Врачи научились обманывать организм пациента

Врачам удалось добиться революционных изменений в лечении с помощью простых психологических приёмов.
Автор: 02.11.2022 Обновлено: 02.11.2022 14:53

Маретт Флис, улыбчивая и кудрявая девушка из Миннеаполиса, особенно любила играть на трубе. Однако в 11 лет что-то пошло не так — её иммунная система начала повреждать ткани тела. «Врач не хотел, чтобы я продолжала играть, он сказал: «Это плохо для твоих лёгких, почему ты до сих пор играешь на трубе?» А я сказала: «Потому что я хочу. Я люблю музыку», — рассказала Флисо о том времени, когда у неё диагностировали волчанку — хроническое аутоиммунное заболевание [1] .

Врачи сначала пытались давать ей стероиды, чтобы купировать воспалительные процессы в организме, но они не помогали. В возрасте 13 лет Флис уже принимала различные лекарства, которые приводили к серьёзным побочным эффектам: её лицо опухало, волосы были в беспорядке, она страдала от сильных головных болей, а из-за нарушения способности её крови к свёртыванию она также страдала от сильного кровотечения.

Не имея выбора, врачи вынуждены были раз в месяц вводить ей цитоксан (также известный как циклофосфамид) — сильнодействующее лекарство, используемое у онкологических больных в качестве химиотерапии и у больных с аутоиммунными заболеваниями, подобных тому, что было у Флис, для подавления иммунной системы в попытке предотвратить его разрушительное влияние на тело. Врачи знали, что препарат имеет серьёзные побочные эффекты, наносящие вред почкам и печени, но у них не было другого выбора [2] .

Шаттерсток

Шаттерсток

Доктор Карен Олнесс, педиатр и психолог, сопровождавшая Флис в те трудные годы, начала опасаться, что если волчанка не разрушит организм девочки, то это сделает цитоксан. Определённая надежда появилась, когда Линда, мать Флис, прочитала об исследовании, опубликованном в журнале Science годом ранее, демонстрирующее, как с помощью силы мысли можно уменьшить дозу цитоксана и по-прежнему победить волчанку, однако исследование было продемонстрировано только на мышах и никогда не проводилось на людях [3] .

Когда Линда представила исследование доктору Оленсу, доктор поспешила позвонить профессору Роберту Адеру, психологу из Медицинского центра Университета Рочестера в Нью-Йорке, который проводил этиисследования на мышах. Профессор Адер узнал от доктора Оленса, что состояние девочки тяжёлое, и что врачи уже не знают, как ей помочь. Поразмыслив, он пришёл к выводу, что лечение, которое помогло его мышам, может помочь и девочке. На срочном заседании этического комитета было одобрено осуществить этот необычный эксперимент на людях, и уже на следующее утро доктор Оланс и профессор Адер приступили к повторению эксперимента на Флис.

Идея революционного лечения связана с хорошо известным психологическим процессом — условным рефкексом, и основана на исследованиях, проведённых русским физиологом Иваном Павловым в конце 19 века. Павлов заметил, что, когда он приходил кормить своих собак, ещё до того, как он давал им еду, у них уже начиналась слюноотделение, то есть они связывали сам приход Павлова с едой, которую должны получить.

Вслед за этим Павлов захотел проверить, может ли звон колокола вызвать у них подобную реакцию. Каждый раз, когда он давал еду собакам, он также звонил в колокольчик, что заставляло собак ассоциировать звук колокольчика с приближающейся едой. На следующем этапе эксперимента Павлов обнаружил, что достаточно позвонить в колокольчик, чтобы собаки начали пускать слюни в предвкушении приближающейся трапезы [4].

Врачи хотели сделать то же самое и с Флис — связать введение препарата с ощущением, которое бы запечатлелось в памяти девочки настолько значимо, что в следующий раз, когда она подвергнется такому же ощущению, её тело отреагирует точно так же, как раньше оно реагировало на препарат. То есть, это ощущение напомнит телу Флис подавить свою иммунную систему, точно так же, как звук колокольчика вызывал у собак ракцию слюноотделения.

