Потеря обоняния при СOVID-10 не означает, что вирус заразил ваш мозг. Фото: Shutterstock  | Epoch Times Россия

Означает ли потеря обоняния у пациентов с COVID-19, что вирус поразил их мозг?

Потеря обоняния = инфекция мозга? Не так быстро…
Автор: 04.03.2022 Обновлено: 04.03.2022 10:16
В настоящее время хорошо известно, что потеря обоняния — один из наиболее частых симптомов COVID-19. Если коронавирус поражает носовой эпителий, значит, вирус может перемещаться по обонятельному нерву в мозг?

В недавних публикациях утверждается, что этот факт уже доказан: «Обонятельная трансмукозальная инвазия SARS-CoV-2 как порт проникновения в центральную нервную систему у людей с COVID-19» и «Обонятельный путь — потенциальный способ проникновения SARS-CoV-2 в центральную нервную систему у макак-резусов».

Подобные публикации и внимание, которое они к себе привлекают в СМИ достаточны, чтобы вселить страх в пациентов с COVID-19, потерявших обоняние. Если вирус нарушил восприятие запаха, значит ли это, что он присутствует в мозге больных и ждёт, чтобы вызвать туман в голове, распространиться по всему мозгу и убить пациента или значительно увеличить его шансы на развитие нейродегенеративного заболевания?

Обоняние — портал для заражения мозга?

Наша команда исследователей из Польши, Франции и США изучила возможность нового коронавируса заражать обонятельные нейроны и перемещаться по аксонам обонятельного нерва из носа в мозг.

По общему мнению, обязательные входные белки вируса отсутствуют в обонятельных нейронах рецепторов. Такие входные белки в изобилии экспрессируются в опорных клетках, которые инфицируются и погибают, тем самым снижая функцию соседних обонятельных нейронов рецепторов. Считается, что из-за этого и происходит потеря обоняния при COVID-19.

В течение нескольких дней опорные клетки восстанавливаются, нейроны возобновляют свою функцию, и обоняние возвращается у большинства пациентов в течение 1-2 недель. Обнаружение нового коронавируса в аксонах обонятельных нервов происходит крайне редко, что делает этот путь заражения мозга неэффективным.

Доказательства не сходятся

Почему же во многих отчётах отстаивается обонятельный путь заражения мозга? Одна из причин заключается в том, что нейроны и поддерживающие их клетки тесно переплетены, и их легко спутать при конфокальной микроскопии. Другая причина кроется в том, что вирус действительно может достичь мозга, особенно у генетически модифицированных мышей, у которых аномально выражены белки входа вируса.

Но тщательный анализ показывает, что временной ход и маршрут распространения вируса в животных моделях не согласуется с передачей от обонятельных нейронов в носу к нейронам второго и третьего порядка в мозге.

Вместо этого данные показывают редкое, но фульминантное появление вируса в мозге, который предполагает путь через кровеносные сосуды и спинномозговую жидкость или путём путешествия по короткому пути нервных волокон, обходящих обонятельную луковицу и проецирующихся непосредственно к мишеням в переднем мозге.

Нам повезло, что отсутствие белков входа вируса в обонятельных нейронах создаёт эффективный барьер, который предотвращает заражение мозга через обонятельный путь.

Размножается ли вирус в мозге?

Следует подчеркнуть, что в отличие от некоторых животных моделей, вирус редко обнаруживается в мозге человека. Более того, многие исследования опирались на методы, которые не доказывают наличие реплицирующегося вируса, а скорее обнаруживают вирусную РНК или вирусные белки, которые могут выделяться и циркулировать системно, не предоставляя убедительных доказательств заражения мозга.

Значение присутствия вируса в мозге пока неясно. Некоторые исследователи считают, что заражение ствола мозга и дыхательных центров может способствовать летальному исходу при COVID-19, в то время как другие отмечают отсутствие корреляции между доказательствами наличия вируса в мозге или спинномозговой жидкости и тяжестью COVID-19.

Пациенты с COVID-19, потерявшие обоняние, могут вздохнуть с облегчением. То, что их опорные клетки в носу были инфицированы, не значит, что вирус нашёл лёгкий путь из носа в мозг. Наш анализ имеющихся данных показывает, что у подавляющего большинства пациентов с COVID-19 не произойдёт заражения мозга, даже если они временно потеряют обоняние.

Александр Иванов обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на медицинской тематике и материалах о здоровье.