Глаукома — коварная болезнь, которую иногда путают с невнимательностью или ухудшающимся с возрастом зрением, однако она может полностью убить зрение и оставить вас слепым. (Shutterstock) | Epoch Times Россия

Секреты постоянной слепоты раскрыты благодаря исследованию стволовых клеток

Новый метод позволит определять эффективность лечения глаукомы для конкретного человека
The Epoch Times30.06.2022 Обновлено: 30.06.2022 10:18
Исследования сетчатки и зрительного нерва с использованием моделей стволовых клеток позволили выявить специфические генетические маркеры глаукомы — основной причины постоянной слепоты в мире, и, возможно, открыть новые методы лечения этого заболевания.

Глаукома — это общий термин, описывающий группу заболеваний глаз, которые приводят к повреждению ганглиозных клеток сетчатки — нейронов, расположенных около внутреннего глаза и составляющих зрительный нерв.

Зрительный нерв принимает свет и передаёт его в мозг; таким образом, повреждения, которые наносит глаукома, приводят к постоянной слепоте. По прогнозам, к 2040 году этим заболеванием будет страдать около 80 млн человек, однако методы лечения крайне ограничены.

Новое исследование связало 97 генетических кластеров с повреждениями, наносимыми наиболее распространённой формой глаукомы — первичной открытоугольной глаукомой (ПОУГ), выявив важные генетические компоненты, которые контролируют способ поражения этим заболеванием.

ПОУГ — это генетически сложное заболевание, которое, скорее всего, передаётся по наследству и на данный момент не может быть остановлено или обращено вспять. Единственное доступное лечение заключается в снижении давления на глаз, но это лишь замедляет развитие заболевания.

Исследовательский проект проводился под совместным руководством Института медицинских исследований Гарвана, Мельбурнского университета и Центра по изучению глаукомы.

«Мы увидели, как генетические причины глаукомы действуют в отдельных клетках, и как они различаются у разных людей», — сказал ведущий автор исследования, академик Мельбурнского университета, профессор Джозеф Пауэлл в пресс-релизе Института Гарвана.

«Существующие методы лечения могут лишь замедлить потерю зрения, но такое понимание — это первый шаг к созданию лекарств, направленных на отдельные типы клеток», — сказал Пауэлл.

Вклад моделирования стволовых клеток

Исследование, послужившее основой для открытия, было опубликовано в журнале Cell Genomics и стало результатом длительного сотрудничества между австралийскими медицинскими исследовательскими центрами в изучении сложных заболеваний и лежащих в их основе генетических причин с использованием моделирования стволовых клеток, что, по словам исследователей, продемонстрировало успех данного исследования и эффективность этого подхода.

Ранее исследования глаукомы были ограничены, поскольку образцы зрительного нерва не могли быть получены от участников неинвазивным способом. Однако моделирование стволовых клеток решило эту проблему, поскольку позволило исследователям получить образцы зрительного нерва из кожи — части тела, которую гораздо легче извлечь.

Команда провела биопсию кожи у 183 участников (91 из них страдал первичной открытоугольной глаукомой), чтобы собрать клетки кожи, которые можно было перепрограммировать в стволовые клетки, а затем направить в клетки сетчатки. Из 183 собранных образцов 110 образцов, 54 из которых принадлежали участникам с ПОУГ, были успешно преобразованы из клеток кожи в клетки сетчатки, и более 200 тыс. преобразованных клеток были секвенированы для создания «молекулярных подписей».

Для изучения отдельных клеток исследователи использовали одноклеточное генетическое секвенирование РНК. Эта форма секвенирования создаёт невероятно подробную генетическую карту, которая позволяет найти генетические вариации, влияющие на экспрессию (процесс превращения инструкций из ДНК в функциональные продукты, такие как белки), одного или нескольких генов. Выявление этих ключевых генов позволяет сделать дальнейшие выводы о влиянии генетических вариаций на развитие глаукомы.

Для определения ключевых генетических компонентов, которые контролируют то, как глаукома поражает сетчатку глаза, учёные сравнили сигнатуры людей с глаукомой и без неё.

Сначала они определили 312 генетических вариантов, связанных с ганглиозными клетками, которые в итоге дегенерируют у людей с глаукомой. Дальнейший анализ генов, ассоциированных с ПОУГ, связал 97 кластеров, упомянутых выше, с повреждениями, наносимыми глаукомой.

Что эти исследования значат для людей с глаукомой

Соавтор статьи, профессор Мельбурнского университета Алиса Пебай, говорит, что изучение глаукомы в клетках сетчатки позволило создать контекстно-специфический профиль заболевания.

«Мы хотели увидеть, как глаукома действует именно в клетках сетчатки, а не в образце крови, например, чтобы определить ключевые генетические механизмы, на которые следует направить внимание», — сказала Пебай.

«В равной степени нам необходимо знать, какие генетические вариации относятся к здоровым и нормальным, чтобы мы могли исключить их из лечения».

Для улучшения понимания сложных состояний, таких как глаукома, исследователи отметили, что важно создать профиль заболевания, который способствует пониманию причин, рисков и фундаментальных механизмов заболеваний. Кроме того, генетические исследования имеют решающее значение для разработки лекарств и доклинических испытаний, поскольку они помогают создать полноценные человеческие модели заболеваний.

Профессор Университета Тасмании и третий соавтор статьи Алекс Хьюитт сказал, что результаты этого исследования создают основу для будущих исследований и создания новых методов лечения глаукомы.

«Учёные могут не только разрабатывать более индивидуальные препараты, но и потенциально использовать модели стволовых клеток для тестирования сотен препаратов в доклинических испытаниях», — сказал Хьюитт.

«Этот метод также может быть использован для персонализированной оценки эффективности лекарств, чтобы определить, будет ли лечение глаукомы эффективным для конкретного пациента».