Взлёт и падение электронных сигарет

Курильщики не бросали курить, и кроме никотиновой зависимости они становились зависимыми и от вейпита
Автор: 27.01.2023 Обновлено: 27.01.2023 14:58
Электронные сигареты (e-cigarettes), более известные как вейпы, похоже, теряют популярность.

После ряда нормативных актов и изъятий рынка Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), сообщений СМИ о негативных последствиях, а также лоббирования законодателей и защитников здоровья, спрос на электронные сигареты упал.

В июле 2022 года FDA запретило продукцию JUUL, популярного бренда для вейпинга, который пользуется популярностью как у курильщиков, так и у некурящих молодых людей и подростков.

Это вызвало неоднозначную реакцию общественности, хотя FDA позже приостановило запрет, его действия нанесли ущерб имиджу JUUL и, вероятно, культуре вейпинга, которую компания когда-то широко представляла.

JUUL была особенно известна благодаря продаже концентрированных никотиновых картриджей для электронных сигарет, которые давали курильщикам хороший заряд никотина и подсаживали неопытных подростков.

На пике своей популярности в 2019 году компания JUUL представляла безумие электронных сигарет, занимая 75% доли рынка электронных сигарет в США.

Однако ужесточение правил и международные запреты JUUL в 2017 и 2018 годах, а также потенциальные судебные иски по поводу ориентации на несовершеннолетних бросили тень на быстрорастущую компанию.

Хотя многие защитники здоровья осуждали JUUL за то, что она «переняла опыт» у BigTobacco, запустив на рынке кампании, привлекающие молодёжь, это были в основном домыслы.

Когда в 2018 году JUUL продала 35% своих акций компании Altria (BigTobacco), хотя она не была, и до сих пор не является, публичной на фондовой бирже, это подтвердило доводы защитников здоровья о том, что JUUL — это ещё одна компания BigTobacco.

С 2021 года поддерживаемая BigTobacco компания VUSE заменила JUUL в качестве лидера на рынке, и теперь JUUL занимает лишь 34,4% американского рынка электронных сигарет.

Упадок JUUL, центрального игрока рынка электронных сигарет, казалось, предвещает падение электронных сигарет.

В июльском докладе, финансируемом Фондом за мир без курения (FSFW), было подсчитано, что «дезинформационный шок» через рекомендации агентств здравоохранения и СМИ в результате заболеваний лёгких, связанных с электронными сигаретами или вейпинга (EVALI), и смертей в 2019–2020 годах снизил спрос на электронные сигареты в США на 24-36%.

Это не только заставило некурящих людей опасаться последствий для здоровья, но и привело некоторых курильщиков к мысли, что вейпинг хуже курения, несмотря на уверения экспертов в области здравоохранения о том, что вейпинг безопаснее курения.

Авторы утверждают, что из-за этой неверной информации к 2070 году будет потеряно 450 тыс. лет жизни из-за того, что курильщики не бросят курить, а перейдут на электронные сигареты.

Исследования вейпинга также отражают небольшой спад, хотя в отчётах о состоянии рынка прогнозируется рост и увеличение доходов рынка электронных сигарет в ближайшие годы с $7 млрд в 2020 году до $40,38 млрд в 2028 году.

В связи с этим возникает вопрос: неужели электронные сигареты пережили свои лучшие времена и уходят в прошлое?

Взлёт и падение электронных сигарет
(Andrey_Popov/Shutterstock)

Курение против вейпинга

Безопаснее ли вейпинг, чем курение?

До появления отчётов EVALI большинство исследований и экспертов в области здравоохранения ответили бы «да». В электронных сигаретах значительно меньше вредных химических веществ, чем в горючих сигаретах, поэтому можно с уверенностью сказать, что они сравнительно безопаснее.

В средней горючей сигарете содержится около 600 химических веществ, а при сгорании образуется более 7 тыс. химических веществ, из которых около 70 являются известными канцерогенами.