Эксперимент работал так: раз в месяц, пока врач вводил Флис в ногу цитоксан, мать девочки давала ей рыбий жир — вещество с особенно сильным вкусом. Чтобы усилить переживания на этих критических этапах эксперимента, доктор Оленс попросила Флис вдохнуть духи с сильным запахом розы и даже позаботилась о том, чтобы распространить их по комнате. Весь этот сложный процесс повторялся три месяца подряд, чтобы Флис научилась ассоциировать лекарство с ощушением.

Результаты не заставили себя долго ждать. После трёхмесячного испытания Флис продолжала принимать рыбий жир каждый месяц, вдыхая аромат розы, но вместо того, чтобы принимать лекарство, раз в месяц, дозу снизили до одного раза в три месяца. Сенсорные и психологические переживания заставили тело Флис поверить, что оно получило лекарство, даже если на самом деле его не было, и подавить болезнь.

После года экспериментов её организму удалось ослабить аутоиммунное заболевание, и Флис удалось постепенно восстановиться. Через 15 месяцев больше не было необходимости ни в лекарстве, ни в рыбьем жире. С этого этапа было достаточно более лёгких препаратов, которые она продолжала принимать.

Как это случилось? Откуда тело знало, как подавить болезнь самостоятельно? И работает ли это при других заболеваниях?

 Опасно для жизни

Барбара Новак, геолог из Германии, в молодости также страдала волчанкой и вылечилась от неё. Но волчанка привела к тому, что в 19 лет её почки были повреждены и перестали функционировать.

В течение многих лет Новак нуждалась в диализе — ей приходилось сидеть в больнице три раза в неделю по несколько часов прикованной к аппарату с большими иглами, воткнутыми в руку. Донорская почка, которую она получила в 1998 году, значительно улучшила её жизнь и даже позволила ей вернуться и проводить геологические исследования по всей Европе.

Проблема была в том, что с тех пор она стала зависима от препаратов, подавляющих иммунную систему. С одной стороны, препараты гарантировали, что иммунная система не будет атаковать и отвергать чужеродный орган в её организме — пересаженную почку [5] . С другой стороны, препараты наносили вред трансплантированной почке.

Предыдущая почка Новак прослужила 13 лет, и Новак надеется, что почка, пересаженная ей позже, сможет прослужить дольше. По этой причине она присоединилась к специальному исследованию, проводимому в Университете Дуйсбург-Эссен в Германии. Исследователи попытались проверить, смогут ли они повысить эффективность препаратов, подавляющих иммунную систему, с помощью условного рефлекса, таким образом, уменьшить количество лекарств, принимаемых Новак в будущем.

Для этого исследователи использовали уникальный напиток ярко-зелёного цвета с сильным вкусом, сочетающим клубнику и лаванду. Странный напиток был разработан, чтобы выполнять роль рыбьего жира и аромата роз в лечении, которое получила Флис.

Исследование длилось около недели, в течение которой Новак и другие 29 человек, также реципиенты почечного трансплантата, продолжали принимать свои обычные лекарства два раза в день. В первые три дня эксперимента участники опыта знакомились с условиями. Они принимали обычные лекарства и пили ту зеленоватую жидкость, чтобы создать в памяти связь между лекарством и напитком. После этого участникам опыта давали два дня отдыха, чтобы «переварить» новую информацию и усвоить её [6] .

В последней части эксперимента, когда опыт с зеленоватой жидкостью был глубоко усвоен участниками эксперимента, исследователи хотели увидеть, смогла ли жидкость воздействовать на их иммунную систему так же, как сами лекарства. Поэтому участники должны были пить эту жидкость четыре раза в день — дважды вместе с лечебным коктейлем, которые они принимали утром и вечером, и ещё дважды в течение дня, когда вместо лекарственного коктейля они принимали вместе с напитком таблетку плацебо. То есть «лекарство», не содержащее никакого лечебного компонента, и участники эксперимента даже знали, что это всего лишь плацебо.

«Мы не хотели подвергать риску этих реципиентов почечных трансплантатов, поэтому мы не изменили их ежедневный режим приёма лекарств, но мы внедрили процесс обучения «условным рефлексам». А через несколько дней после начала эксперимента мы попросили их принимать ещё две порции напитка вместе с плацебо, чтобы проверить, работает ли условный рефкекс», — заключает профессор Манфред Шадловски, психолог из Института психологической медицины Университета Дуйсбург — Эссен, старший партнёр исследования.

Проф. Манфред Шадловский, Институт психологической медицины Университета Дуйсбург — Эссен

Проф. Манфред Шадловский, Институт психологической медицины Университета Дуйсбург — Эссен

В первый и последний день эксперимента исследователи также взяли образцы крови у участников эксперимента, чтобы узнать о состоянии иммунной системы в течение дня. «В конце концов, мы увидели, что процесс обучения «условным рефлексам» работал и производил дополнительное подавление иммунитета [помимо эффектов обычных лекарств] — различные иммунные клетки, такие как Т-клетки и цитокины, подавлялись под влиянием этого процесса».

Профессор Шадловский не новичок в этой области исследований. Он познакомился с этой темой во время работы над докторской диссертацией в 1990-х годах в Австралии. С тех пор он изучает, как такой условный рефкекс может повлиять на наши лечебные процессы.

«Мы начали с животных, в основном с крыс. Сначала мы пытались лучше понять эти явления, а на следующем этапе мы начали изучать механизмы, стоящие за всем этим, например, механизмы в мозгу — как на самом деле получается, что имунная реакция усваивается. На следующем этапе мы проверили, происходит ли это и у людей. Мы начали первые эксперименты со здоровыми людьми, затем перешли к экспериментам с пациентами. А с ними всё гораздо сложнее — когда мы уменьшаем дозу их лекарств, мы можем подвергнуть их жизнь опасности».

Природа условных рефлексов

Иван Павлов, отец классического обусловливания, получил Нобелевскую премию в 1904 году за свои исследования в области физиологии пищеварительной системы. Узнав об эффектах условных рефлексов, он вместе со своими партнёрами по исследованиям в Санкт-Петербурге продолжил изучать, как эти открытия можно применить в фармацевтическом контексте. В 1926 г. Сергей Метальников опубликовал исследование, в котором применял к полёвкам метод условных рефлексов, который помог повысить активность их иммунной системы [7].

На этапе обучения Метальников каждый день вводил им ослабленные или даже убитые бактерии, чтобы стимулировать их иммунную систему. В то же время он нагревал кожу полёвок на ограниченном участке тела, чтобы создать условный рефлекс между нагревом и иммунной реакцией.

После нескольких дней отдыха, позволивших иммунной системе полёвок вернуться к нормальному уровню активности и усвоить условный рефлекс, Метальников нагрел кожу полёвок, а затем ввёл им смертельные бактерии холеры. Большинство полёвок, прошедших процесс обучения и перенявших условный рефлекс, смогли создать повышенную рекцию иммунной системы и победить холеру. Это контрастировало с полёвками в контрольных группах, которые вообще не обучались условному рефлексу или обучались ему, но не подвергались повторному нагреву кожи [8].

Когда профессор Роберт Адер, лечивший молодую Флис, также обратился к этой области исследований в 1970-х годах, он не знал об исследованиях в этой области, проведённых Павловым и его сотрудниками в начале 20 века, поскольку они не публиковали свои результаты на английском языке. Так что фактически ему пришлось «изобретать велосипед». Он опубликовал своё исследование по лечению мышиной волчанки в 1982 году.

Ещё один значительный прорыв был достигнут в те годы профессором Дэвидом Фелтеном из Медицинской школы Университета Индианы. Профессор Фелтен хотел узнать, как мысли и воспоминания могут оказывать глубокое влияние на функционирование иммунной системы. В исследовании, которое он опубликовал в 1981 году, он исследовал с помощью флуоресцентного микроскопа тела четырёх разных видов мышей и смог найти нервные клетки, которые передают сообщения непосредственно в селезёнку и вилочковую железу, играющие важную роль в иммунной системе [9].

Позже он стал другом профессора Адера, и вместе с профессором Коэном из Рочестерского университета, который работал с профессором Адером на мышах с волчанкой, они основали в начале 1980-х годов область «психонейроиммунологии», в которой исследуются тесные связи между нашим психическим состоянием функционирования иммунной системы и разветвлёнными механизмами, обеспечивающими этот тип связи.

Как именно организму удаётся дать отпор болезни, применяя только условный рефлекс? — спрашиваю проф. Шадловского.

Профессор отвечает:

«На данный момент мы знаем только, как иммунная реакция передаётся от головного мозга к клеткам иммунной системы. Выявлены две области мозга, играющие доминирующую роль: первая — миндалевидное тело (участвующее в процессах эмоционального контроля и создания эмоциональных воспоминаний, примечание автора), а второй — островковая доля (участвующая в процессах уравновешивания организма и создания эмоциональных переживаний). Мы видели на животных, что, если мы блокируем функцию этих областей мозга, мы также можем блокировать эти усвоенные иммунные реакции».

«По крайней мере, в случае животных мы уже знаем, что сообщения от мозга к иммунной системе передаются через нейронные связи между мозгом и лимфатической системой (она играет важную роль в иммунной системе, примечание автора). Есть очень хорошая исследовательская группа из Хайфы, возглавляемая профессором Асией Роллс, которая недавно опубликовала прекрасную статью, показывающую двустороннюю связь между мозгом и иммунной системой. Они увидели, что когда у крыс возникает иммунная реакция в ответ на воспаление толстой кишки, активируются области мозга, особенно островковая доля [10] [11] ».

«В статье они показали, что после выздоровления мышей от этих болезней, если они потом снова активируют нейроны в островковой доле, животные снова заболеют колитом. То есть памяти о болезни достаточно, чтобы вновь разжечь воспаление. Это очень похоже на то, что мы показали в наших моделях «условных рефлексов», только они активировали клетки болезни, а мы активируем клетки иммунной реакции».

Шаттерсток

Шаттерсток

Будущее без лекарств?

Исследования показывают, что методы «условного рефлекса», подобные предложенным профессором Шадловским, могут воздействовать не только на иммунную систему. Группа исследователей из Северной Каролины в США изучила, могут ли такие методы уменьшить количество лекарств, принимаемых детьми, страдающими проблемами внимания и концентрации.

В исследовании приняли участие 70 детей в возрасте от 6 до 12 лет, которые обычно принимают препарат Adderall — распространённый в США препарат для лечения СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Дети были случайным образом разделены на три группы: в «экспериментальной группе» в первый месяц дети принимали оптимальное для них количество препарата и дополнително таблетки Плацебо (для выработки условного рефлекса).

На втором месяце эксперимента они уменьшили количество Аддерола вдвое, но продолжали получать тоже количество таблеток плацебо. Во второй группе, «контрольной», участники принимали оптимальное для них количество аддерола на протяжении всех двух месяцев эксперимента, а в третьей группе, «группе сравнения», участники принимали в первый месяц оптимальное количество, в то время как во второй месяц только половину от него, без сопутствующей ему таблетки плацебо [12] .

Результаты, представленные экспериментом, были значительными. Среди контрольной группы, принимавшей оптимальное количество аддерола, симптомы СДВГ, как и понятно, не возвращались на протяжении всего эксперимента, в то время как, среди третьей группы, принимавшей уменьшенное количество на втором месяце эксперимента, симптомы СДВГ постепенно вернулись.

В экспериментальной группе, которая уменьшила количество препарата до половины оптимального количества и также прошла опыт с «условным рефлексом», симптомы СДВГ почти не появились. Половина дозы препарата вместе с таблетками плацебо сделали своё дело.

Ещё одна область, в которой наблюдаются прорывы с помощью «условного рефлекса» — это лечение боли, особенно хронической боли. «Мы только начинаем исследования на животных и с различными типами обезболивающих, включая опиоиды и противовоспалительные обезболивающие. Этот проект начался всего несколько недель назад с первыми животными, и мы всё ещё собираем данные», — говорит профессор Ли Шадловски.

Наряду с исследованиями Шадловского, в последние годы были сделаны выдающиеся открытия в области лечения хронических болей и их связи с нашим мозгом. Доктор Павел Гольдштейн, глава лаборатории боли в Университете Хайфы, рассказал в интервью, как недавние исследования показывают, что когда кто-то испытывает хроническую боль в спине или другом месте, на самом деле боль возникает из-за его мыслей, а не из-за физиологических причин.

Такая ситуация часто бывает после травмы, от которой больной оправился, но в его сознании всё ещё присутствует страх, что участок тела ещё не полностью зажил. В результате, когда больной начинает опасаться, что он делает неправильное движение рукой, например, даже если у него ничего нет — мозг посылает ему сообщения об опасности. Сообщения превращаются в настоящую боль, которую испытывает этот человек.

Следуя этому пониманию, группа исследователей из Израиля и США разработала эффективное лечение под названием Терапия повторной обработки боли (Pain Reprocessing Therapy или PRT), которое позволяет с помощью психотерапии научить мозг пациента тому, что боль не опасна, тем самым уменьшить и даже устранить боль совсем. В данном случае это делается без использования «условного рефлекса», связанного с лекарством или плацебо [13] .

Есть ли исследователи, которые использовали метод «условного рефлекса» в случаях раковых опухолей? — спрашиваю проф. Шадловского.

«Есть исследования, которые ясно показывают, что такой процесс обучения может уменьшить рост опухоли головного мозга. Это имеет место в экспериментах, проведённых с животными, но они ещё не проводились с людьми», отвечает проф. Шадловский.

«Это увлекательная область для нас. Мы пытаемся шаг за шагом разработать модели, которые будут проверять, может ли этот метод помочь уменьшить рост опухоли и рост метастазов. С клинической точки зрения и клинических применений это очень многообещающая область, потому что химиотерапия имеет так много вредных побочных эффектов».

«Однако перенести эти модели на человеческую модель всегда сложно, потому что здесь задействована генетическая сложность. У реципиентов трансплантатов органов, а также у онкологических больных мы должны быть уверены, что этот процесс обучения работает, иначе не оправдано уменьшать количество лекарства в опасной для жизни ситуации. В этом более или менее заключается клиническая проблема, с которой мы сталкиваемся сейчас».

А как насчёт психических заболеваний, таких как депрессия?

«Пока это проблематично. Многие современные лекарства против депрессии и вообще против психических заболеваний, таких как шизофрения, на самом деле не работают. Я имею в виду, что они работают, но не лучше, чем плацебо. Вот почему я говорю, что если в ближайшие годы на рынке появятся действительно эффективные препараты, которые действительно будут успешно лечить депрессию, мы также можем включить эту тему в один из этих обучающих процессов. То есть сделать аналогичные условия и в таких случаях».

Как вы думаете, есть ли определённый сценарий, когда эти техники по выработке условных рефлексов полностью заменят лекарства?

«Как отвественный учёный, я думаю, что нет. При использовании этих процессов обучения вам нужно хотя бы небольшое количество препарата, что позволит реконсолидировать воспоминания, чтобы предотвратить отключение процессов обучения. За последние 15 лет мы показали, что это снижение можно предотвратить добавлением небольших количеств лекарственных веществ. В некоторых случаях даже пяти-десяти процентов лекарственного вещества будет достаточно, чтобы мозг сохранил память, и выученная лекарственная реакция снова усилилась».

«Ещё один вопрос, который мы сейчас пытаемся понять, заключается в том, есть ли лекарства, к которым нельзя применить технику по выработке условных рефлексов. Очевидно, они тоже есть».

«Видение, которое стоит у меня перед глазами, заключается в том, что когда мы сможем сделать эти процессы обучения действительно значимыми и применить их на клиническом уровне, мы действительно сможем перезапустить процессы самовосстановления организма».

Каким вы видите будущее исследований, когда речь идёт о связи между мышлением и прогрессом в медицине?

«Мы добились большого прогресса. Когда я начал свою карьеру много лет назад в медицинской школе в Ганновере, я стучал в двери многих известных иммунологов, рассказывал о себе и своих идеях относительно таких методов. Один из ответов, которые я получил, был: «Если вы хотите сделать что-то подобное, вы должны быть художником (артистом), эти вещи не имеют ничего общего с наукой». Так что, по крайней мере, с тех пор всё полностью изменилось. Теперь о связях между душой, телом и физиологическими системами, и особенно иммунной системой, уже можно найти в учебниках для студентов-медиков, биологов и психологов. Они с первых лет узнают, что эти связи очень тесные».

«Но этого ещё недостаточно. Если мы подумаем, например, о реакциях на плацебо, мы увидим, что степень эффекта плацебо также зависит от предыдущего опыта и ожиданий пациента относительно эффекта лечения. Например, то, как врач общается с пациентом, влияет на ожидания пациента, а иногда это оказывает влияние на эффективность медикаментозного лечения. Для меня это увлекательный практический пример очень прочной связи между душой и телом».

«На данный момент мы понимаем эти связи и механизмы только на базовом уровне, как расплывчатую картину. На самом деле одной из самых больших проблем, с которыми учёные столкнутся в ближайшие десять или двадцать лет, — глубокий анализ и понимание этих связей».

Использованная литература:

  1. Мойерс, «Связь разума и тела», 1993 г.
  2. Адер, Олнесс, «Кондиционирование как дополнение к фармакотерапии красной волчанки», J Dev Behav Pediatr, 1992 г.
  3. Адер, Коэн, «Поведенчески обусловленная иммуносупрессия и системная красная волчанка мышей», Наука, 1982 г.
  4. Бен Йехезкель, «Собака Павлова», Институт Дэвидсона, 2009 г.
  5. Маршан, «Вы можете приучить своё тело думать, что это лекарство», Мозаика, 2016 г.
  6. Кирххоф, Петракова, Бринхофф, +7, «Изученные иммуносупрессивные плацебо-ответы у пациентов с трансплантацией почки», PNAS, 2018 г.
  7. Метальников Сергей Иванович. «Роль условных рефлексов в иммунитете». Неизвестный издатель, 1929 г.
  8. Димана Бродвей, «Сергей Метальников — 1920-е годы — введение в концепцию иммунного кондиционирования», Brain Immune, 2009 г.
  9. УИЛЬЯМС, ФЕЛЬТЕН, «Симпатическая иннервация тимуса и селезёнки мышей: сравнительное исследование гистофлуоресценции», Anat Rec, 1981.
  10. Корен, Йифа, Амер, +15, «Нейроны островковой коры кодируют и извлекают специфические иммунные ответы», Cell, 21 ноября.
  11. Рикат Табор, «Может ли наша память создавать раковые опухоли?», Журнал Epoch, 22 января.
  12. Сандлер, Глесн, Бодфиш, «Уменьшение дозы условного плацебо: новое лечение СДВГ?», J Dev Behav Pediatr, 2010 г.
  13. Майя Мизрахи, «Перепрограммирование мозга: как справиться с болью с помощью силы мысли», журнал Epoch, октябрь 2021 г.

 

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА