Микробиом в кишечнике взаимодействует с ворсинками, выстилающими тонкий кишечник. (nobeastsofierce/Shutterstock) | Epoch Times Россия

Исследование показало, почему не у всех людей с ожирением развивается диабет

Впервые была установлена причинно-следственная связь между микробиомом и развитием диабета 2 типа
Автор: 10.06.2022 Обновлено: 10.06.2022 15:54
Исследователи из Университета штата Орегон (США) определили, почему не у всех людей с ожирением развивается диабет 2 типа, а только у некоторых, указав на разницу в активности генов, а также на модуляцию бактерией под названием Oscillibacter valericigenes (OV).

Исследование предполагает, что активность гена под названием Mmp12, который регулируется микробиомом кишечника и активируется при употреблении диеты с высоким содержанием жиров и сахара, напрямую связана с тем, заболеет ли человек с ожирением диабетом или нет.

Он регулируется микробом бактерий OV, размножающихся при диете с высоким содержанием жира и сахара и «вызывает увеличение количества инсулинорезистентных» жировых иммунных клеток в организме.

Чтобы изучить причины возникновения диабета 2 типа, исследователи протестировали мышей для определения связи между диетой с высоким содержанием сахара и жира, микробиотой кишечника (микроорганизмов, живущих в кишечнике) и диабетом.

Диабет 2 типа возникает, когда организм становится неспособным распознавать гормон инсулин — молекулу, которая подаёт клеткам сигнал для поглощения сахара в жировых, мышечных и печёночных клетках при высоком уровне сахара в крови.

Заболевание может быть вызвано рядом причин, среди них ожирение и диета с высоким содержанием сахара и жира. Развитию диабета 2 типа предшествует непереносимость глюкозы, проявляющаяся в высоком уровне сахара в крови из-за того, что клетки не реагируют на инсулин.

Команда разделила мышей на две группы: одна была на диете с высоким содержанием сахара и жира, а другой давали нормальную пищу. Затем мышей обеих групп выращивали либо в безмикробных условиях (без микробов и кишечной флоры вообще), либо в условиях, где микробы присутствуют, но не вызывают болезней и плохого самочувствия.

После 8 недель диеты с высоким содержанием сахара и жира у мышей из группы, в которой были микробы, появились симптомы диабета, включая резистентность к инсулину и непереносимость глюкозы, а у мышей из группы, где не было микробов, не появились. Это указывает на то, что присутствие микробиоты сыграло роль в механизме, который привёл к возникновению этих заболеваний.

Изучая различные органы у исследуемых групп мышей, исследователи обнаружили, что диета больше всего повлияла на жировые клетки; при этом активность их генов изменилась сильнее, чем в контрольной группе.

В жировых клетках был повреждён важный митохондриальный путь, регулирующий преобразование сахара в крови в энергию.

Исследователи определили Mmp12 как ключевой ген, вызывающий повреждение митохондриального пути. Они обнаружили, что этот ген взаимодействует с жировыми иммунными клетками, которые также вызывают воспаление и стресс в жировых клетках, что ещё больше усугубляет симптомы.

Самое главное, что этот ген может быть активирован диетой с высоким содержанием сахара и жира как у людей, так и у мышей.

Когда Mmp12 был подавлен или удалён, исследователи наблюдали улучшение здоровья у мышей с непереносимостью глюкозы.

У людей, страдающих ожирением, но не имеющих диагноза диабета 2 типа, Mmp12 был выражен слабее, чем у тех, у кого генетическое взаимодействие было чрезмерно активировано.

Учёные также сравнили действие различных бактерий, чтобы выяснить, играет ли активность микробиоты какую-то роль в активности гена, и обнаружили, что бактерии OV — вероятный ответ, поскольку их добавление увеличило активность Mmp12, а также ухудшило симптомы непереносимости глюкозы у мышей.

Несмотря на обнаружение причинно-следственной связи в ключевом механизме, вызывающем диабет 2 типа, исследователи предполагают, что бактерии OV — вряд ли единственный микробный регулятор гена; и даже Mmp12, хотя и играет важную роль, может быть не единственным путём, вызывающим диабет.

Исследователи предполагают, что «альтернативные пути» всё ещё могут существовать, и они могут быть запущены другими микробами в кишечнике.

«Ранее мы , что Romboutsia ilealis ухудшает толерантность к глюкозе, подавляя уровень инсулина, что может иметь отношение к более продвинутым стадиям диабета 2 типа», — сказал Шульженко.

Это исследование впервые продемонстрировало причинно-следственную связь, а именно, что бактерии могут вызывать заболевания, воздействуя на человеческий организм и регулируя его.

«Наша работа проливает свет на одно из самых загадочных явлений в области диабета 2 типа, потенциально объясняя, почему у некоторых пациентов с ожирением развивается диабет, а у других — нет», — заключили авторы.