Некоторые примеры включают ацетальдегид (используется для производства духов, пластмасс и красителей), ароматические амины (в красках для волос и выхлопах автомобилей), мышьяк, бензол (в бензине), бериллий (токсичный металл), 1,3-бутадиен (опасный газ), кадмий (токсичный металл), хром (металлический элемент), кумен, этиленоксид (в антифризе), формальдегид (консервант и дезинфицирующее средство), никель (металлический элемент), полоний-210 (радиоактивный химический элемент), полициклические ароматические углеводороды (в угле и бензине), нитрозамины, характерные для табака, и винилхлорид.

Эксперты в области здравоохранения утверждают, что электронные сигареты более безопасны, так как содержат меньше химических веществ, которые также менее вредны.

Химические вещества в электронных сигаретах включают никотин, пропиленгликоль, глицерин, ароматизаторы и другие химические вещества. Эти химические вещества в целом считаются безопасными для человека, однако никто не знает, как они влияют на организм при длительном вдыхании.

В некоторых исследованиях также были обнаружены ароматизаторы, такие как диацетил (химическое вещество, связанное с лёгочными заболеваниями), летучие органические соединения (в высоких концентрациях вызывающие опасения для здоровья), а также тяжёлые металлы, такие как никель, олово и свинец, содержащиеся в электронных жидкостях.

Исследования о последствиях электронных сигарет для здоровья также ограничены.

Исследования показали, что использование электронных сигарет связано с повышенным риском развития астмы и хронической обструктивной болезни лёгких. Как и табак, использование электронных сигарет связано с повышением кровяного давления и затвердением артерий, хотя в некоторых отчётах отмечается, что вред для артерий у электронных сигарет меньше, чем у курильщиков.

Продукт для отказа от курения?

Электронные сигареты в настоящее время не одобрены FDA как лечебное средство для отказа от курения, хотя некоторые исследования показали, что курильщики бросили курить, перейдя на электронные сигареты.

Исследования, посвящённые электронным сигаретам как средству для отказа от курения, дали неоднозначные результаты. В последнем обзоре Кокрановских исследований, посвящённом электронным сигаретам, было определено, что существуют умеренно убедительные доказательства того, что эти устройства помогают бросить курить.

Технология может привести к тому, что на 100 курильщиков приходится дополнительно семь человек, бросивших курить.

Более того, некоторые исследования показали, что электронные сигареты могут быть даже более эффективными, чем традиционные средства для отказа от курения, одобренные FDA. Однако исследования, в которых изучалось более широкое население, зачастую не выявили значительного влияния на отказ от курения.

Изобретателем электронных сигарет считается курильщик и фармацевт по имени Хон Лик. Лик разработал электронные сигареты с благородными намерениями улучшить ситуацию с отказом от курения после того, как его отец, который также был заядлым курильщиком, скончался от рака лёгких.

Лик верил, что создание продукта, имитирующего процесс курения, поможет ему бросить курить. С тех пор он стал постоянным пользователем как сигарет, так и вейпов.

Сигареты, которые он впервые разработал, также претерпели изменения в дизайне и назначении, превратившись из инструмента для отказа от курения в нишевое устройство для удовольствия среди бывших курильщиков и молодёжи.

Лик так и не смог бросить курить, и вместо этого стал двойным пользователем, то есть он и курит, и вейпит.

Авторы доклада 2016 года предположили, что споры вокруг вейпов вызваны взаимодействием коммерческих и терапевтических целей, поскольку некоторые люди используют электронные сигареты, чтобы бросить курить, а некоторые — для удовольствия.

Исследование показало, что вейпинг в контексте терапевтических целей увеличивает отказ от курения, но это было сведено на нет в исследованиях, в которых вейпы рассматривались как коммерческий продукт.

Этот вывод был схож с результатами исследований одобренных FDA препаратов для отказа от курения. Когда одобренные препараты доступны по рецепту, они ассоциируются с улучшением отвыкания от курения; эта связь пропадает, когда они становятся доступными в качестве потребительских товаров.

Взлёт и падение электронных сигарет
Продукция Juul в магазине SmokeandGiftShop в Сан-Франциско, Калифорния, 17 октября 2019 года. (JustinSullivan/GettyImages)

Лаборатории JUUL и подростки

JUUL, сокращённо JUUL Labs, был назван iPhone курения. Представленная на рынке как продукт, помогающий курильщикам бросить курить, она вызвала бурю на американском рынке электронных сигарет с момента своего запуска в 2015 году.

Вейпинг-устройство имеет дискретный и непритязательный дизайн, напоминающий USB-флешку. Запатентованный раствор никотиновой соли — вот что сделало JUUL особенным. Эта электронная жидкость имеет самое высокое содержание никотина — 5%.

Большинство никотиновых растворов в электронных соках в то время были растворами свободного никотина. Это делало электронные жидкости щелочными и коррозийными; поэтому производители не могли увеличить содержание никотина без увеличения щёлочности.

Щелочные жидкости для вейпинга вызывают у вейперов боль в горле и кашель, поэтому для предотвращения дискомфорта потенция оставалась на уровне 1-2% никотина.

Однако соли никотина стали альтернативой традиционным свободно основным растворам.

Соединяя кислоту и основание вместе, жидкости на основе никотиновых солей представляли собой нейтральный раствор, который позволял производителям добавлять больше никотина без ущерба для вкусовых ощущений.

Сок для вейпа в капсулах JUUL достигал 5% вникотина, что соответствует среднему содержанию никотина в сигаретах, обеспечивая пользователям большее удовольствие и одновременно повышая риск привыкания.

Жидкости выпускались со вкусами табака «Вирджиния», классического табака, мяты, ментола, прохладного огурца, манго, крем-брюле и фруктов. Мятный и фруктовый вкусы были особенно популярны среди подростков.

Продукт стал хитом среди курильщиков, а также среди подростков и молодых людей. До выпуска JUUL некоторые подростки также курили, но благодаря высокой дозе никотина в JUUL многие подростки и молодые люди подсели на этот продукт и использовали его ежедневно.

Популярность JUUL среди подростков была беспрецедентной; ученики старших классов использовали термин «соковыжималка» как синоним слова «вейпинг». Школьные туалеты были украшены изображениями капсул для электронных сигарет JUUL.

В 2015 году 16% старшеклассников использовали электронные сигареты; это число подскочило до 27,5% в 2019 году, на пике популярности JUUL.

Исследование показало, что в 2017 году продукция JUUL привела к 40-процентному скачку продаж электронных сигарет в США; в том же году в декабре JUUL обогнала компании, поддерживающие BigTobacco, и заняла 29% американского рынка.

На пике популярности JUUL компания занимала 75% американского рынка.

Однако растущая популярность компании также привела к тому, что она столкнулась с растущим общественным вниманием. Её падение произошло из-за того, что компания начала продвигать свой продукт в социальных сетях, привлекая внимание молодёжи.

Чтобы быстро повысить свою известность, компания JUUL организовала вечеринки в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, двух самых влиятельных городах США.

В качестве мероприятия, посвящённого тренду, многие влиятельные и светские персоны были приглашены сделать фотографии во время использования вейпа JUUL. Лучшие фотографии имели шанс появиться на Таймс-сквер.

В течение последующих недель сотни влиятельных людей Нью-Йорка и Лос-Анджелеса также получили бесплатные продукты JUUL.

Социальные сети заполонили фотографии молодых, привлекательных людей с напитками и затяжками Juuls, их фотографии сопровождались хэштегами #Vaporized и #LightsCameraVapor.

В социальных сетях также были наняты влиятельные люди, которые публиковали фотографии, вдыхая JUUL, и ставили хэштег JUUL, изображая продукт как модный, популярный и полный сексуальной привлекательности.

Эта успешная маркетинговая кампания, сделавшая имя JUUL известным в социальных сетях, была одновременно и ударом по общественному имиджу компании.

Многие лоббисты здравоохранения утверждали, что JUUL с самого начала была нацелена на несовершеннолетних. Самым весомым доказательством было то, что JUUL широко рекламировался в социальных сетях — местах, где часто бывают подростки и молодые люди.

Многие штаты также выиграли успешные судебные процессы против JUUL, используя в качестве доказательства маркетинговую кампанию в социальных сетях.

Компания JUUL решительно отрицает, что её продукция предназначена для подростков.

Хотя намерения компании, стоящие за гламурной маркетинговой кампанией, остаются неизвестными, лояльные подростки, которые в течение длительного времени курили сигареты, были восприняты как приговор виновности самой компании.

Лоббисты здравоохранения всегда были обеспокоены тем, как никотиновые вейпы повлияют на здоровье подростков, и их опасения были вполне обоснованными.

Химические вещества, вызывающие привыкание, такие как никотин, очень опасны для подростков. Поскольку их мозг всё ещё развивается в области принятия решений и логику, никотин может препятствовать нейроразвитию, подвергая их повышенному риску зависимости.

Некоторые подростки действительно стали зависимыми и даже перешли на более рискованные наркотики. Некоторые из них начали вдыхать тетрагидроканнабинол (ТГК), психоактивное вещество, содержащееся в марихуане, купив её у дилеров.

Вскоре обнаружились последствия для здоровья.

С мая по июнь 2019 года начали появляться случаи обращения в отделения неотложной помощи из-за электронных сигарет и вейпинга («повреждение лёгких, связанное с использованием электронных сигарет, или вейпинг-продуктов», или EVALI). В сентябре количество случаев достигло пика — более 200 случаев в неделю.

Анекдотические сообщения о подростках, нуждающихся в пересадке лёгких или испытывающих никотиновую зависимость, также начали попадать в заголовки новостей.

Один случай привлёк особое внимание СМИ. 17-летний Адам Хергенредер, который занимался вейпингом полтора года, имел лёгкие, сравнимые с лёгкими «70-летнего старика», сообщает CNN.

Хергенредер начал вейпинг с JUUL, чтобы вписаться в общество, но вскоре пристрастился и перешёл от редких затяжек к одной капсуле (эквивалент одной пачки сигарет) каждый день или полтора дня. Позже он добавил ТГК в свои электронные жидкости, и вскоре у него началась неконтролируемая дрожь. Затем у него началась рвота.

После обращения к нескольким педиатрам, один из врачей, наконец, связал симптомы с употреблением ТГК, однако физический ущерб был нанесён, и Хергенредер больше не сможет играть в школьной спортивной команде.

Семья подала иск против JUUL и местной заправки, которая продала ему сигареты, так как они не проверили его личность. Поскольку Хергенредер был несовершеннолетним, незаконной была бы не только покупка, но и продажа ему вейпов.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) также подтвердили, что от EVALI было 2 807 госпитализаций и 68 смертей. Более 50% этих людей были в возрасте 24 лет и моложе. CDC позже подтвердил, что основной причиной ЭВАЛИ является курение ТГК с использованием некачественных устройств для вейпинга.

Почти 82% случаев госпитализации были связаны с тем, что пользователи курили электронную жидкость, содержащую ТГК. Около 33% также сообщили об исключительном использовании ТГК-содержащих продуктов.

Однако СМИ сделали акцент на историях о пострадавших подростках, которые познакомились с вейпами через JUUL, вместо того, чтобы сосредоточиться на реальности, что большинство этих пострадавших подростков добавляли ТГК в свой режим.

Это нанесло ещё один удар по JUUL, и особенно по электронным сигаретам.

Взлёт и падение электронных сигарет
Вывеска у здания штаб-квартиры Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) в Уайт-Оук, штат Мэриленд, 29 августа 2020 года. (AndrewKelly/Reuters)

Запрет или отсутствие запрета

Тревожные случаи из EVALI послужили толчком к принятию законодательных мер против вейпов, которые бы запретили их использование населением.

Однако СМИ и законодатели были настолько сосредоточены на предотвращении зависимости молодых людей, что многие упустили из виду, что есть и другие потребители вейпов: курильщики.

Многие годы основное обсуждение электронных сигарет сводилось к перетягиванию каната между «профилактикой вейпинга среди молодёжи и потенциалом электронных сигарет для помощи взрослым курильщикам в отказе от курения», — пишут авторы отчёта FSFW.

Однако в настоящее время эта дискуссия поляризована: основные участники разговора сосредоточились на подростках, игнорируя возможные преимущества электронных сигарет при отказе от курения».

В январе 2020 года администрация Трампа запретила популярные ароматы электронных сигарет, включая фруктовые и мятные, чтобы ограничить растущее использование подростками вейп-продукции, разрешив оставить на рынке только ментоловые и табачные ароматы.

Легальный возраст для покупки электронных сигарет также был увеличен с 18 до 21 года.

В то же время различные группы здравоохранения выступали за более строгое регулирование электронных сигарет, а некоторые СМИ ссылались на исследования, согласно которым вейпинг был более опасен, чем курение.

Хотя JUUL не был виновен в большинстве случаев травм лёгких и госпитализаций, его популярность среди подростков нанесла невосполнимый ущерб имиджу бренда.

Группы лоббирования здравоохранения, такие как Американская ассоциация лёгких, использовали JUUL как синоним подросткового вейпинга.

Хотя другие бренды, такие как VUSE — вторая по величине компания по производству электронных сигарет, принадлежащая BritishAmericanTobacco — также были популярны среди подростков, они столкнулись с гораздо меньшей реакцией.

На самом деле, VUSE была первой электронной сигаретой, одобренной FDA, и агентство даже заявило, что этот продукт «подходит для защиты здоровья населения».

23 июня 2022 года FDA, наконец, вынесло вердикт по продукции JUUL и приняло решение запретить её к продаже, поскольку «не было достаточных доказательств» относительно уровня токсичности продукции, а также «недостаточных и противоречивых» данных о генотоксичности и потенциально вредных химических веществах в капсулах с электронной жидкостью компании.

Американская ассоциация лёгких отметила и похвалила FDA за давно назревшее решение, выделив JUUL как ключевую движущую силу вейпинга среди подростков.

Однако Национальный молодёжный опрос по табаку, проведённый FDA в 2021 году, показал, что ведущими продуктами для электронных сигарет сейчас являются PuffBar (26,8%) и Vuse (10,5%), а JUUL составляет всего 6,8% подросткового рынка.

Было также много несогласных с постановлением. Гай Бентли, директор по свободе потребителей в Фонде Разума, был одним из несогласных.

«Запрещая самую эффективную и популярную электронную сигарету на рынке, мы не сомневаемся, что выбор FDA заставит часть нынешних пользователей Juul вернуться к курению, а неизвестное число курильщиков никогда не перейдут на вейпинг», — написал он в ретвите статьи, объявляющей о решении.

Это решение было позже заблокировано апелляционным судом, предоставив JUUL «достаточную возможность» представить другие аргументы по этому вопросу.

5 июля FDA приостановило своё постановление об отказе в маркетинге электронных сигарет Juul, пока оно проводило анализ «научных вопросов», уникальных для заявки компании.

Кампания EVALI и целевые кампании против JUUL и вейпинга не только сократили вейпинг среди подростков. Опасения по поводу здоровья от вейпинга также распространились на демографические группы, которым вейпинг был выгоден, включая курильщиков.

На пике своего успеха 14,9%, около 8,1 млн взрослых, использовали вейпы, а 6,1 млн учащихся старших и средних школ — вейпинг.

Со времён EVALI количество вейпов среди подростков сократилось до 3,6 млн, а спрос на электронные сигареты вообще снизился.

Другие исследования показали, что действия групп здравоохранения и политиков, сосредоточившихся только на подростках, привели к несбалансированному соотношению между пользой и опасностью вейпинга.

«Использование никотиносодержащих электронных или электронных сигарет разделило сообщество по борьбе с табаком по спектру от ярых противников до восторженных сторонников», — пишут авторы отчёта, финансируемого FSFW.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА