У гренландцев сахар не всасывается в кровотоке, как у остальных людей. Sergey Fatin/Shutterstock  | Epoch Times Россия

Полезный сахар

Учёные ищут лекарство от сердечно-сосудистых болезней, изучая уникальные гены гренландцев
Автор: 17.01.2022 Обновлено: 17.01.2022 09:36
Из-за генетической вариации у 2 — 3% населения Гренландии по-другому усваивается сахар, принося пользу их  здоровью.

Согласно новому исследованию, кишечные бактерии и уникальная диета, которой придерживались жители Гренландии на протяжении тысячелетий, обеспечили им генетическую вариацию, которая даёт невероятное преимущество.

Две копии одного гена делают так, что эти люди усваивают сахар не так, как другие люди.

«У взрослых гренландцев с такой генетической вариацией более низкий индекс массы тела, вес, процент жира, уровень холестерина и в целом они значительно более здоровы. У них меньше жира на животе. Это удивительно и поразительно, что генетическая вариация имеет такой благотворный эффект», — говорит профессор биологии Копенгагенского университета Андерс Альбрехтсен.

Дефицит сахаразы-изомальтазы

Альбрехтсен и его коллеги проанализировали данные 6 551 взрослого жителя Гренландии и провели эксперименты на мышах.

Как сообщается в журнале Gastroenterology, результаты показали, что носители генетической вариации имеют так называемый дефицит сахаразы-изомальтазы. При подобной патологии метаболизма в организме не вырабатывается или частично не вырабатывается фермент для усвоения сахара и крахмала.

Проще говоря, их организм не поглощает в кровотоке обычный сахар, как происходит у людей без генетической вариации. Вместо этого, сахар направляется прямо в их кишечник.

«Здесь кишечные бактерии превращают сахар в КЦЖК (короткоцепочечную жирную кислоту- ацетат), которая, как показали предыдущие исследования, служит энергетическим субстратом для мышц, почек, мозга и сердца. Функционально снижает аппетит, повышает метаболизм, и тем самым, укрепляет иммунную систему. Мы предполагаем, что, скорее всего, именно этот механизм происходит в данном случае», — объясняет Метте К. Андерсен, доцент Центра исследований метаболизма при Университете Копенгагена и первый автор исследования.

Возможно, причина генетических вариаций среди жителей Гренландии кроется в диете, которая на протяжении тысячелетий отличалась от диеты остального мира.

«Одной из причин такой вариации может быть отсутствие в рационе гренландцев большого количества сахара. Ареал обитания формировал их пищевые привычки. В основном они питались мясом и жиром рыбы, китов, тюленей и северных оленей. Из ягод кое-где могла произрастать ежевика. То есть, исторически, содержание сахара в их рационе было минимальным», — говорит Альбрехтсен.

У гренландцев никогда не было необходимости быстро всасывать сахар в кровь, что привело к частой генетической вариации.

Дети и генетическая вариация

Если для взрослых гренландцев такая вариация имеет очевидные преимущества для здоровья, то для их детей она проблематична.

«Маленькие носители этой вариации испытывают негативные последствия из-за другого типа усвоения сахара. Потребление сахара вызывает у них диарею, боли в животе и вздутие живота. Мы предполагаем, что с возрастом их кишечные бактерии постепенно привыкают к сахару и учатся превращать его в энергию», — объясняет Торбен Хансен, врач и профессор Центра фундаментальных метаболических исследований при Университете Копенгагена.

Учёные надеются, что смогут использовать результаты своего нового исследования, чтобы заложить основу для разработки новых лекарств, которые могут быть использованы для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения.

«Мы видим, что генетическая вариация обеспечивает лучший баланс жиров в кровотоке, что приводит к снижению веса и, следовательно, к уменьшению количества сердечно-сосудистых заболеваний. Если вы сможете разработать препарат, который „выключит“ ген сахаразы-изомальтазы, то, в принципе, мы все сможем иметь одинаково крепкое здоровье», — заключил он.

Усвоение сахара у мышей

Помимо использования данных о здоровье 6 551 жителя Гренландии, исследователи дополнили своё исследование диетическими экспериментами на мышах. Они стремились выяснить, что происходит в кишечнике людей с генетическим отклонением.

Для этого они исследовали две группы мышей. У одной группы способность усваивать сахар была искусственно подавлена, по аналогии генетической вариации, обнаруженной у гренландцев. У второй группы сахар усваивался нормально.

Результаты показали, что когда мыши с подавленной способностью получили свободный доступ к диете, содержащей жир и сахар, они набрали в два раза меньше веса, чем другая группа мышей. Это подтверждает проведённый исследователями анализ данных о здоровье, показывающий, что генетическая вариация обеспечивает ряд преимуществ для здоровья, включая снижение веса и индекса массы тела.

Соавторами исследования стали представители Университета Южной Дании и ряда научно-исследовательских институтов и государственных учреждений Гренландии.

Александр Иванов — обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на медицинской тематике и материалах о здоровье.