Ожирение становится всё более серьёзной глобальной проблемой.  Фото: Shutterstock  | Epoch Times Россия
Ожирение становится всё более серьёзной глобальной проблемой. Фото: Shutterstock

Учёные открыли новые способы снижения веса

Исследование показало, что отсутствие обоняния эффективно помогает похудеть
Автор: 13.06.2022 Обновлено: 13.06.2022 11:22
Ожирение становится всё более серьёзной глобальной проблемой. Данные показывают, что с 1975 года число людей с ожирением во всём мире увеличилось в два раза и продолжает расти. Исследователи во всём мире пытаются найти способы снижения веса.

В последнее время были достигнуты определённые успехи в том, как уменьшить количество принимаемой пищи и ускорить расщепление жира.

По данным Всемирного демографического обзора, в 2022 году число людей с ожирением в мире составит около 2,1 млрд человек, примерно 30% населения планеты, и это число продолжает расти. В качестве показателя в отчёте используется индекс массы тела (ИМТ). Индекс массы тела более 30 считается ожирением, а нормальный ИМТ составляет от 18,5 до 25.

Ожирение не только влияет на качество жизни человека, но и повышает риск развития диабета, сердечных заболеваний и некоторых видов рака. У беременных женщин, страдающих ожирением, могут развиться осложнения, которые могут привести к проблемам со здоровьем как матери, так и ребёнка.

Способы снижения количества принимаемой пищи

Исследовательская группа под руководством Гонконгского баптистского университета (HKBU) считает, что наиболее эффективный способ борьбы с ожирением — снижение количества принимаемой пищи.

Исследователи обнаружили, что, подавляя гидролитическую протеазу под названием MT1-MMP, можно повысить чувство сытости и помочь людям есть меньше и сбросить вес.

Согласно пресс-релизу HKBU от 30 мая этого года, гидролитическая протеаза MT1-MMP подавляет сигнал организма о сытости, заставляя людей есть больше; а снижение количества MT1-MMP в нейронах поможет людям есть меньше.

Команда использовала для эксперимента две группы мышей. В первую группу вошли мыши с отсутствием МТ1-ММП в нейронах насыщения, а контрольную группу — нормальные особи. Обе группы мышей были на диете с высоким содержанием жиров.

Учёные обнаружили, что через 16 недель первая группа мышей съедала на 10% меньше и набирала на 50% меньше веса, чем контрольная группа; уровень глюкозы и инсулина также был ниже, чем в контрольной группе.

Полученные результаты позволяют предположить, что отсутствие МТ1-ММП предотвратило ожирение мышей, принимающих пищу с высоким содержанием жира.

Исследование показало, что активность МТ1-ММП была повышена в областях мозга, вовлечённых в управление аппетитом и весом у мышей с ожирением, что может быть одним из факторов увеличения массы тела. Поэтому исследователи использовали фармакологический подход для подавления активности МТ1-ММП in vivo с помощью специфических нейтрализующих антител.

Впоследствии они обнаружили значительное улучшение метаболических параметров, в том числе приёма пищи, толерантности к глюкозе и массы тела у мышей с ожирением.

Исследователи пришли к выводу, что MT1-MMP может стать потенциальной терапевтической мишенью в разработке инновационных препаратов для лечения ожирения.

Результаты исследования опубликованы в ведущем международном журнале Nature Metabolism.

Снижение обоняния ускоряет сжигание жира

Другое исследование, опубликованное в журнале Nature Metabolism в июле 2017 года, обнаружило интересную взаимосвязь между обонянием и сжиганием жира.

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что у крыс с плохим обонянием калории сжигались гораздо быстрее, чем у крыс с хорошим обонянием.

Исследователи нейтрализовали обонятельные нейроны одной мыши и использовали двух нормальных мышей в качестве контрольной группы. Этих трёх мышей каждый день кормили пищей с высоким содержанием жира. Через некоторое время две нормальные мыши ожирели, а мышь, потерявшая обоняние, похудела на 16%.

Сначала исследователи подумали, что это могло быть вызвано снижением аппетита после ослабления обоняния у мыши. Однако дальнейший анализ показал, что мышь в испытуемой группе и две мыши в контрольной группе принимали практически одинаковое количество пищи.

У мыши, потерявшей обоняние, вес снизился благодаря уменьшению жира.

Исследователи обнаружили, что у мышей с отсутствием обоняния активно сжигались отложения бурого жира, при этом белый жир замещался бурым и начинал сгорать. Они считают, что отсутствие обоняния заставило мышь активизировать процесс сжигания жира.

Исследование о человеческом обонянии и потере веса

Исследование, опубликованное в 2020 году в журнале Obesity Facts, также показало связь между обонянием человека и потерей веса.

Участники экспериментальной группы носили назальную пробку (мягкую силиконовую вставку) в течение 5-12 часов в день, в то время как участники контрольной группы ежедневно закапывали по две капли физраствора в каждую ноздрю. Все 65 участников в обеих группах сократили количество калорий на 500 в день без изменения повседневной деятельности, а затем раз в две недели проходили тестирование веса, крови, предпочтений в еде, чувствительности к запахам.

Результаты показали, что через 12 недель у членов группы, использующих пробку, снизилась чувствительность к запахам и значительно снизился уровень инсулина, в то время как в контрольной группе изменений не произошло.

Что касается массы тела, то участники в обеих группах похудели, но группа с устройством потеряла больше (около 7,7%), чем контрольная группа (около 4,1%). Кроме того, тяга к сахару, подслащённым напиткам и искусственным подсластителям значительно снизилась в группе, применявшей назальные пробки.

Исследователи сделали вывод, что использование нового устройства в виде назальной пробки может уменьшить обоняние, улучшить чувствительность к инсулину, снизить массу тела и уменьшить тягу к сладкому у взрослых в возрасте до 50 лет.

Александр Иванов — обозреватель The Epoch Times, специализирующийся на медицинской тематике и материалах о здоровье.