Даже лёгкий COVID-19 может привести к пожизненной защите человека антителами

Иммунные клетки, защищающие от коронавируса, могут сохраняться всю жизнь
Автор: 07.02.2022 Обновлено: 07.02.2022 20:41
Согласно новому исследованию, через несколько месяцев после выздоровления от лёгкой формы COVID-19 в организме человека всё еще остаются иммунные клетки, вырабатывающие антитела против вируса, вызывающего COVID-19. Эти клетки могут сохраняться всю жизнь, постоянно вырабатывая антитела.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, показали, что лёгкие случаи COVID-19 оставляют у инфицированных длительную защиту от антител и повторные приступы болезни у них, скорее всего, будут редкостью.

«Прошлой осенью появились сообщения о том, что антитела быстро исчезают после заражения вирусом, вызывающим COVID-19, и ведущие СМИ интерпретировали это как-то, что иммунитет недолговечен», — говорит старший автор исследования Али Эллебеди, доцент кафедры патологии и иммунологии, медицины и молекулярной микробиологии Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

«Но это неверная интерпретация данных. В норме уровень антител снижается после острой инфекции, но он не падает до нуля, он — плато. В данном случае мы обнаружили у людей клетки, вырабатывающие антитела, через 11 месяцев после появления первых симптомов болезни. Эти клетки будут жить и вырабатывать антитела до конца жизни человека. Это убедительное доказательство длительного иммунитета».

Клетки костного мозга

Во время вирусной инфекции иммунные клетки, вырабатывающие антитела, быстро размножаются и циркулируют в крови, в результате чего уровень антител резко возрастает. Когда инфекция проходит, большинство таких клеток отмирает, и уровень антител в крови падает.

Небольшая популяция антителопродуцирующих клеток, называемых долгоживущими плазматическими клетками, мигрирует в костный мозг и оседает там, где они постоянно выделяют низкий уровень антител в кровь, чтобы помочь защититься от новой встречи с вирусом.

По словам Эллебеди, ключ к ответу на вопрос: приводит ли COVID-19 к длительной защите антител, лежит в костном мозге. Эллебеди объединился с соавтором, доцентом медицины Искрой Пусич, чтобы выяснить: есть ли у людей, выздоровевших от лёгких случаев коронавируса, долгоживущие плазматические клетки, вырабатывающие антитела против COVID-19,

Эллебеди уже работал с соавторами Рейчел Прести и Джейн О’Халлоран над проектом по отслеживанию уровня антител в образцах крови людей, переживших COVID-19.
Команда уже набрала 77 участников, которые сдавали образцы крови с интервалом в три месяца, начиная примерно через месяц после первичного заражения. У большинства участников были лёгкие случаи COVID-19; только шесть человек были госпитализированы.

Исследователи взяли анализ костного мозга у 18 участников через семь или восемь месяцев после их первоначального заражения. Пятеро из них вернулись через четыре месяца и предоставили второй образец костного мозга. Для сравнения учёные также получили костный мозг у 11 человек, которые никогда не болели COVID-19.

Slawomir Kruz/Shutterstock

Как и ожидалось, уровень антител в крови участников COVID-19 быстро снизился в первые несколько месяцев после заражения, а затем в основном выровнялся, причём некоторые антитела можно было обнаружить даже через 11 месяцев после заражения.

Кроме того, 15 из 19 образцов костного мозга людей, перенёсших COVID-19, содержали клетки, вырабатывающие антитела против COVID-19. Такие клетки всё ещё можно было обнаружить четыре месяца спустя у пяти человек, которые вернулись, чтобы предоставить второй образец костного мозга. Ни у одного из 11 человек, которые никогда не болели COVID-19, в костном мозге не было подобных клеток, вырабатывающих антитела.

«У людей с лёгкой формой COVID-19 вирус выводится из организма через две-три недели после заражения, поэтому через семь или 11 месяцев после заражения не будет вируса, вызывающего активный иммунный ответ, — говорит Эллебеди. — Эти клетки не делятся. Они находятся в состоянии покоя, просто сидят в костном мозге и выделяют антитела. Так происходит с момента преодоления инфекции, и продолжается неопределённо долго».

Остаются ли антитела у пациентов с тяжёлой формой COVID-19?

Люди, которые были инфицированы, но у которых никогда не было симптомов, также могут иметь длительный иммунитет, предполагают исследователи. Но ещё предстоит выяснить, будут ли те, кто перенёс более тяжёлую инфекцию, защищены от будущих приступов болезни, говорят они.

«Воспаление играет важную роль в тяжёлой форме COVID-19, а слишком сильное воспаление может привести к дефектным иммунным реакциям», — говорит первый автор исследования Джексон Тернер, преподаватель патологии и иммунологии.

«Но с другой стороны, причина, по которой люди действительно заболевают, часто заключается в том, что в их организме много вируса, а наличие большого количества вирусов может привести к хорошему иммунному ответу. Так что этот вопрос неясен. Нам нужно повторить исследование на людях с умеренными и тяжёлыми инфекциями, чтобы понять, будут ли они защищены от повторного заражения».

Сейчас Эллебеди и его коллеги изучают, вызывает ли вакцинация долгоживущие клетки, вырабатывающие антитела.

Работу финансировали Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний Национального института здравоохранения, Норвежский исследовательский совет и Национальная высшая школа инфекционной биологии и противомикробных препаратов Университета Осло. В исследовании использовались образцы, полученные из биорепозитория COVID-19 Школы медицины Вашингтонского университета при поддержке Национального центра развития трансляционных наук США.

Эта статья была первоначально опубликована Вашингтонским университетом в Сент-Луисе. Переиздано на сайте Futurity.org по лицензии Creative Commons License 4.0.