Функционально это часто проявляется в виде стискивания зубов в течение дня или ночи. Зубы бессознательно сжимаются с максимальной силой. Когда мы едим, между зубами что-то находится — пища, а это значит, что чаще всего зубы не полностью смыкаются, но при стискивании происходит полный контакт зубов.
Днём зубы никогда не должны быть вместе. Они соприкасаются при глотании, но никогда не должны оставаться или быть прижатыми друг к другу.
«Губы вместе, зубы врозь» — вот мантра.
Скрежетание зубами обычно происходит ночью. Зубы с силой трутся друг о друга, изнашивая эмаль. Обе эти привычки — дополнительная работа для челюстных мышц, которые, как и любые другие мышцы, устают и болят, что может привести к появлению боли, отдающей в лицо.
Зубы с большими реставрациями (пломбами) особенно уязвимы для таких больших нагрузок, и клыки могут сломаться или треснуть. Даже абсолютно здоровые зубы могут микроскопически расколоться пополам под воздействием такой нагрузки. Хотя зуб может казаться целым, проверка покажет, что две половинки могут двигаться независимо друг от друга, вызывая боль при накусывании.
Однако стресс — не единственный фактор, вызывающий скрежетание зубами. Было доказано, что это проблема развития челюсти, поскольку челюсть не развилась до своего полного генетического потенциала.
Наши зубы, как и любой другой элемент нашего тела, разработаны и спроектированы таким образом, чтобы занимать своё место в полости рта. Мы растём, и всё встаёт на свои места — таков план природы.
Если бы наши рёбра сходились друг с другом или накладывались друг на друга, мы бы сочли это довольно тревожным. Когда наши зубы делают это, это считается обычным или «генетическим».
Переполненный рот, и как диета «упражняет» челюсть
На очень фундаментальном уровне мягкая диета не позволяет проявиться нашему генетическому потенциалу. Чтобы решить эту проблему, нам не нужно возвращаться к примитивному питанию «слаборазвитых» сообществ (у которых обычно идеально развиты челюсти и нет кариеса), но мы должны помнить, что, например, хлопья для завтрака или пюре не требуют больших мышечных усилий для проглатывания ни для детей, ни для взрослых.
Сейчас существуют такие издания, как Baby-LedWeaning, в которых рассказывается об успешном переходе от мягкого к более «жёсткому» типу питания для детей.
Если мы не ходим, не занимаемся спортом и т. д., то нет необходимости в крепких мышцах ног, костях и суставах. Если нам не нужно жевать, то нет необходимости в сильных челюстных мышцах и росте костей, к которым они крепятся. Если челюстные кости не растут, то нет места для зубов, которые в них развиваются.
При скученности и недоразвитости зубных дуг остаётся меньше места для языка, что влияет на дыхательные пути. В качестве компенсации, чтобы облегчить дыхание, челюсть вынуждена опускаться, чтобы ротовое дыхание могло заменить ограниченный носовой проход.
Воздух «кондиционируется» и согревается в носовых ходах, готовясь к поступлению в лёгкие. Тонзиллы и аденоиды теперь обязаны выполнять эту роль, и они увеличиваются в результате своих усилий по очистке воздуха, который мы вдыхаем через рот. Это увеличение ещё больше ограничивает пространство в задней части рта для воздуха, который нам необходим, что усугубляет проблему.
Поэтому, чтобы ещё больше облегчить дыхание, голова наклоняется вперёд, но это хроническое неправильное положение головы вперёд создаёт боль в голове и шее.
Во время сна мышцы расслабляются, и язык опускается назад. Но в случае узких дыхательных путей это перекрывает дыхательные пути, так как языку негде прилегать к недоразвитому нёбу. Перетяжка языка усугубляет проблему.
Завязанный язык и улучшение дыхания
Завязанный язык (анкилоглоссия) — это когда тонкая полоска ткани, называемая язычной уздечкой, соединяющая язык и дно полости рта, толще или короче, чем обычно. Это ограничивает движение языка. (Часть языка ребёнка, отвечающая за всасывание, находится в середине языка, а не на кончике). Анкилоглоссиясвязана с трудностями при грудном вскармливании и проблемами с речью, а также с общим развитием лица и механикой глотания.
Для детей старшего возраста или взрослых при освобождении уздечки языка обычно требуется миофункциональная терапия. Она включает в себя упражнения для языка и полости рта, которые обычно начинают делать до операции, чтобы укрепить язык, так как он был бездействующим или слабым из-за отсутствия нормальной активности.
Миофункциональные упражнения также иногда могут непосредственно исправить некоторые ранние ортодонтические состояния, просто выполняя эти упражнения, одновременно устраняя недостатки лицевой мускулатуры.
Доктор Джеральд Х. Симмонс — специалист в области медицины сна. Он занимается проблемами апноэ сна и т. д., но храп и скрежетание зубами — это смежные темы.
Полисомнография (PSG) — это исследование или тест, проводимый во время сна. Врач-сомнолог наблюдает за вами во время сна и записывает данные о вашем режиме сна, чтобы выявить имеющиеся нарушения сна.
При исследовании сна доктор Симмонс добавил к протоколу PSG другие процедуры. Он включил как грудные, так и пищеводные датчики для измерения воздушного потока и давления. Он мог регистрировать давление воздушного потока через пищевод, трахею и мышечную активность с помощью электромиографии (ЭМГ), прикрепляя провода к челюстным мышцам.
Доктор Симмонс и другие специалисты определили, что бруксизм — это механизм защиты дыхательных путей.
Когда вы ложитесь спать, вы начинаете дышать через нос, но если челюсти сильно недоразвиты, это приводит к большому сопротивлению носовых дыхательных путей. Когда носовое сопротивление возрастает, он обнаружил, что прежде всего челюстные мышцы расслабляются, рот открывается, губы разъединяются, чтобы обеспечить ротовое дыхание. Но он обнаружил, что дыхание ртом на самом деле не уменьшает сопротивление воздушному потоку.
Затем жевательные мышцы начинают работать, чтобы закрыть челюсть, но это также не приводит к уменьшению сопротивления воздушному потоку. Начинают работать другие челюстные мышцы, которые двигают нижнюю челюсть в различных направлениях. Это в свою очередь позволяет языку двигаться, поэтому периодически воздух может проникать за язык.
Когда этот защитный механизм — бруксинг (сжимание и скрежетание зубами) — становится успешным, проблема временно преодолевается, и таким образом телесная чрезвычайная ситуация может быть отменена. Мышцы расслабляются, но рот по-прежнему закрыт, поэтому сопротивление носовому потоку воздуха снова увеличивается, и процедура повторяется. В течение всей ночи организм пытается пропустить воздух через язык с помощью этого механизма.
Челюстные мышцы являются частью реакции «борьбы и бегства». Вы перестали дышать!
Естественно, это чрезвычайная ситуация, если вы не можете дышать, поэтому организм научился преодолевать её, двигая челюстью из стороны в сторону, чтобы открыть дыхательные пути.
Это удаётся, поскольку, по крайней мере, позволяет вам снова дышать. Этот цикл повторяется бесконечно всю ночь, поэтому вы спите очень мало или некачественно. Вы просыпаетесь с чувством усталости, а ваши зубы повреждены.
Поэтому проводится проверка сна, и вам может быть предоставлен аппарат CPAP (непрерывное положительное давление в дыхательных путях), который подаёт поток воздуха в дыхательные пути через маску — хотя не все могут переносить маску.
В качестве альтернативы или в сочетании с ним может быть показан аппарат для мандибулярного расширения (MAD). При его ношении нижняя челюсть немного выдвигается вперёд в течение ночи, что позволяет языку также выдвигаться вперёд. Капа, надеваемая для защиты зубов, обычно не так эффективна, как MAD, но может помочь.
Когда новое положение челюстей становится успешным, долгосрочная стабилизация может быть достигнута с помощью ортодонтических процедур, которые расширяют верхнюю и нижнюю челюсти, а также нёбо. Во время этого процесса у взрослых, которым в детстве удалили зубы для исправления скученности, образуются промежутки на месте первоначально удалённых зубов.
Традиционно зубы удалялись в области премоляров (позади клыков). Эти вновь образовавшиеся пространства, появившиеся после коррекционной ортодонтии, могут быть заполнены с помощью традиционных методов или просто оставлены, в зависимости от эстетики или предпочтений пациента.
Многие хронические заболевания у детей, а также у взрослых, разрешаются с помощью этих процедур. Энурез и поведенческие проблемы, связанные с недостатком сна, существенно влияют на развитие ребёнка.
Системы конусно-лучевой компьютерной томографии (CBCT) являются разновидностью традиционных систем компьютерной томографии (КТ). Системы CBCT, используемые стоматологами, вращаются вокруг пациента, собирая данные с помощью конусообразного рентгеновского луча.
Эти данные используются для построения трёхмерного изображения не только зубов, но и рта, челюсти, шеи, носа и горла.
Важной зоной для дыхания, особенно во время сна, является область горла, соединяющая носовой проход с лёгкими, и доступное пространство можно измерить с помощью CBCT до и после рентгеновских снимков. У некоторых людей с такими проблемами дыхания это пространство часто бывает очень узким.
После ортодонтического лечения или лечения аппаратами MAD можно увидеть, что этот узкий дыхательный путь либо немного, либо значительно расширен, что позволяет воздуху проходить с меньшими ограничениями. Даже незначительное расширение может привести к значительному улучшению носового дыхания.
Таким образом, ношение капы на ночь может существенно защитить зубы от скрежета, а более специализированные аппараты могут действительно позволить вам дышать.
Тед Л’Эстрейндж — более 40 лет занимался стоматологией в Австралии и в Соединённом Королевстве и 7 лет руководил сессионной клиникой ВНЧС в Британской школе остеопатии.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram