3D-принт шиповидного белка SARS-CoV-2 — вируса, вызывающего COVID-19 — перед 3D-принтом частицы вируса SARS-CoV-2. Фото: Courtesy of NIAID/RML

Т-клетки при простуде обеспечивают перекрёстную защиту от COVID-19, показало исследование

Контакт с вирусом SARS-CoV-2 не всегда приводит к заражению благодаря Т-клеткам
Автор: 14.01.2022 Обновлено: 14.01.2022 16:22
Тип клеток, вырабатываемых организмом против вируса обычной простуды, обеспечивает перекрёстную защиту людей от заражения вирусом SARS-CoV-2, вызывающим COVID-19, говорится в исследовании.

Т-клетки защищают от тяжёлой формы COVID-19, а предыдущие исследования показали, что выздоровление после обычной простуды может обеспечить определённый уровень защиты от COVID-19.

В новом исследовании учёные из Имперского колледжа Лондона обнаружили, что наличие Т-клеток может предотвратить заражение вирусом SARS-CoV-2.

Учёные проанализировали 52 контакта с больными COVID-19, чтобы точно определить, когда они впервые заразились, и определили, что у людей с отрицательным тестом на COVID-19 уровень перекрёстно-реактивных Т-клеток был выше. Они также брали образцы крови у участников в течение 6 дней после заражения.

«Контакт с вирусом SARS-CoV-2 не всегда приводит к заражению, и мы хотели понять, почему. Мы обнаружили, что высокий уровень уже существующих Т-клеток, созданных организмом при заражении другими коронавирусами SARS, такими как обычная простуда, может защитить от COVID-19», — сказала в своём заявлении врач Риа Кунду, ведущий автор исследования, сотрудник Национального института сердца и лёгких в Лондоне.

Профессор Аджит Лалвани, другой автор, сказал, что исследование «предоставляет самые чёткие на сегодняшний день доказательства того, что Т-клетки, индуцированные коронавирусами простуды, играют защитную роль против инфекции SARS-CoV-2», добавив, что «эти Т-клетки обеспечивают защиту, атакуя белки внутри вируса, а не белок-шип на его поверхности».

Это открытие может помочь учёным разработать новую версию вакцины COVID-19, считают исследователи.

«Белок-шип находится под сильным иммунным давлением со стороны антител, индуцированных вакциной, что приводит к эволюции мутантов, избегающих вакцины. В отличие от этого, внутренние белки, на которые нацелены защитные Т-клетки, идентифицированные нами, мутируют гораздо меньше. Следовательно, они высоко консервативны между различными вариантами SARS-CoV-2, включая “Омикрон“, — сказал Лалвани. — Новые вакцины, включающие эти консервативные внутренние белки, будут вызывать широкую реакцию Т-клеток, которая защитит от нынешних и будущих вариантов SARS-CoV-2».

При этом учёные призвали людей сделать прививку от COVID-19, вместо того чтобы полагаться на защиту от перекрёстно реагирующих Т-клеток.

Имеющиеся вакцины оказались менее эффективными против штамма «Омикрон», в том числе против тяжёлых заболеваний. Хотя бустерные прививки восстанавливают часть утраченной защиты, первые данные свидетельствуют, что после введения вакцины её эффективность против инфекции быстро снижается. Сохраняется ли эффективность бустеров более длительное время, пока неизвестно.

К минусам исследования относится небольшое количество участников и то, что 88% из них были белыми.

Доктор Саймон Кларк, доцент кафедры клеточной микробиологии Университета Рединга, который не принимал участия в исследовании, сказал, что люди, перенёсшие простуду, не должны считать, что они защищены от SARS-CoV-2, поскольку многие простудные заболевания не вызываются коронавирусами, и необходимы дальнейшие исследования по этому вопросу.

«Хотя это относительно небольшое исследование, оно расширяет наше понимание того, как наша иммунная система борется с вирусом, и показывает, что будущие вакцины могут выиграть, если будут нацелены на компоненты в дополнение к белку-шипу», — добавил он.

Закари Стибер освещает новости США и пандемию COVID-19.