Традиционные китайские травы помогают смягчить побочные эффекты лечения рака: исследование

Смесь экстрактов корней двух трав уже используется в Китае для лечения раковых опухолей
The Epoch Times17.08.2022 Обновлено: 17.08.2022 16:10
Онкологические больные, страдающие от побочных эффектов лучевой терапии, могут получить облегчение благодаря тому, что исследователи из Университета Аделаиды обнаружили, что комбинация традиционных китайских трав уменьшает выраженность вызванного радиацией желудочно-кишечного мукозита.

ЖКМ может вызывать воспаление, боли и вздутие живота, язвы, диарею, а также тошноту и рвоту. В настоящее время не существует эффективного лечения этого состояния, но учёные описали потенциальные преимущества трав кушень и байтулин для тех, у кого ЖКМ возник после радиотерапии, проводимой для лечения рака желудка, брюшной полости и таза.

«Хотя этот метод был протестирован только на крысах, результаты этого исследования чрезвычайно позитивны, поскольку они показывают, что мы можем предложить лечение людям, страдающим от мукозита в результате лечения рака», — сказал автор исследования, профессор Дэвид Л. Адельсон из Школы биологических наук Университета Аделаиды, и директор австралийско-китайского центра молекулярной традиционной китайской медицины «Чжэндун».

«Это чрезвычайно важно, поскольку мукозит ограничивает объём терапии, которую могут получить больные раком, и существенно влияет на качество их жизни».

Исследование, одобренное Институциональным комитетом по этике животных и опубликованное в рецензируемом журнале «Новые возможности в онкологии», включало облучение брюшной полости крыс.

Половина крыс получала «составные инъекции травы кушень» (CKI) — жидкую формулу кушеня и байтулина, а другой половине давали контрольное вещество.

«Исследование показало, что у крыс, получавших CKI в брюшную полость, уменьшилась выраженность симптомов ЖКМ по сравнению с крысами, получавшими контрольное вещество, — сказал Адельсон. — Эти результаты основываются на предыдущих наших исследованиях, которые показали, что CKI оказывает значительное влияние на экспрессию генов в клеточных линиях, включая гены, регулирующие воспаление».

Китайская трава кушень. Фото: Freer/Adobe Stock

Предыдущие исследования CKI в Университете Аделаиды

CKI уже некоторое время используется в Китае для лечения раковых опухолей, в основном в качестве дополнения к химиотерапии, но до 2016 года его действие не изучалось.

В опубликованном в том же году исследовании Университета Аделаиды, также проведённом под руководством Адельсона, было описано молекулярное действие этой комбинации трав.

Адельсон тогда сказал, что большинство методов традиционной китайской медицины (ТКМ) основаны на сотнях, а иногда и тысячах лет опыта, с большим количеством доказательств, демонстрирующих терапевтические преимущества, но без современного научного понимания того, как они работают.

«Если бы мы разобрали и проверили компоненты многих традиционных китайских лекарств, мы бы обнаружили, что отдельные соединения сами по себе не обладают большой активностью. Именно комбинация соединений может быть эффективной и потенциально означает мало побочных эффектов», — сказал он.

«Это одно из первых исследований, в котором показан молекулярный принцип действия сложной смеси растительных соединений — в данном случае экстрактов корней двух лекарственных трав, кушеня и байтулина, с применением так называемого системно-биологического подхода».

«Это способ анализа сложных биологических систем, который пытается учесть все измеряемые аспекты системы, а не сосредоточивается на одной переменной», — добавил он.

Фото профессора Дэвида Л. Адельсона из Школы биологических наук Университета Аделаиды. (Предоставлено Университетом Аделаиды)

Исследователи использовали передовые технологии секвенирования для выявления генов и биологических путей, на которые направлено действие CKI при его применении к клеткам рака молочной железы в лабораторных условиях.

Адельсон сказал, что исследование показало, что CKI воздействует на те же пути, что и химиотерапия, но действует на другие гены в этих путях.

«Эти гены регулируют клеточный цикл деления и смерти, и, похоже, что CKI изменяет способ регуляции клеточного цикла, чтобы подтолкнуть раковые клетки по пути клеточной смерти, тем самым убивая их».

В связи с публикацией данных о том, что CKI смягчает побочные эффекты радиотерапии у крыс, представитель Университета Аделаиды сообщил изданию The Epoch Times, что пока нет твёрдых планов по проведению испытаний на людях.