Мужчина надевает хирургическую маску во Флашинге в нью-йоркском округе Куинс, 3 февраля 2020 года. (Johannes Eisele/AFP via Getty Images) | Epoch Times Россия

На масках обнаружены патогенные бактерии и грибки

Учёные сравнили влияние ополаскивателей, натто и транспорта на степень загрязнения масок
Автор: 03.08.2022 Обновлено: 03.08.2022 15:18
Согласно японскому исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, на масках, которые носили во время пандемии, были обнаружены и количественно определены несколько патогенных микробов.

Это исследование — одно из первых, где рассматриваются возможные проблемы гигиены, вызванные ростом бактерий и грибков на масках, которые ежедневно носят люди.

«Поскольку маски могут быть прямым источником инфекции для дыхательных путей, пищеварительного тракта и кожи, крайне важно поддерживать их гигиену для предотвращения бактериальных и грибковых инфекций, которые могут усугубить COVID-19», — пишут авторы.

В исследовании приняли участие 109 человек в возрасте от 21 до 22 лет, которых спросили о типе и продолжительности использования маски, а также об их привычках и образе жизни. Бактерии и грибки были собраны с трёх типов масок — марлевых, полиуретановых и нетканых, которые носили с сентября по октябрь 2020 года.

Исследователи обнаружили, что на внутренней стороне масок было больше бактерий, а на внешней — больше грибков.

Кроме того, более длительное использование маски привело к увеличению количества грибков, но не бактерий, потому что «грибки и их споры устойчивы к высыханию, они могут выжить, когда маски высыхают».

В масках из нетканого материала было обнаружено меньшее количество грибковых колоний на внешней стороне по сравнению с двумя другими типами масок. Нетканые маски имеют три слоя: двухслойная ткань и нетканый фильтр среднего слоя.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что не было существенных различий в количестве бактерий или грибков на моющихся и многоразовых масках, которые подвергались стирке.

«Правильный метод очистки хлопчатобумажных масок для лица был рекомендован для снижения микробной нагрузки на маски, — пишут авторы. — Однако в текущих экспериментах мы не обнаружили существенных различий в количестве бактериальных или грибковых колоний на масках в зависимости от способа стирки».

Привычки

Исследователи также изучили, влияют ли определённые привычки, такие как полоскание горла, употребление натто и использование различных видов транспорта — общественного, личного или велосипедного, на количество микроорганизмов на масках.

«Мы не обнаружили различий в количестве бактериальных или грибковых колоний на обеих сторонах масок в разных видах транспорта», — пишут авторы.

Также не было различий в количестве микроорганизмов на масках участников, полоскавших рот один раз в день. Полоскание горла — это японский обычай, который, как считается, предотвращает респираторные инфекции. Он часто рекомендуется японскими органами здравоохранения наряду с мытьём рук в качестве профилактической меры против гриппа.

Исследование медицинского колледжа штата Пенн, опубликованное в «Журнале медицинской вирусологии» в сентябре 2020 года, показало, что несколько видов ополаскивателей для рта и носа эффективно нейтрализуют коронавирусы человека, что позволяет предположить, что эти средства могут снизить нагрузку COVID-19 или количество вируса во рту.

В настоящее время в Калифорнийском университете в Сан-Франциско проводится пилотное исследование, чтобы выяснить, снизит ли полоскание рта определёнными ополаскивателями или растворами для полоскания вирусную нагрузку у пациентов с диагнозом COVID-19. Ожидается, что исследование завершится в сентябре этого года.

Полоскание рта антисептическими ополаскивателями стало частью протокола Альянса по оказанию неотложной помощи при COVID-19 (FLCCC) для «хронической (постоянной) профилактики, а также чтобы избежать заболевания» после того, как человек подвергся воздействию вируса.

FLCCC — некоммерческая организация, состоящая из специалистов по реанимации, занимающихся разработкой протоколов лечения для «предотвращения передачи COVID-19 и улучшения исходов для пациентов, заболевших этим вирусом».

Что касается употребления натто, соевых бобов, ферментированных бактерией под названием Bacillus subtillis или B. subtilliss, исследователи заявили, что участники, употреблявшие клейкие соевые бобы, «имели значительно более высокую частоту появления больших белых колоний B. subtillis на обеих сторонах масок, чем те, кто этого не делал».

B. subtillis — это бактерия, встречающаяся в почве, воде, разлагающихся растительных остатках и воздухе. Она используется для «промышленного производства протеаз, амилаз, антибиотиков и специальных химикатов» и «не считается патогенной или токсигенной для людей, животных или растений», согласно данным Агентства по охране окружающей среды США.

Патогенные микробы

Хотя большинство бактерий и грибков, выделенных из масок, неопасны для человека, некоторые из них были условно-патогенными микроорганизмами, а другие, как выяснилось, вызывали пищевые отравления и стафилококковые инфекции, а также грибок, вызывающий стригущий лишай, эпидермофитию стоп и зуд.

На основании полученных результатов авторы исследования предполагают, что людям с ослабленной иммунной системой следует «избегать повторного использования масок для предотвращения микробной инфекции».

CDC утверждает, что людям с ослабленным иммунитетом или тем, кто подвержен высокому риску тяжёлых заболеваний, следует носить маску или респиратор, когда в обществе широко распространяется COVID-19.

Сторонники всеобщего ношения масок во время пандемии утверждают, что маски помогают предотвратить или уменьшить передачу COVID-19.

Научные доказательства

Эпидемиолог и исследователь Пол Александер с этим не согласен. Он говорит, что существует более 150 исследований и статей, в которых делается вывод, что тканевые и хирургические маски не эффективны для замедления распространения COVID-19 и приносят больше вреда.

«На сегодняшний день имеются устойчивые и ясные доказательства того, что маски не помогают бороться с вирусом и могут быть вредны, особенно для детей», — написал Александер в февральской статье для The Epoch Times.

В критическом обзоре матерчатых масок, использовавшихся во время пандемии, авторы заявили, что доказательства не подтверждают необходимость использования матерчатых масок в сообществах для ограничения распространения вируса.

«Имеющиеся клинические данные об эффективности лицевых масок имеют низкое качество, а лучшие доступные клинические доказательства в основном не продемонстрировали эффективность, при этом 14 из 16 выявленных рандомизированных контролируемых испытаний, сравнивающих эффект с масками и без масок, не смогли найти их статистически значимую пользу для контроля заболеваемости населения», — пишут авторы.

«Хотя слабые доказательства не должны препятствовать мерам предосторожности перед лицом беспрецедентных событий, таких как пандемия COVID-19, этические принципы требуют правдивого информирования общественности о силе доказательств и наилучших оценках пользы», — добавили они.

Учёные провели небольшое рандомизированное контролируемое исследование в 2008 году среди медицинских работников в Японии, чтобы выяснить, снижают ли хирургические маски заболеваемость простудой.

Они обнаружили, что участники в группе с масками «значительно чаще испытывали головную боль в течение периода исследования», и пришли к выводу, что «использование масок для лица медицинскими работниками не продемонстрировало преимущества с точки зрения симптомов простуды или заболеваемости простудой».