Длительные заболевания дёсен могут приводить к болезни Альцгеймера

То, как вы чистите зубы сегодня, может повлиять на ваши шансы заболеть болезнью Альцгеймера в ближайшие годы
Автор: 24.02.2023 Обновлено: 24.02.2023 13:49
Появляется всё больше доказательств того, что заболевания дёсен (пародонт) могут быть вероятным фактором риска развития болезни Альцгеймера.

Некоторые исследования предполагают, что риск удваивается, если болезнь дёсен сохраняется десять и более лет.

Действительно, в американском исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, подробно описано, как вид бактерий под названием Porphyromonas gingivalis — или P. gingivalis, — который ассоциируется с заболеваниями дёсен, был обнаружен в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера.

Тесты на мышах также показали, как жучок распространялся из ротовой полости в мозг, где разрушал нервные клетки.

Доклад, о котором идёт речь, был проведён и профинансирован основателями американской фармацевтической компании Cortexyme, которая занимается исследованием причин болезни Альцгеймера и других дегенеративных заболеваний. Учёные из фармацевтической фирмы из Сан-Франциско начнут испытания на людях в конце этого года.

Что такое болезнь дёсен?

Первая стадия заболевания дёсен называется гингивитом. Он возникает, когда дёсны воспаляются в ответ на скопление бактериального налёта на поверхности зубов.

С гингивитом сталкивается до половины всех взрослых людей, но он, как правило, обратим. Если гингивит не лечить, между зубом и десной образуются «поддесневые карманы», которые заполняются бактериями. Эти карманы указывают на то, что гингивит перешёл в пародонтит. На этой стадии уничтожить бактерии становится практически невозможно, хотя стоматологическое лечение может помочь контролировать их рост.

Длительные заболевания дёсен могут приводить к болезни Альцгеймера
Чистка зубов не реже двух раз в день и регулярное использование зубной нити могут помочь сдержать болезни дёсен. (Toa55/Shutterstock)

Риск заболевания дёсен значительно возрастает у людей с плохой гигиеной полости рта. Такие факторы, как курение, приём лекарств, генетика, выбор продуктов питания, половое созревание и беременность, могут способствовать развитию заболевания.

Однако важно помнить, что заболевания дёсен — это не только дело P. gingivalis. Группа организмов, включая Treponema denticola, Tanerella forsythia и другие бактерии, также играют свою роль в этом сложном заболевании полости рта.

Связь между ртом и мозгом

В Университете Центрального Ланкашира мы первыми установили связь между P. gingivalis и полностью диагностированной болезнью Альцгеймера.

Последующие исследования также показали, что эта бактерия, ответственная за многие формы заболеваний дёсен, может мигрировать из полости рта в мозг у мышей. А попадая в мозг, P. gingivalis может воспроизводить все характерные признаки болезни Альцгеймера.

Длительные заболевания дёсен могут приводить к болезни Альцгеймера
Хорошая гигиена зубов, здоровая диета с низким содержанием сахара и регулярные стоматологические осмотры могут помочь предотвратить заболевание дёсен. (By alexkich/Shutterstock)

Американское исследование, обнаружившее бактерии хронического заболевания дёсен в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, даёт дополнительные очень убедительные научно обоснованные доказательства — но их нужно интерпретировать в контексте. Дело в том, что болезнь Альцгеймера связана с рядом других заболеваний, а не только с болезнью дёсен.

Существующие исследования показывают, что другие виды бактерий и вирус Герпеса I типа также могут быть обнаружены в мозге больных болезнью Альцгеймера. Люди с синдромом Дауна также подвержены повышенному риску развития болезни Альцгеймера, как и люди, перенёсшие тяжёлую травму головы.

Исследования также показывают, что несколько состояний, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, могут повышать риск развития болезни Альцгеймера. Это говорит о том, что существует множество причин с одной конечной точкой — и учёные всё ещё пытаются выяснить эту связь.

Эта конечная точка приводит к тем же симптомам болезни Альцгеймера: ухудшению памяти и изменению поведения. Это также происходит наряду со скоплением бляшек в сером веществе мозга и так называемыми «нейрофибриллярными клубками».

Это обломки, оставшиеся после разрушения внутреннего каркаса нейрона. Они возникают, когда белок больше не может выполнять свою функцию по стабилизации клеточной структуры.

Чистите зубы

Последние исследования добавляют больше доказательств в теорию о том, что заболевание дёсен является одним из факторов, которые могут привести к болезни Альцгеймера. Но прежде чем начать панически чистить зубы, важно помнить, что не у всех, кто страдает от болезни дёсен, развивается болезнь Альцгеймера, и не у всех, кто страдает от болезни Альцгеймера, есть болезнь дёсен.

Чтобы выяснить, кто находится в «группе риска», учёные должны разработать тесты, которые покажут стоматологу, на кого следует обратить внимание. Затем стоматологи смогут проконсультировать этих людей о том, как они могут снизить риск развития болезни Альцгеймера за счёт более тщательного ухода за полостью рта. А пока рекомендуется регулярно чистить зубы и поддерживать гигиену полости рта.

Сим К. Синграо, старший научный сотрудник Школы стоматологии Университета Центрального Ланкашира.