Депрессия — сложное состояние. Тем, кто столкнулся с депрессией, часто требуется помощь других людей. (Africa Studio/Shutterstock)  | Epoch Times Россия

Депрессия вызвана генетикой? Скорее всего, нет

Обширное исследование не выявило связи между генами и депрессией
Автор: 13.12.2021 Обновлено: 13.12.2021 20:45
После открытия ДНК учёные нашли зависимость болезней от генетики, но затем поняли ограниченность такой модели. Хотя генетические исследования депрессии не дали результатов, многие по-прежнему верят, что их «болезнь» обусловлена генами.

Бывший директор Национального института психического здоровья США (NIMH) Томас Инсел в 2017 году сказал:

«Я провёл 13 лет в NIMH, занимаясь нейронаукой и генетикой психических расстройств. Оглядываясь назад, я понимаю, что классные учёные действительно опубликовали много крутых работ при довольно больших затратах в $20 млрд. Но я не думаю, что мы хоть немного снизили число самоубийств, сократили случаи госпитализации или улучшили выздоровление десятков миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями».

Многие учёные пытаются определить последовательности ДНК, которые могут быть причиной вялости, немотивированности и общего плохого самочувствия. Говорят, что депрессия — это предательство вашей собственной ДНК.

Новые данные показали, что предыдущие исследования в области генетики играли только отвлекающую роль.

Исследование не выявило связи между генами и депрессией

Результаты крупного исследования данных более 500 тыс. больных депрессией в Великобритании, показали отсутствие связи между генами и развитием большого депрессивного расстройства (БДР). Данные исследования были недавно опубликованы Американским журналом психиатрии.

Команда экспертов изучила данные генного банка UK Biobank за период с 2006 по 2010 год, то есть данные более 502 682 человек из 22 центров Великобритании. Исследователи изучили 18 генов-кандидатов, предположительно связанных с депрессией и обнаружила, что предыдущие результаты были ложноположительными.

Ген-кандидат — ген, связанный с возникновением заболевания. Локус-кандидат — участок ДНК, связанный с возникновением заболевания.

Учёные исследовали 16 генетических локусов-кандидатов, которые ранее исследователи посчитали причиной депрессии. Проведя анализ с гораздо большим объёмом выборки, чем в предыдущих ложноположительных исследованиях, учёные развенчали идею об их связи с депрессией.

Из 16 локусов только три достигли статистической значимости, но с ограниченными возможностями для выявления ассоциаций.

Команда под руководством Ричарда Бордера и доктора Мэтью Келлера призвала научное сообщество отказаться от идеи генетической природы депрессии.

«Наши результаты показали, что полиморфизмы генов-кандидатов в отношении депрессии не оказывают влияния на фенотипы депрессии. Более того, сами гены-кандидаты (за возможным исключением DRD2) были связаны с фенотипами депрессии не больше, чем гены, выбранные наугад».

На сегодняшний день это наиболее полное и хорошо проверенное исследование генов-кандидатов в отношении депрессии.

Почему учёные раньше делали ложные выводы?

Как получилось, что множество предыдущих рецензируемых исследований были опубликованы с ложноположительными результатами? Причин может быть несколько.

• Небольшая выборка

Предыдущие исследования генов-кандидатов были просто недостаточно обширными. В период с 2000 по 2009 год средний размер выборки в этих исследованиях составлял 345 человек. Но без достаточного количества данных, такие результаты ничего не значат, особенно если пытаться распространить выводы по сложному расстройству на всю популяцию. Это просто элементарная статистика.

• Некорректные аналитические методы и схемы контроля

Учёные полагают, что в большинстве опубликованных ранее исследований генов-кандидатов использовались некорректные аналитические методы и неадекватный контроль стратификации населения. Поскольку генетические фенотипы могут проявляться в течение жизни, множество сбивающих факторов затрудняют правильное проектирование контроля.

• Клиническая польза исследований неясна

Даже если бы мы могли точно определить отдельные генные мутации, вызывающие депрессию, в этом нет никакого смысла. Клиническая польза всегда определяла построение генно-средовых моделей в психиатрии. Поиск генных причин может даже навредить исцелению людей, уменьшив значимость образа жизни в лечении симптомов в угоду принципу «одна таблетка от одной болезни».

• Предвзятость публикаций

В последние годы наблюдаются значительные отклонения в подобных публикациях. Например, на девять из 18 идентифицированных генов в исследовании «Американского журнала психиатрии» пришлось 86,59% исследований. Если так много усилий и времени уходит на погоню за этими биомаркерами, это очень легко ведёт к узкому видению целой области.

Депрессия — это дисбаланс

Люди склонны стремиться к определённости, но это исследование показало, что ответы на вопросы о происхождении депрессии находятся не в нашей ДНК.

Чтобы понять первопричину, депрессию нужно рассматривать как исследование дисбаланса, варьирующегося от пищевого до психодуховного. Мы должны понять, что организм создаёт симптомы, когда что-то не в порядке.

Депрессия — это симптом, показывающий, что образ жизни человека не соответствует его биологии. Нам не нужны лекарства, чтобы «вылечить» депрессию. Найти выход можно через простые шаги к самообладанию, через внимание к своему образу жизни, требующего изменений.

Келли Броган — доктор медицины, психиатр, специализирующийся на холистическом женском здоровье, автор бестселлера The New York Times «Собственный разум», детской книги «Время дождя» и соредактор знакового учебника «Интегративные методы лечения депрессии». Работа воспроизводится и распространяется с разрешения Келли Броган, доктора медицины.