивозрастной терапии, доступных в настоящее время, — очень маленькие эмбрионоподобные стволовые клетки (VSELs). VSELs настолько малы, что легко переносятся по лёгочным капиллярам, поэтому если вам сделают внутривенную инъекцию этих клеток, то они смогут распространиться по всему телу, не разрушаясь и не деформируясь.

В вашем организме есть механизмы пополнения запасов VSELs для сохранения здоровья.

В отличие от обычных стволовых клеток, Vsels извлекаются из периферической крови, предполагая, что они аутологичны (из вашего собственного тела). Они не берутся из костного мозга или жировой ткани — наиболее распространённых источников стволовых клеток.

«С помощью введения Vsels и плазмообмена мы наблюдаем многолетние возрастные изменения, даже после одной или двух процедур. Мы пока неуверены, как долго это продлится…, но мы видим — сразу после процедуры и в течение нескольких недель — очень значительное уменьшение возраста», — сказал Райан Смит.

Важно отметить, что Vsels — плюрипотентные клетки, то есть они могут дифференцироваться практически в любую ткань вашего тела, в то время как мезенхимальные стволовые клетки не обладают такой способностью к дифференцировке.

Это, я считаю, делает Vsels идеальной антивозрастной терапией».

Другие антивозрастные стратегии, подающие большие надежды

Сенолитики также подают большие надежды. Сенильная клетка — это пожилая или стареющая клетка, которая потеряла способность к воспроизводству. Она просто болтается без дела, не воспроизводится и не очищается. В результате она начинает создавать побочные продукты воспаления.

Сенолитики избирательно определяют эти стареющие клетки и уничтожают их. Вот что означает сенолитическая терапия. «Seno» значит стареющая клетка, а «lytic» — лизироваться, то есть уничтожаться.

Ещё одна интересная методика называется аферез плазмообмена. Она возникла в результате исследований, в которых сосудистые системы старых и молодых мышей были соединены так, что мыши начали обмениваться кровью друг с другом. Любопытно, что у старых мышей наблюдался эффект омоложения, а у молодых — более быстрое старение.

Это навело исследователей на мысль, что в нашей крови может быть что-то, что влияет на процессы старения и фенотипического здоровья.

Одним из вариантов развития этой гипотезы — извлечение из тела человека плазмы, её фильтрация, добавление одного или нескольких новых ингредиентов, а затем повторное введение.

Стратегии образа жизни помогают снизить биологический возраст

В заключение, вот список эффективных стратегий с низким риском, которые могут значительно снизить ваш биологический возраст:

• Оптимизация уровня витамина D — в идеале необходимо поддерживать уровень витамина D в крови от 60 нг/мл до 80 нг/мл. Смит приводит в пример интервенционное исследование, в котором участники с избыточным весом уменьшили свой биологический возраст в среднем на 1,8 года, принимая всего 4 000 МЕ перорального витамина D в день в течение 16 недель.
  • Сохранение гибкости метаболизма — основные стратегии: ограничение питания по времени или прерывистое голодание, диета с высоким содержанием полезных жиров и низким содержанием рафинированных углеводов для оптимизации чувствительности к инсулину, а также последний приём пищи в день не позднее чем за три часа до сна.
  • Регулярные физические упражнения.
  • Управление стрессом — по словам Смита, люди, которые регулярно медитируют или применяют другие стратегии снижения стресса, стареют медленнее, чем те, кто этого не делает.
  •  Ограничение потребления ненасыщенных жиров — Омега-6 линолевая кислота (LA) особенно вредна. Она очень подвержена окислению, вызывает окислительный стресс и может оставаться в клетках до десяти лет. Поэтому необходимо исключить из рациона растительные/семенные масла.

В стандартном питании современных европейцев от 20% до 25% потребляемых калорий могут составлять масла. Я считаю, что это один из главных виновников массового роста дегенеративных заболеваний. До появления переработанных продуктов питания типичное потребление составляло около 2%.

Доктор Джозеф Меркола — основатель сайта Mercola.com, врач-остеопат, автор бестселлеров и обладатель множества наград в области естественного здоровья. Он стремится изменить современную парадигму здравоохранения, предоставляя людям ценный ресурс, который поможет им взять под контроль своё здоровье.